Вы здесь

Мирная жизнь на «Красном проспекте»

В Новосибирске прошли выставки в рамках проекта «Красный проспект. #Победа!». Первое «посткарантинное» мероприятие в художественной сфере города привлекло внушительный поток зрителей.

 

Учрежденная Новосибирским региональным отделением Союза художников России в 2011 г. художественная выставка «Красный проспект» — это межрегиональный выставочный и искусствоведческий проект современного культурного пространства РФ. Он проводится раз в три года при поддержке министерства культуры Новосибирской области. В 2020 г. «Красный проспект» проходит в рамках реализации национального проекта «Культура» и посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Красный проспект» стал знаковым событием — первым публичным мероприятием в сфере живописи после смягчения вызванных пандемией ограничений. Открывая 17 сентября выставку, губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил, что «Красный проспект» возвращает горожан к полноценной художественной жизни.

«Сотни авторов из разных регионов России прислали свои работы, — рассказал председатель Новосибирского регионального отделения Союза художников России Вадим Иванкин. — Концептуально мы разделили их на четыре выставочных пространства, однако они объединены общей идеей — 75 лет мирной жизни. Нам вновь предстоит пройти по Красному проспекту, посмотреть на мир глазами художника и осознать ценность простых вещей, высоких мыслей, искренних чувств и настоящего искусства».

В 2020 г. «Красный проспект» должен был стать международным проектом, но коронавирус внес в эти планы свои коррективы. По словам В. Иванкина, в 2017 г. проект был более масштабным и более продуманным, нынешняя выставка стала во многом импровизационной: она готовилась меньше двух месяцев. Однако у нее было преимущество — более качественный отбор работ. «В этот раз он проходил без присутствия авторов-претендентов, — пояснил В. Иванкин. — На комиссию не могли влиять жалобные взгляды сотоварищей-художников. “Отборщики” работали спокойно, свободно и честно. Допускаю, что такой способ можно использовать и в дальнейшем — в решениях меньше ангажированности и “политических” мотивов».

Экспозиции выставки разместились на четырех арт-площадках Новосибирска — в Союзе художников России, арт-центре «Красный», ЦК19 и Новосибирском художественном музее. Все они расположены вдоль Красного проспекта — главной улицы Новосибирска. Экспозиции выставки включали более 450 живописных и графических работ, скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства. Они объединили современных профессиональных художников Кемеровской, Магаданской, Новосибирской, Омской, Томской областей, Алтайского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Башкирии, Бурятии, Республики Саха, Хакасии, а также города Москвы.

Большая часть работ экспонировалась на центральной площадке проекта «Красный проспект» — в Новосибирском художественном музее. Здесь были представлены работы художников из пятнадцати регионов страны, причем самыми активными участниками стали красноярцы. Работ из Красноярска было больше всего и на выставке «Красный проспект. #Эволюция» в арт-центре «Красный», где экспонировались произведения стажеров творческих мастерских.

Церемонии открытия выставки в художественном музее и в Центре культуры ЦК19 (там экспонировались только новосибирские художники) вызвали большой интерес публики. Поскольку количество посетителей ограничивалось в силу требований эпидемиологической безопасности, то не успевшие попасть в зал в первых рядах даже пытались протестовать.

На открытии выставки в художественном музее были объявлены имена лауреатов премии выставки «Красный проспект». Ими стали Бальжинима Доржиев (Улан-Удэ), Владимир Хрустов (Хабаровск) и Николай Врясов (Красноярск). Доржиев — автор красочных работ, в которых отражена бурятская природа и мифология. Владимир Хрустов передал в дар музею свою картину «Короткое северное лето». А Николай Врясов пишет пейзажи — суровые, как сама Сибирь. Гран-при — премию в области изобразительных искусств имени Николая Грицюка — жюри присудило Вадиму Иванкину.

Пожалуй, самое пристальное внимание зрители проявляли к полотнам омича Сергея Сочивко «Война грибов» и «Война ягод», полным юмора и сочных летних красок. На одном из них ведется бой лилипутских войск за грибы, на втором — за ягоды. Однако в гротесковой театральности «Войны грибов» есть ощущение настоящей опасности — его создают самолеты-истребители, кружащие над землей.

Почти гипнотическое воздействие оказывает картина Александра Гаврилова (Новокузнецк) «Уставшая щука». Зубастая рыбина залегла на дно, и по утомленному взору ее ясно, как надоели ей шумные отдыхающие, что суетятся на берегу. Судя по реакции зрителей, это настроение близко многим жителям мегаполиса.

И все же большинство картин реалистичны. Таково, к примеру, полотно «Байкал. Поселок Никола, пост ДПС» иркутянина Владимира Осипова. Картина напоминает документальный кадр, фиксирующий рыбацкое поселение. Оно расположено на взгорье, и кажется, что домишки того и гляди съедут по склону на шоссе. Несмотря на мрачный колорит гор и неба, картина просто дышит жизнью.

По мнению куратора выставки, старшего научного сотрудника Новосибирского художественного музея Сергея Тиханова, одними из самых примечательных работ выставки стали картины магаданского художника Константина Кузьминых «Цветы», «Лестница в небо» и «У моря». «У “Лестницы в небо” в голове сама собой начинает звучать одноименная композиция Led Zeppelin», — говорит собеседник.

Очень мощно на выставке звучали и сибирские этнические мотивы. На картине «Беркутчи» алтайского художника Николая Острицова — ловцы орлов, ожившая легенда. А название полотна Дюлустана Бойтунова кажется посетителям выставки непривычно длинным: «У хорошей лошади один хлёст, у хорошего человека одно слово». Всадники и кони — излюбленная тема якутского живописца.

Помимо живописи, на выставке была представлена и современная скульптура, выполненная в самых разных материалах — металле, камне, кости, бивне мамонта.

«Выставка получилась живая, незакостенелая, — говорит Сергей Тиханов. — Нет ничего ультраавангардного — экспозиция ориентирована на разговор со зрителем, но виден поиск, а поиск всегда интересен. Такие выставки полезны и художникам, которые преимущественно варятся в собственном соку, поскольку дают возможность увидеть творческий вектор коллег из других регионов».

На открытии выставки в ЦК19 новосибирский художник Виктор Бухаров заявил «Сибирским огням», что ему нравится только картина Юрия Третьякова «С наступающим!». Холст, действительно, поражает, и не только большим размером. На первый взгляд, картина реалистична. На ней предновогодний день, обряд украшения пышной елки, штрихи советского быта и предвкушение праздника. Но одна деталь из другого художественного мира — не замеченная людьми крыса, крадущаяся к елке, — опрокидывает благостную обыденность и приближает сюжет к страшноватой сказке.

Картины, посвященные окончанию войны, написаны в разных жанрах. Полотно Александра Романова «Сыны! Берегите Россию!» — традиционный реализм. На нас смотрит старый фронтовик, чей безмолвный наказ — в названии картины. А «Забытые солдаты» Александра Беляева абстрактны, но их эмоциональный заряд, кажется, не меньше. Красные пятна на темном фоне — это те самые погибшие солдаты, вернее, их пламенеющие тени.

В рамках проекта работала и персональная выставка: экспозиция произведений художницы из Омска Анастасии Гуровой «Тбилисоба».

А 18 сентября в Новосибирском художественном музее прошел круглый стол «Искусство и территория», на котором искусствоведы, кураторы, художники из Москвы, Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Салехарда и Алма-Аты обсудили влияние искусства на развитие территории и тот отпечаток, который территория накладывает на культурный контекст.

Искусствовед, начальник отдела музейно-выставочных проектов парка «Зарядье» Петр Баранов рассказал о тенденциях актуальных музейных проектов и их «культурном коде». «Мы научились развешивать картины и готовить к ним этикетки, но не научились преподносить живопись», — убежден эксперт. По его мнению, очень важный выставочный фактор — это свет. Многое зависит от того, какая используется светотехника и как она освещает ту или иную картину. Второй по значимости фактор — этикетки. «Они должны быть большого размера, слова должны читаться! — говорит Баранов. — Важен и “поминальник”, в котором указывается, кто был спонсором выставки, кого нужно поблагодарить».

П. Баранов рассказал о современных способах освоения выставочных пространств в различных европейских и московских арт-центрах. В оформлении пространства активно используется графика, которая может подчеркивать красоту или экзотичность того или иного объекта. Иногда в дополнение к картинам в зале размещаются специально оформленные столы. «В наше время особое значение приобретает текст, — поясняет П. Баранов. — Для среднего зрителя важна определенная дополнительная информация, которая объясняет, почему именно этот художник и эта картина». Другой актуальный тренд — демонстрация живописи и дизайна одежды на одной площадке. К примеру, модельеры делают выставки костюмов, размещая на стенах полотна вдохновивших их художников. Упомянул эксперт и о важности навигации в выставочном зале. «В любом пространстве на входе должны пояснять, где и что находится, — говорит П. Баранов. — В любом европейском музее на входе есть информация: в каком зале — древнее искусство, в каком — классицизм».

Мнения участников дискуссии о внедрении современных выставочных технологий в регионах разделились. Одни художники говорили о том, что этому мешают условия создания выставок: региональные бюджеты несопоставимы со столичными. Другие убеждали, что подлинное желание модернизации преодолевает препятствия.