ЛЕТО

 

* Лето крестьянину — отец и мать.

* Рады люди лету, а пчелы — цвету.

* В летнюю пору заря с зарей сходится.

* Летний день год кормит.

* Июль, август и сентябрь (бабье лето) — каторга (покос, уборка хлебов), да после будет мятовка (еда).

* Не моли лета долгого, моли лета теплого.

* * *

* Лето бурное — зима с метелями.

* Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

 

ИЮНЬ

ХЛЕБОРОСТ, СКОПИДОМ, ЧЕРВЕЦ

 

* Июнь край пролетья, начала лета. Земля русская утопает в зелени и цветах. Цветут голубовато-фиолетовые ирисы, оранжево-желтые жарки (купальницы), кукушкины чирки, голубые водосборы, даурские лилии, кудрявые ярко-красные и алые саранки (степные и таежные), черногрив (золотистый рододендрон), желтые лилии, лилово-розовый бадан, сиреневые альпийские астры, голубые незабудки, розовые грушанки; цветут черемуха, брусника, черника, смородина, малина и так далее. Появляются выводки глухарей, косачей (тетерева), рябчиков.

* * *

* «У крестьян существовала поговорка: спашешь пашню на один ряд — один урожай получишь, спашешь на два ряда — два хлеба получишь. Г. Е. Заиграев рассказывал: “Крестьяне замечали, что поднявшиеся после первой вспашки сорняки при пахоте вдругорядь попадали под пласты земли и там уничтожались, к тому же, перегнивая, они служили в качестве удобрения”. <...> На первый раз пары поднимали в июне с Петрова дня и боронили через 10–15 дней, а на второй раз пахали с Прокопьева дня и боронили двойные пары в августе. Если на один ряд готовили пары, то их пахали с Прокопьева дня и боронили с Успенья. <...> Если заготовишь хороший пар — и полоть не надо» (Ф. Болонев).

* Помимо полевых и огородных забот, помимо ухода за скотиной общинные крестьяне ремонтировали в июне дороги, мосты; очищали берега рек и озер от наносного мусора; драли лиственничную и еловую кору на крыши бань и завозень, амбаров, скотских стаек, для лубка пошевень или кошевок (выездные легкие сани). Шло подсачивание — сдирание коры, подрубка корней дерев под будущую целинную распашку, — чтобы дерево высохло. «Соково дерево» — очищенное от коры, высохшее на корню — было особенно прочно и шло на бастырки (гнет для воза сена), на черни для лопат и вил. Драли лыко с тальника для дубления кож; сами очищенные прутья шли для плетеных рыболовных снастей (морд, корчаг). Кое-где с конца июня начинали сенокос.

* * *

* Июньские зори хлеб зорят, скорее дозревать велят.

* Впряжет июнь в работу, а от песен отобьет охоту.

* В июнь-разноцвет дня свободного нет.

* * *

* «В Июне главными условиями благоприятной для полей погоды являются тепло и влага; только с конца месяца избыток влаги становится уже несколько опасным, да и то не везде. В метеорологическом отношении Июнь служит показателем погоды на декабрь (курсив мой. — А. Б.). С летнего солнцестояния, с солноворота, когда солнце на зиму поворачивает, — лето на жару идет, — день убывает, тепло прибывает... Как со дня солноворота замечается усиление летнего тепла, так с Иванова дня начинается второй и часто более дождливый период лета — период уборки трав, созревания хлебов, подготовки пара к озимому посеву. Около этого же времени одна за другой замолкают певчие птицы. Дожди, ниспадающие в конце месяца, хотя они и непрошеные, вредного влияния на хлеба уже не оказывают, только сенокосу они могут помешать да сено испортить. Вторая половина Июня составляет самый важный период и в жизни пчел; после успешного при благоприятных условиях роения у них усиленный медовый сбор. С Петрова дня крестьяне в средней России готовятся к уборке — наступает тяжелая страдная» (А. Ермолов).

 

 

1 июня (19 мая по старому стилю)

ИВАН-ДОЛГИЙ

Иоанна, епископа Готфского (скончался в 790 г.). Благоверного князя Димитрия Донского (скончался в 1350 г.)

 

Будущий святитель Иоанн родился в торжище Партениты (ныне поселок Партенит городского округа Алушта) по усердной молитве своих родителей и с юности подвизался в иночестве. Преподобный совершил путешествие в Иерусалим, в течение трех лет обошел все святые места, а затем возвратился на родину. В то время византийский император Константин V Копроним (741–775 гг.) изгнал готфского епископа. Готфские христиане стали усердно просить святого Иоанна быть их епископом. Святой Иоанн отправился в Иверию (Грузию), сохранившуюся от распространения иконоборческой ереси, где был посвящен в священный сан. По возвращении к готфам он был принужден вскоре покинуть их. Скрываясь от преследования хазаров, он удалился в Амастриду, где прожил четыре года. Услыхав о смерти кагана, святитель сказал: «Через сорок дней я пойду судиться с ним перед Христом Спасителем». Действительно, через сорок дней святитель скончался. Это произошло в то время, когда он обращался с поучением к народу. Тело святителя было перевезено в монастырь Парфенит, расположенный в Крыму у подошвы горы Аю-Даг, где святитель прежде жил у построенного им большого храма во имя святых апостолов Петра и Павла.

 

Благоверный князь Димитрий Донской стал знаменитым в русском православном мире не просто как великий охранитель земли Русской и народа, ее населяющего, в лихую годину монголо-татарского ига, но как защитник Церкви Христовой. Не случайно великий молитвенник земли Русской, светозарное светило в православном Российском царстве, неусыпный сохранитель рода русского отец Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец возлюбил князя Димитрия. Не случайны его слова, сказанные князю Димитрию, который отправлялся в ханскую ставку на переговоры: «Если требует чести — отдай, если ищет золота — отдай, но за веру православную и Христову Церковь нам подобает и кровь свою пролити и живот свой положити...»

* * *

* На Ивана-долгого продолжают сеять огурцы.

* После Ивана не надо жупана (тепло).

* Если первые два дня июня льет дождь — весь месяц сухой.

 

2 июня (20 мая по старому стилю)

ФАЛАЛЕЙ-ОГУРЕЧНИК

 

Мученика Фалалея (скончался в 284 г.)

 

Мученик Фалалей, христианин родом из Ливана (Сирия) был обучен врачебному делу. Будучи врачом, бесплатно исцелял хворых, а посему назван Церковью Бессребреником и призывается в молитвах над больными в таинстве Елеосвящения и при освящении воды. Претерпел много гонений от языческих правителей. Несколько раз его пытались предать мучительной смерти, но благодать Божия отводила ее, пока язычники не посекли его мечом. От мощей святого Фалалея происходили многие чудеса.

* * *

* Пришел Фалалей — досевай огурцы скорей.

* Средний посев огурцов.

* Фалалей-тепловей — прясла вей.

 

3 июня (21 мая по старому стилю)

КОНСТАНТИН И ОЛЕНА

ЛЕНОСЕЙКА, ЛЬНЯНИЦА, ДЛИННЫЕ ЛЬНЫ

 

Равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены (скончалась в 327 г.). Владимирской иконы Божией Матери

 

Святой император Константин (306–337 гг.), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306 гг.), после смерти которого Константин в 306 г. был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 г. Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 г., когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства. Столица была перенесена на восток в город Византию, которая была позже переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви и заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам. Крест был чудесным образом обретен в 326 г. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, а часть Креста взяла с собой для вручения императору. За великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной. Губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 г. Первый Вселенский собор в городе Никее. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

После Никейского собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 г. и был погребен в церкви святых апостолов в заранее приготовленной гробнице.

* Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 г. от нашествия татар, когда молитвами святых и заступлением Божией Матери город избавился от врагов.

* * *

* «На день св. Елены поселяне начинают сеять лен. Этот день они называют длинные льны. В надежде на хороший урожай льна старушки с каждой бабы собирают по паре печеных куриных яиц и кладут их тихонько в мешок с семенами» (И. Сахаров).

* * *

* Посев льна — это суть бабий и девий праздник, во время которого исполнялось много обрядовых песен. Лен — это будущее полотно, будущие девичьи наряды, а посему лен в русском песенном творчестве связан с девичьими сокровенными заботами: надо попригоже нарядиться, парню приглянуться, надо выйти замуж за желанного, надо с суженым жить в любви и ласке.

 

Под лесом, лесочком,

Под темным, зеленым,

Сеяли, сеяли

Девки лен, лен,

Сеявши, говорили:

«Зародися, мой льнище,

И долог, и тонок!

Золотое коренье,

Серебряно семя!»

Стали горевати:

Не с кем и льну,

И льну брати.

Муж говорит:

«Пойду ж я с тобою,

С молодой женою».

— Какое ж твое бранье —

Весь день целованье!

 

4 июня (22 мая по старому стилю)

ВАСИЛИСКА — СОЛОВЬИНЫЙ ДЕНЬ, ВАСИЛЬКОВЫЙ ДЕНЬ

 

Мученика Василиска (скончался около 308 г.)

 

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона. Принял много страданий от языческих правителей за неколебимую веру во Христа Спасителя, который являлся ему, благословляя и укрепляя дух. К святому мученику Василиску при его земной жизни, потом к его святым мощам приходили христиане для исцеления и по святым молитвам мученика получали исцеления.

* * *

* На Василиску русские крестьяне «не сеяли, не пахали — этот день пережидали, чтобы поля не засорились, васильки не уродились» («Круглый год»).

 

5 июня (23 мая по старому стилю)

ЛЕОНТИЙ-ОГУРЕЧНИК

 

Святителя Леонтия, епископа Ростовского (обретение мощей 1164 г.). Преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой (скончалась в 1173 г.). Собора Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских – епископа Леонтия (скончался в 1073 г.), епископа Исайи (1090 г.), епископа Игнатия (1288 г.), епископа Иакова (1391 г.), епископа Феодора (1394 г.), митрополита Димитрия (1709 г.); преподобного Авраамия архимандрита (XII в.), преподобного Иринарха затворника (1616 г.); благоверного князя Василия (Василько) (1238 г.), благоверного Петра, царевича Ордынского (1290 г.); блаженного Исидора Твердислова, Христа ради юродивого (1474 г.), блаженного Иоанна Власатого (Милостивого), Христа ради юродивого (1580 г.). Ярославских чудотворцев — благоверных князей Василия (1249 г.) и Константина (1257 г.), благоверных князей Феодора (1299 г.) и чад его Давида (1321 г.) и Константина (XIV в.)

 

Святитель Леонтий, епископ Ростовский – один из выдающихся архипастырей земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которые можно считать достаточно достоверными, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря. По происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли.

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI в. и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, но, испытав многие скорби от язычников, многих же идолопоклонников просветил светом Христовой веры и крестил. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», – говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением православия в местах прежнего идолослужения. Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 г. он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.

Празднование Собора Ростово-Ярославских святых 23 мая по старому стилю установлено решением Святейшего Патриарха Алексия (скончался в 1970 г.) и Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 марта 1964 г.

 

* * *

* Последний сев огурцов.

* По старинному крестьянскому обычаю сеяльщики стараются покрыть тайной первую посадку, потом — первую грядку и первый огурец, дабы, говорят, чужой глаз не сглазил, не изурочил будущий огуречный урожай.

* В некоторых российских землях в этот день сеяли коноплю.

 

7 июня (25 мая по старому стилю)

ИВАНОВ ДЕНЬ

 

Третье обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна свершилось около 850 г. в Команах, где она была сокрыта в земле в пору иконоборческих гонений. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и помещена в придворной церкви, а часть святой главы находится на Афоне. (Подробнее о святом житии Иоанна Крестителя в главе, посвященной Рождеству честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, — 7 июля по новому стилю.)

* * *

* Наши крестьяне полагали, что в этот день падают вредные (медяные) росы, от каких на животину наваливается хворь, блекнут и сохнут на деревьях листья. Если захворает малое дите, считали, что набегался по медяной росе.

* На Иванов день начало позднего сева яровых хлебов.

 

9 июня (27 мая по старому стилю)

ФЕОДОРА

 

Мученицы Феодоры девы и мученика Дидима воина

(скончались в 304 г.)

 

Святая дева Феодора, представ перед судом правителя Александрии Евстратия, бесстрашно исповедала себя христианкой. Тогда ее отвели в блудный дом, где развратные юноши стали спорить о том, кому первому войти к ней. В это время христианин Дидим в воинской одежде беспрепятственно вошел в блудный дом, разогнал испуганных блудников и спас святую деву. Приведенный к разгневанному судье, святой Дидим рассказал о том, как освободил святую деву, за что сам был осужден на смертную казнь. На место его казни пришла святая дева Феодора и, обращаясь к святому Дидиму, сказала, что желает умереть вместе с ним. Правитель, увидев святую мученицу, приказал умертвить обоих.

 

10 июня (28 мая по старому стилю)

НИКИТА-ГУСЯТНИК

 

Преподобного Никиты Исповедника, игумена обители Мидикийской

(скончался в 824 г.)

 

Преподобный Никита мужественно обличал иконоборческую ересь при царе Льве Армянине, за что подвергся мучениям. После смерти святого у мощей святого совершались чудеса исцеления.

* * *

* Еще в середине XX века среди русских детей жила веселая игра «Волки и гуси», которая начиналась с разговора «волков и гусей»:

 

— Гуси, гуси!

— Га, га, га!

— Есть хотите?

— Да, да, да!

— Ну, летите,

Как хотите,

Только крылья берегите...

«Гуси» старались пробиться за безопасную черту на земле, а «волки» ловили их и щипали. Пойманные «гуси» выбывали из игры.

 

11 июня (29 мая по старому стилю)

ФЕОДОСЬЯ-КОЛОСНИЦА

КОЛОСЯНИЦА, ГРЕЧУШНИЦА

 

Мученицы Феодосии, девы Тирской (скончалась в 307 г.)

 

В этот день празднуется память перенесения святых мощей мученицы Феодосии в Константинополь и Венецию. А день памяти святой отмечается 3 апреля по старому стилю.

* * *

* Около этого дня начинает идти в колос озимый хлеб.

* «С этого дня начинают кормить скотину печеными сочнями и хлебными баранками, с надеждой, чтобы она более плодилась» (И. Сахаров).

* Называли Федосью и гречушницей — сеяли гречу.

 

12 июня (30 мая по старому стилю)

ИСАКИЙ

 

Преподобного Исаакия, исповедника Далматского (скончался в 383 г.)

 

Преподобный Исаакий был прославлен Церковью Христовой за то, что мужественно противостоял ереси Ария, сторонником которого был царствовавший в Константинополе в 364–378 гг. византийский император Валент.

* * *

* «...С этого дня будто бродят змеи по лесам станицами и что их тогда убивать очень опасно. <...> И что от укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить. На этот день начинают садить бобы. Дальновидные старушки иначе не приступают к сажанию бобов, как наперед не вымочивши их в озимой воде. Озимую воду для этого собирают в лесных оврагах, где долго лежит снег. При сажании бобов они приговаривают: “Уродитесь, бобы, и крупны и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный”» (И. Сахаров).

 

13 июня (31 мая по старому стилю)

ЕРЕМЕЙ (ЕРМИЙ)-РАСПРЯГАЛЬНИК

 

Апостола от семидесяти Ерма (I в.)

 

Святой мученик Ермий принял за Христа от языческой власти страшные муки. Его били по лицу, содрали с лица кожу, бросали в раскаленную печь, травили ядом, вытягивали жилы, выкололи глаза, бросали в кипящее олово, подвешивали вниз головой, но святой мученик перенес все муки, не отрекаясь от Бога, но благодаря Господа Иисуса Христа. Пока сам правитель не отрезал голову мученика ножом. Святой именем Иисуса Христа исцелял больных при жизни, и от мощей мученика Ермия люди получали многие исцеления.

* * *

* По крестьянскому календарю Еремей сев начинает, Еремей сев и кончает (14 мая, 14 июня).

* Распрягальник — «выпряжка волов и лошадей из рабочих хомутов ярма» у всех хозяев, кроме беспечных и нерадивых (М. Забылин).

* Повесь сетево — лукошко с семенами. Конец посеву яровых хлебов, кроме гречихи.

 

14 июня (1 июня по старому стилю)

УСТИН

 

Мученика Иустина Философа (скончался в 166 г.)

 

Святой мученик Иустин Философ свои обширные философские познания и талант посвятил проповеди Евангелия среди язычников Римской империи. Им были написаны многие религиозные сочинения. Святой Иустин принял мученическую смерть в Риме.