Вы здесь

Новосибирск глазами Василия Касаткина

Василий Александрович Касаткин (1908—1992) работал в Новосибирске с 1934 года. Сначала в тресте «Запсибпроект», потом в «Горстройпроекте». Участвовал в проектировании таких знаковых для Новосибирска зданий, как Сибкрайисполком и Стоквартирный дом. В годы Великой Отечественной войны Василий Александрович служил в инженерных войсках, участвовал в минных работах, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени. После войны принимал участие в проектировании зданий Новосибирска и Бердска, в том числе в разработке их генеральных планов.

 

Новосибирск стремительно меняет свой облик. Человек, уехавший из города лет на пять, по возвращении рискует не узнать когда-то виденных улиц. Что уж говорить о Новосибирске 1930—50-х годов: во многом он сохранился лишь на старых фотографиях, открытках, рисунках.

Василий Александрович Касаткин оставил нам целую акварельную летопись Новосибирска. Его рисунки, как архитектурные отмывки тушью, детально точны в графике, исторически и архитектурно правдивы и в то же время мягко-лиричны, наполнены светом и прозрачностью акварели.

Год назад Музей Новосибирска организовал на улицах нашего города мобильную выставку, представившую более трех десятков репродукций работ художника. Это виды Новосибирска, где встретились в одном историческом времени тихие, патриархальные домики и новые городские здания.

На акварелях этого удивительного художника порой изображены места, которые непросто узнать: они подверглись метаморфозам времени.

Например, рисунок «Киоски Ипподромского рынка. 1948 г.». Этот рынок сформировался в 1930-х годах, когда Центральный базар стали постепенно вытеснять с нынешней площади Ленина. После войны Ипподромский рынок разделили на колхозный и вещевой. Последний выселяется на окраину города, а колхозный продолжает расширяться и сегодня является популярным местом торговли — Центральным рынком.

На другой акварели изображен шатер у Ипподромского рынка. В 1940—1970-х годах в летние месяцы во многих местах Новосибирска устанавливали круглые шатры, в которых демонстрировался популярный аттракцион «Гонки по вертикали». Каскадер на мотоцикле разгонялся, заезжал на вертикальную стену под зрителями и делал по ней несколько кругов с акробатическими трюками.

На этих рисунках Касаткина изображены внутренняя территория рынка и вид со стороны улицы Гоголя — с трамвайной линией, демонтированной позже, при строительстве метрополитена.

Нелегко узнать и «Красный проспект на пересечении с улицей Горького. 1948 г.». Дом социалистического земледелия (на заднем плане) был построен еще до войны. На его четырех этажах размещался сельскохозяйственный институт. Но в 1941 году здание было отдано эвакуированному из Ленинграда НИИ измерительных приборов, который до сих пор является одним из основных научных центров разработки средств радиолокации.

Перед ним стоят дома еще дореволюционной постройки. В розовых тонах — хорошо известные в Ново-Николаевске меблированные комнаты купца Д. Е. Барабанова. В апреле 1918-го моряки-балтийцы установили на втором этаже этого здания первый в городе радиоприемник, который позволил напрямую принимать информацию из Москвы. Потом здание долгое время занимала городская прокуратура. А справа находился ресторан «Московский», который принадлежал 1-й сибирской артели официантов и поваров. «Спешим известить г. г. уважаемых посетителей, что при ресторане открыта Азиатская кухня, где можно получать настоящие кавказские ШАШЛЫКИ и всевозможныя кавказские кушания, под личным наблюдением кавказского кулинара» — гласила реклама. Она настойчиво приглашала горожан «убедиться лично», что «на все цены очень дешевыя»1.

Сегодня здесь стоит композиция «Сибирские просторы» с четырьмя соболями, держащими купол оперного театра, а здание Дома социалистического земледелия вместе со стоящим напротив «Домом под строкой» составляют своеобразные ворота в Октябрьский район со стороны Красного проспекта.

Два рисунка посвящены стадиону «Спартак» — месту, знакомому каждому новосибирцу. До революции здесь находилась воинская часть городского кладбища, где были захоронены солдаты, погибшие в Первую мировую войну. В 1925 году на его месте стали строить городской стадион, которому позднее дали имя раба-гладиатора Спартака. Поначалу были построены лишь две деревянные трибуны на пять тысяч мест. Стадион торжественно открылся в 1927-м. В 1952-м в связи с ветхостью стадион был закрыт на реконструкцию, а в 1955—1956 годах на месте старой деревянной трибуны со стороны улицы Мичурина было построено новое каменное здание с длинной колоннадой в классическом стиле, перед которым разбит сквер с гипсовыми скульптурами спортсменов и последним из установленных в городе памятником Сталину. На рисунке он несколько размыт.

В 1980-х годах западная трибуна (со стороны улицы Мичурина) была полностью реконструирована.

Две акварели изображают Вокзальную магистраль. Эта улица уже в 1926—1928 годах появилась в генеральном плане Новосибирска профессора Б. А. Коршунова. Она должна была соединить вокзал и площадь Ленина с ее помпезным Домом науки и культуры. Новая улица располагалась не в прямоугольной застройке, сложившейся в городе ранее, а в диагональной. Таким образом, Вокзальная магистраль буквально «проехала» по старым кварталам, «раздавив» множество исторических построек.

Пробивка магистрали началась уже после войны, в 1951 году. Кстати, в Москве вообще выступали против ее строительства, указывая на будущую загрузку транзитным транспортом и конструктивные неудобства острых и тупых углов зданий. Но наши градостроители проект отстояли. В середине 1950-х на перекрестке с улицей Советской были возведены красивые и удобные дома для работников института «Сибгипротранс» по проектам архитектора К. И. Митина.

На рисунке «Строительство на Вокзальной магистрали. 1957 г.» изображены дом № 19 (слева), где находилось швейное ателье артели «Спартак» и ЗАГС Железнодорожного и Центрального районов, и дом № 21 (справа), где до постройки Академгородка размещалось Сибирское отделение Академии наук СССР под руководством М. А. Лаврентьева.

Рисунки Касаткина «Бани Федорова. 1957 г.» и «Застройка по ул. Советской. 1958 г.» изображают одну из старейших в городе площадей, которая сегодня носит имя Кондратюка. В конце XIX века это была северная окраина поселка, за которой начинался лес. Когда-то площадь называлась Андреевской и служила точкой, через которую можно было переехать из центральной части города в вокзальную. Иначе никак, поскольку эти две части разделял глубокий овраг, сейчас зарытый — Михайловский лог. По дну оврага бежал ручеек, который брал свое начало как раз с площади, точнее — из озера под названием Круглое, находившегося на ее краю. За обильную грязь водоем называли еще «срединаземным морем».

В 1907 году предпринимателем Зиновием Федоровым здесь были открыты торговые бани. Каменные Федоровские бани были выстроены в 1909-м и за более чем сто лет приняли несколько поколений новосибирцев, радовали их своим щедрым жаром. В 2020-м, после долгой реконструкции, общественные бани открылись на том же месте во вновь построенном здании и сохранили свое историческое название.

А на самой площади в 1920—30-х годах находился огромный цирк-шапито «Палас» на 2200 мест. Здесь не только проходили цирковые представления, но демонстрировали фильмы и даже ставили оперетту. В 1983-м площадь получила имя Ю. В. Кондратюка, инженера, прославившегося расчетом оптимальной траектории полета космического корабля с Земли на Луну. Сейчас здесь разбит сквер «Альгамбра».

На другом рисунке Касаткина, выполненном тушью, в нехарактерной для художника манере, — знакомый всем ДК Чкалова. Первый клуб завода имени В. П. Чкалова открыли в 1945 году в соцгородке на улице Театральной (ныне ДК имени Калинина). Но уже вскоре он стал мал для огромного предприятия, и было принято решение о строительстве нового здания. Строительство шло очень долго, но вот в 1969 году на проспекте Дзержинского наконец-то был открыт шикарный Дворец культуры авиационного завода.

На крыше широкого крыльца входа в ДК установили корпус истребителя МиГ-17, вполне современной по тем временам машины. Самолет поставили на этом месте для того, чтобы заводчане, для которых строился Дворец культуры, видели результат своего труда. Но кому-то из начальства не понравилось, что на всеобщем обозрении находится хоть и пустой, но боевой самолет, который состоит на вооружении действующей армии, и вскоре истребитель демонтировали.

Ну а Дворец культуры имени В. П. Чкалова за эти годы прославился своим добрым отношением к филателистам, филофонистам и всякого рода объединениям коллекционеров, к музыкантам-народникам, джазменам и рокерам.

На акварелях «Спасательная станция. 1949 г.» и «Строительство Речного вокзала. 1970 г.» Касаткин увековечил берег Оби. Горожане всегда любили отдыхать на берегу. Еще в начале XX века в целях безопасности здесь, немного южнее железнодорожного моста, была построена каменная спасательная станция с высокой башней. Не один десяток убереженных жизней на счету работавших там спасателей. Верой и правдой станция прослужила до 1950-х годов, пока ее не снесли при постройке коммунального автомобильного моста. В первой половине 1980-х на ее месте находился известный многим аттракцион «Луна-парк».

А с другой стороны моста, где еще в 1960-х был городской пляж, строится речной вокзал и гостиница «Обь» (проект А. А. Воловика, Ю. А. Захарова и М. М. Пирогова). Строительство затянулось, но в апреле 1974-го речники наконец открыли навигацию уже на новом месте. В начале 1970-х сюда продлили и набережную. Пляж был перенесен на левый берег Оби.

В 2017—2019 годах набережная была капитально реконструирована, ей дано имя инженера-путейца К. Я. Михайловского, и сегодня Михайловская набережная является очень популярным местом отдыха новосибирцев и гостей города.

В фокус внимания художника попал и вытрезвитель Центрального района. Он долгие годы располагался в одном из дореволюционных домов по улице Александровской (ныне Серебренниковская). Это было очень известное, даже примечательное место, поскольку клиентами его частенько были представители богемы: артисты, музыканты, писатели. В народе этот вытрезвитель прозвали «чудильником». Старожилы отзываются о нем очень хорошо. Там было тепло, тихо и чисто. Три палаты с кроватями. И вспоминают очень ловкого старшину, который умел полностью раздеть человека в два-три движения.

В середине 1980-х, в годы борьбы с пьянством, попасть в «трезвяк» мог даже слегка подвыпивший человек, нарвавшийся на милицейский патруль или народных дружинников. Утром, после пробуждения, нарушителя ждала квитанция за услуги на три рубля и «письмо позора» на работу.

Эта городская пастораль, запечатленная художником, тоже доживала последние дни, вскоре здесь развернулось строительство. Сегодня на месте вытрезвителя оживленный перекресток рядом с офисом крупного банка, а остановка трамвая № 13 находится на том же самом месте.

Акварель с видом Серебренниковской стала одной из последних работ в творчестве Василия Александровича. Его труд, без сомнения, является большим художественным вкладом в историю Новосибирска: художник оставил нам не только виды любимого города, но и ностальгически волнующие частицы повседневной жизни прошлого.

 

Автор благодарит за помощь в работе над очерком дочь В. А. Касаткина — архитектора Наталью Васильевну Касаткину и архитектора Анну Анатольевну Варламову.

 

 

1 Голос Оби, 1913, № 4 (2 февраля), с. 4.