Вы здесь

Из тетради «Бумажные кораблики»


Владимир МАКАРОВ


Из тетради «БУМАЖНЫЕ КОРАБЛИКИ»

ЗЕМНОЙ АД, ЗЕМНОЙ РАЙ

Чтобы представить сегодня земной ад, не требуется большого воображения. Достаточно включить телевизор, где идет американский (или нынешний российский) боевик, или какую-нибудь передачу о бесчисленных криминальных разборках, или даже, новостную, как теперь говорят, программу.
Вот он, земной ад: заложники в чеченских ямах; подвешенные за руки, связанные,
с заклеенными скотчем ртами пленные; месиво из фрагментов людских тел из-под траков тяжелых танков; обугленные скелеты многоэтажных домов после гексогеновых взрывов; разбухшие трупы коров и овец... довольно: леденеет в сосудах кровь и сердце заходится в аритмии.
А для описания земного рая (хотя бы одной его картинки) я
воспользуюсь стихотворением русского поэта:

Я к ней вошел в полночный час.
Она спала,
луна сияла
В ее окно,
и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди,

И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.

Вот и возникает главный вопрос: что же, на нашей грешной земле всегда будет эта борьба
противоположностей, это одновременное существование ада и рая?
Или грядут времена сплошного ада?
Или установится когда-нибудь сплошной рай?
Кто нам ответит? Но думать-то, но предвидеть-то, но
действовать-то надо нам самим, людям...


ДОМИНАНТА РУССКОГО СЕРДЦА

Работая в педвузе, я в свое время курировал на филологическом факультете выпуск стенной газеты. Она называлась по-маяковски «Во весь голос» и была огромной, в несколько ватманских листов. Материала, тем не менее, всегда хватало, порою с избытком, что неудивительно: факультет-то филологический!
И вот однажды мне пришла такая мысль разослать письма различным поэтам и попросить у них автографы их любимых стихотворений для нашей газеты.
Декан мою идею одобрил, и вскоре в стенгазете красовался автограф стихотворения Ильи
Фонякова «Говорите о любви любимым...»
Потом в рубрике «Автограф поэта» были и другие имена, но мне особенно запомнился автограф ленинградского поэта Александра Кушнера тонкого лирика, интеллектуала, филолога по образованию. Тогда, вместе со стихами, поэт прислал мне и письмо.
Шли годы. Я следил, как и многие любители поэзии, за творчеством Кушнера, читал его новые книги, многое нравилось и
запоминалось И вот наступили перестроечные времена. Изменилась страна, изменилась жизнь, общество разделилось на богатых и нищих, коих большинство.
И в эту лихую для России годину один из моих любимых современных поэтов
Александр Кушнер публикует такие стихи:

Пить вино в таком порядке:
Рислинг
кисленький и гладкий,
Херес чуть шероховат
И портвейн, как столик шаткий,
И мускат, как бы покат.

Что скажешь? Изящно! Тонко! Вкусно! Мастерски!..
Но почему-то сердце
бередят сегодня совсем другие строки, написанные другим Александром, жившем в том же великом городе на Неве, великим Блоком:

На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей
отчизне...

Или:

Я ухо приложил к земле.
Я муки криком не нарушу.
Ты слишком хриплым стоном душу
Бессмертную томишь во мгле!
Эй, встань и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот
Был мрак, где не видать ни зги!

Или:

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые
уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта
нет. Покоя нет.

Конечно, кто-то мне возразит: пройдут трудные времена, и строки Блока будут не нужны, их забудут, а поющие красоту жизни поэты пребудут
вечно...
Может быть, и так.
Однако многие русские сердца испокон веку работали и работают в такой доминанте
чем больнее, тем дороже. А худо это или хорошо, Бог знает.


ЧУБАЙС И «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»

Что за странная связь? скажет возможный читатель этого моего «кораблика».
Действительно, что может быть общего между рыжим
непотопляемый! «реформатором» Чубайсом и русской певицей Надеждой Кадышевой, являющейся душой и основой ансамбля «Золотое кольцо»?
Представьте, я постараюсь сейчас установить эту связь.
В недавний день, просматривая свежие газеты, я обнаружил скромную, затерянную среди других куцых
информаций, заметочку в несколько строк о том, что чубайсовское правление РАО «ЕЭС России» доложило в Англии о плане перестройки электроэнергетики России, хотя этот план еще не обсуждался ни в Правительстве, ни в Думе.
Иными словами, Чубайсу и его компании плевать и на российское Правительство, и на Думу
они лишь подтвердят то, что сделает он, а именно: расчленит и обескровит отрасль, от которой зависит само существование страны. Потому-то и можно смело уже сегодня докладывать своим английским патронам...
Ошеломленный такой информацией
(о чем нужно не скромненько пискнуть в газетной заметке, а кричать на всех площадях и звонить во все колокола!), я пошел на кухню «перекурить» собственное потрясение, да заодно, включив радио, немного успокоиться и прийти в себя. А по радио как раз звучал рассказ Надежды Кадышевой о ее творчестве, об ансамбле «Золотое кольцо», а затем и зазвучали песни этого во многом декоративного, лубочного, хотя и, несомненно, талантливого коллектива. Причем передача сопровождалась обильной, многословной похвальбой в адрес «Золотого кольца».
Вот вам и связь, не сразу и не резко заметная: оставим матрешек, балалайки, гармони да развеселые ансамбли русским,
пусть потешатся! А под этот «базар» будем и дальше прибирать неисчислимые богатства российские! Очнутся русопятые да будет поздно!
А
с годами, в будущем теми же балалайками да гармонью можно будет с успехом развлекать заокеанских хозяев колониальной России...


ГОРЕЧЬ

Как реликтовые сосны в рощах Пицунды, где бывал я в благословенные советские времена, остаются еще в нынешнее время островки, группы людей, которым близка и дорога поэзия. Но людей этих все меньше и меньше, а все больше и больше таких, что абсолютно равнодушна к стихам. Все больше и таких, что откровенно цинично говорят о поэзии.
И все чаще я вспоминаю горькие строки Николая
Рубцова:

Я им кричу:
Куда же вы? Куда вы?
Взгляните ж вы, какие здесь
купавы?
Но разве кто послушает меня...

Горько... Горько и страшно, что сейчас всеми силами и средствами вытравливают добрые
чувства в людях, особенно молодых, души которых незрелы и податливы, подавляют в них тягу к красоте, к совершенству, к справедливости.
А мне, как
пишущему человеку, особенно больно, что отвращают людей от поэзии, заменяя ее хохмами рифмованными и нерифмованными... И не злой я человек, но порою так и хочется сказать этим черствым, суперпрагматичным людям: отольются вам наши слезы...


ПАРАДОКСЫ НТР

Целые годы недолгой жизни великого казаха Чокана Валиханова связаны с Омском здесь он учился в кадетском корпусе, здесь служил, здесь сформировался как необыкновенная личность. Все это, казалось бы, широкоизвестно.
Но вот в дни 150-летнего юбилея Валиханова
(а юбилей отмечался у нас в Омске широко и достойно) мне случилось быть свидетелем такого эпизода. Юнец звонит по телефону-автомату своему приятелю (дело было вечером), узнает, что тот смотрит телевизор, спрашивает, что идет «по телеку». Тот отвечает ему (как раз в те вечера шел многосерийный фильм о Чокане), и его собеседник громко, на всю площадь (будка открыта) переспрашивает: А? Кто? Великанов? Какой еще Велиханов?
Надо добавить к этому, что по совпадению разговор этот идет из автомата, установленного буквально в 500 метрах от кадетского корпуса, того самого!
Вот вам и парадоксы технического прогресса
один спрашивает по телефону, другой отвечает ему тоже по телефону и одновременно смотрит телевизор, но почему же они даже не слышали имени человека, о котором я и мои сверстники многое знали в нашем урмане, в пору нашей далекой бестелефонно-бестелевизорной юности?!