НОЯБРЬ

ГРУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ, ЛИСТОПАД, ПОДЗИМЫЙ

 

Наши предки славяне по-разному именовали месяцы, поэтому в настоящем календаре некоторые их названия повторяются. Например, великороссы именовали груднем ноябрь, а поляки этим же названием обозначали декабрь. В настоящем календаре дан почти весь перечень названий, несмотря на их повторения из месяца в месяц.

* * *

* Если в теплой Руси еще опадают листья с дерев, то на Русском Севере и в Сибири уже зима. Люто штормит на Байкале, который в декабре обычно «встает», то есть укрывается ледяным покровом. В истоке реки Ангары собираются на зимовку «ангарские утки», крохали, гоголи. В рябиннике посвистывают свиристели. Появляются в лесах дубоносы, красные шуры, сибирские чечевицы, красные и серые снегири. Остаются зимовать рогатые жаворонки, сокол-деревник, чечетки. Прилетают из теплой Руси на зимовку ястреб, сова. Отметывает икру омуль и скатывается в Байкал. На озерах и некоторых реках начинается подледный лов.

* На крестьянских подворьях Руси в это время начинали молотить хлеб; тут же шла и засыпка хлеба в «обчественные мангазеи», суть общественные склады. В конце ноября выходили из дальней тайги зверовщики, сдавали пушнину местным и приезжим купцам. Ноябрь — самое время для скорняжного ремесла: скорняжники, получая шкуры от забитой скотины — забивали скот обычно с Покрова (середина октября. — Ред.), выделывают, дубят и дымят овчины для шуб. Во второй половине ноября в губерниях, где постуденее, устанавливается санный путь и начинается вывозка дров, сена.

* * *

* «Ноябрь с метеорологической точки зрения представляет собой месяц борьбы осени с зимой, в течение которого периоды стужи и снега перемежаются с периодами тепла и ненастья. (Имеются в виду не северные и сибирские, а средне-русские земли. — А. Б.). Хотя уже 1 Ноября справляются проводы осени, и святые Козьма и Демьян зиму куют, случаются возвраты тепла — на Михайлов день 8 Ноября. <...> Невзирая на это, считается, что зима вступает в свои права задолго до назначенного ей календарного времени, с зимних Матрен — 6, 7 и 12 Ноября, а зимняя стужа начинается с 12 Ноября — Феодора-Студита. <...> По погоде, стоящей в начале второй половины месяца, около 18 Ноября, на Платона и Романа, устанавливается зима, а на Введение во храм Пресвятой Богородицы в конце ноября закрепляется лед на реках. В двадцатых числах Ноября, со Св. Прокопа до Екатерины, устанавливается зимний путь. Около этого времени крестьяне со своим скотом переходят с осеннего положения на зимнее. В последних числах ноября везде ждут уже зиму наверняка. Высокие воды в ноябре предвещают обильный укос на следующий год, снегопады полезны для хлебов. Обильные инеи, начиная с ноября, считаются благоприятной приметой для будущего урожая, и затем та же примета подтверждается в течение всей зимы. Туманы сулят оттепели, а несвоевременное позднее тепло влечет за собою суровую зиму и позднюю весну, как и слишком ранние сильные холода имеют следствием несвоевременное и потому опасное тепло (даты даны по старому стилю, правописание А. Ермолова, XIX век. — А. Б. (А. Ермолов).

* * *

* Даже деревенский подросток сызмала ведает, что это благо для будущего урожая, если морозы затрещат, когда земля уже покроется снегом. В этом случае корни ниворослей и дикорослей не перемерзают, потом по весне легко и быстро отходят, суля добрый урожай.

* «Год с сильными и поздними морозами, с поздними весенними или ранними осенними заморозками называется в Тобольской губ. „зяблый год“ — полевая растительность вызябает» (А. Ермолов).

* * *

* Не в диво в ноябре белые мухи.

* Ноябрьские ночи до снега темные.

* В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

* В ноябре мужик меняет колесо на полоз.

* * *

* Снегу надует — хлеба прибудет, вода разольется — сена наберется.

* Мокрый снег на озимь — тот же навоз.

* Первый прочный снег в ночи и на мокрую землю (благо).

* Коли лед на реке становится грудами — будет хлеба груды (вот отчего ноябрь прозывали груднем).

 

ЧАСТЬ 1: 1—14 ноября

 

2 ноября (20 октября по старому стилю)

АРТЕМИЙ

День памяти великомученика Артемия

 

Святой великомученик Артемий (скончался в 362 г.) был знаменитым военачальником во времена равноапостольного царя Константина Великого и его сына Констанция. За высокие заслуги Артемий был поставлен наместником Египта и в этой должности много сделал для распространения и укрепления христианства. Но когда на престол пришел император-отступник Юлиан и начались гонения на христиан, святой Артемий начал обличать отступника, за что был подвергнут жестоким истязаниям. По молитве святого Артемия явился сам Христос в окружении ангелов и призвал к мужеству, заверив, что избавит от всякой боли. Ничего не добившись пытками, Отступник приказал обезглавить святого Артемия. Перед смертью святой Артемий пророчествал Отступнику возмездие за зло, причиненное христианам, что и сбылось — он был бесславно вместе с войском повержен в войне с персами.

* * *

* К святому Артемию святому русские крестьяне обращались за помощью при «грыжной болезни».

* При детской грыже повивальная бабка приговаривала над больным ребенком: «Бабушка Соломонида у Пресвятой Богородицы грыжу заговаривала (или заедала) медными щеками, железными зубами, так и я заговариваю у раба Божиего (имярек)» (Доставил свящ. Федоров из села Лисестрова Арх. у. в Труды этнограф. Отдела. См. часть 2. 1878).

 

 

4 ноября (22 октября по старому стилю)

КАЗАНСКАЯ БОГОРОДИЦА, ЗИМНЯЯ (ОСЕННЯЯ) КАЗАНСКАЯ

Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанской

 

Избра́нной от все́х родо́в Засту́пнице ро́да христиа́нскаго, покро́вом Своея́ бла́гости покрыва́ющей страну́ на́шу правосла́вную, благода́рственная пе́ния прино́сим Ти́, Богоро́дице, о явле́нии чу́дныя Твоея́ ико́ны. Ты́ же, я́ко Всеми́лостивая, все́х притека́ющих к Тебе́ Помо́щнице, заступа́й на́с во все́х ско́рбех и ну́ждах, беда́х и напа́стех, да зове́м Ти́: Ра́дуйся, Засту́пнице усе́рдная ро́да христиа́нскаго.

Кондак 1

 

Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанская, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец XVI и начало XVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего — патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 21 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Тыя, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудний сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковыя грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием, русские войска 22 октября (4 ноября по н. ст. — А. Б.) 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

* * *

* В этот день в православных храмах большая, торжественная служба. В некоторых селах это съезжий праздник (съезжается крещеный люд из ближних от села деревень, где нет храмов) с крестным ходом. В городах это обычно храмовый праздник. Поселяне варят канун*, носят иконы с пением псалмов — суть крестные ходы. Среди русского простонародья «Казанская Богоматерь» почиталась как заступница мужних баб и невест на выданье.

*Канун — ткж. кутья, коливо, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда (сыты) или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, маком.

* * *

* «В Казанскую и после нее совершаются „сватанья“ и „справляются свадьбы“. — В селе Кежме (на Ангаре) девушки, обычно до начала «вечереньки», в этот день „свадьбой ездят“ по улицам селения.

В запряженных „пошевнях“ и „санках“, будучи наряженными женихом и невестой, „дружкой“ и другими членами „свадебнова“ поезда, девушки переезжают из улицы в улицу с пением песен и пляской. Их сопровождают ватага детворы и любопытствующие из взрослых. Подобным „улошным“ представлением весьма прозрачно напоминается о том, что пришла пора парням:

 

„... да споженитца

На душе, на красной девице:

Ему люди-то присудили,

Отец с матерью благословили“.

(Из вечерной песни)».

(А. Макаренко)

 

* «К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после ее, также постилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах — прибыток в доме, а сидение на мехах — богатство» (М. Забылин).

* * *

* О женитьбе и замужестве русские говорили:

— Кто на Казанскую женится, счастлив будет.

— Лучше жениться, чем волочиться.

— Где Бог велит, там и берите (ответ парня на вопрос родителей, какую девку за него сватать).

— Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

— Всякая невеста для своего жениха родится.

— Воля батюшкина, нега матушкина.

— Девка (парень) выберет на погляденье, родители — на жизнь.

 

* * *

* Древне символичны, поэтично украсны и, наконец, христиански смиренны свадебные обряды, записанные русскими народоведами. Особо выразителен в свадебном обряде девичник, где невеста выла, причитала, прощаясь с родимым домом, с матушкой, с батюшкой, с братцами и сестрицами. Трогательны и светло печальны песни — разговоры невесты со своей матушкой. Вот пример:

 

Как нонечесь-то мне, матушка,

Мне малым-мало спалося,

Не спалося, много виделося,

И привиделся мне чудный сон:

Как построена горенка,

Что во горенке кроватка,

На кроватке черный соболь,

На полу же сера уточка,

По полочкам голуби,

По лавочкам ласточки;

На окошке ясен сокол.

— Ты дитя, чудо милое!

Я сон этот расскажу тебе.

Как построена горенка —

То чужа тебе сторонушка,

На кровати черный соболь —

Это твой свекор-батюшка,

На полу сера уточка —

То свекровушка-матушка,

А по полочкам голуби —

Это братья твои — деверья,

А на лавочках ласточки —

То сестрицы все золовушки,

На окошке ясен сокол —

То твое, дитя, суженое,

Твое суженое, твое ряженое!

(Записано в Сибири)

* * *

* На Казанскую возвращались ближние зверовщики (Сибирь).

* К этому дню в Прибайкалье убирали с полей скот; оставались лишь гулевые табуны лошадей на тебеневку до сильных морозов (тебеневка — пастьба лошадей по малому снегу).

* На Казанскую производился последний расчет табунщиков — конских пастухов.

* * *

* Выезжаешь с Казанской на колесах, а полозья в телегу клади.

* Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.

* Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

* На Казанскую добрые люди вдаль (в отъезд) не ездят (погода обманчива).

* * *

* По русскому обнаку (обычаю) Казанская — срок расчета работников. В этих случаях русские говорили:

— Потерпи, казак, у тебя на дворе Казанская будет.

— И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанская на дворе: она, матушка, всей ряде голова.

— На Казанскую и у воробья пиво (время расчетов).

— Холопа послать боюсь, а сам идти ленюсь.

 

8 ноября (26 октября по старому стилю)

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ, ДИМИТРИЕВ ДЕНЬ, МИТРИЙ-РЕКОСТАВ. ДИМИТРИЕВСКАЯ НЕДЕЛЯ — РОДИТЕЛЬСКАЯ

День памяти великомученика Димитрия Солунского

 

Святой великомученик Димитрий Солунский (скончался около 306 г.) был римским проконсулом Фессалоникийской области. За исповедование христианства и борьбу с языческим идолопоклонничеством был мученически убиен при римском императоре-язычнике Максимиане (285—305 гг.). Существует мнение, что святой Димитрий Солунский был славянского происхождения; Имя его особо почитаемо среди славянских народов, просвещенных светом Евангельской истины.

Когда вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа. Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Поэтому святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. В духовном опыте Русской Церкви почитание великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского (1350—1389 гг.). Накануне Куликовской битвы oн торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, была установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе и схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

* * *

* На Димитриевскую родительскую субботу поминали умерших:

«Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой» (Тропарь умершим, глас 2).

* В Димитриев день русские повсеместно справляли поминки по усопшим, а вся неделя вместе с Димитриевым днем называлась родительской, дедовой неделей. Основные обряды, связанные с поминанием покойных предков, выпадали на субботу, какая также величалась димитриевской, родительской, дедовой. В это время в церквях не только поминали героев Куликовской сечи, но и всех усопших родителей; поселяне ходили на могилки своих покойников, служили здесь панихиды, часто приглашая священника; тут же устраивали поминальные пиры — тризны.

К Димитриевской субботе пекли блины, пироги, а в смоленских селениях угловатые лепешки — резни. Варили брагу, канун и кисель с сытой. На это поминальное угощение сзывалась родня.

* «По окончании панихид оделяют священников и причт пирогами и блинами, и это обыкновение обратилось в народную поговорку: не всегда поповым ребятам Димитриева суббота.

В дни поминовений обыкновенно приходят на кладбище и после заупокойных панихид, кто чем может, поминают покойников. В кормчей книге запрещены были всякие пирования, попойки и возлияния вина и напитков; но однако же обычай пировать на могилах усопших родственников остается существующим и до сих пор» (М. Забылин).

* По древнему обычаю бабы выли (голосили), причитали на могилах своих родителей. Православные тем самым испрашивали себе прощения у покойных, просили Бога милостиво упокоить их души, отошедшие к Нему. Великие по пронзительному чувству благодарности к усопшему, по мудрости, по величию слова — остались в списках плачи (вопли, причеты), записанные от крестьянских плакальщиц (плачей, воплениц). Пример такого высокого по духу и слову плача записан с уст северорусской крестьянки Ирины Федосовой. Вот отрывки из «Плача по писаре»:

 

Вы послушайте, народ — люди добрые,

Как, отколь в мире горе объявилося.

Во досюльны времена было годышки,

Жили люди во всем мире постатейные,

Они ду-друга, люди, не терзали.

Горе людушек во ты поры боялося,

Во темны леса от них кидалося;

Но и тут было горюшку не местечко:

Во осине горькой листье расшумелося,

Того злое это горе устрашилося;

<...>

Уже тут злое горюшко кидалося,

В окиян сине славно оно морюшко,

Под колодину оно там запихалося;

Окиян-море с того не сволновалось,

Вода с песком на дне не помутилась;

<...>

Много множество е в мире согрешения,

Как больше того е в мире огорченья.

Хоть повыстанем по утрышку ранешенько, —

Мы на сонмище бесовско собираемся,

Мы во тяжкиих грехах да не прощаемся.

Знать, за наше за велико беззаконье

Допустил Господь ловцов да на киян-море,

Изловили они рыбоньку незнамую,

Повыняли ключи да подземельные,

Повыпустили горюшко великое.

Зло несносное, велико это горюшко

По Россиюшке летает ясным соколом,

Над крестьянами злодийно черным вороном.

* * *

Послухайте словеса наши старинные,

Заприметьте того, малы недоросточки!

Уж как это сине морюшко сбушуется,

На синем море волна да порасходится,

Будут земские все избы испражнятися,

Скрозекозные судьи да присылатися;

Все изменятся пустыни богомольные,

Разорятся все часовенки спасенные!»

(Из «Плача о старосте»)

 

За четверть века великая русская плачея Ирина Федосова, неграмотная крестьянка, пророчески провидела, что после революции свершит над Святой Русью антихристово племя, умело используя оскудение веры в русском народе, разогревая языческую страсть к внешним свободам — суть вседозволенности.

* * *

* Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.

* Дмитриева суббота — кутейникам работа.

* В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (поминает).

 

* * *

* День святого Димитрия для России исторический день, ибо связан с покорением Ермаком «со товарищи» Сибири, отчего считается еще и «сибирским праздником».

* * *

* По деревням до Дмитриева дня идут сватанья, играются свадьбы:

— До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрее (вышла замуж).

* * *

* Дмитриев день, Дмитриева суббота, Дмитриева (дедова, родительская) неделя имели в русском народе свои приметы:

— Если в родительскую субботу будет оттепель на раннем зазимье, то на дедовой неделе родители отдохнут (погода будет ровная).

— Дмитриев день — зима уж лезет на плетень.

— Коли Дмитриев день снежный и холодный, то весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые.

— На Митрия-рекостава реки замерзают, лед играют (молодой лед со звоном и гулом трескается) (Сибирь).

— Дмитриев день перевоза не ждет (реки замерзают и крестьянам не нужно для переправы ждать паромы, лодки и пр.).

 

10 ноября (28 октября по старому стилю)

СВЯТАЯ ПАРАСКЕВА, ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА, ПАРАСКЕВА-МУЧИЛЬНИЦА, ПАРАСКЕВА-ЛЬНЯНИЦА

День памяти мученицы Параскевы, нареченной Пятницей

 

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве приобщиться и в своей жизни к Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

* * *

* Неисповедимыми путями Господними простой русский народ, христолюбивый и человеколюбивый, наделил святую Параскеву Пятницу особенным церковным почитанием — ей посвящены храмы, иконы, и трогательной народной любовью — с ее именем связаны многие народные обряды, поэтические легенды, ей посвящено немало источников.

* У крестьян святая Параскева — покровительница полей и скота. В день ее памяти поселяне приносили в храмы для освящения плоды земные; молились о сохранении скота от падежа.

* Иконы, часовни в честь святой мученицы Параскевы ставились у источников, воды которых охранял ее святой и чистый дух.

* Святая Параскева Пятница также почитается как охранительница семейного благополучия и счастья, как целительница от самых тяжких душевных и телесных недугов.

* * *

* На Руси святая Параскева Пятница «бабья святая», так как наши крестьянки считали ее своей заступницей и покровительницей. В народных легендах она часто является простой бабой, которая занималась и повоем, то есть принимала новорожденных чад. В день памяти Параскевы-Мучильницы бабы и девки давали обеты, зароки; в этот же день они молили себе дитя или благочестивого мужа.

* Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее (Архангел. губ.).

* * *

* Наше русское простонародье от умиленной любви к святой Параскеве, от природной тяги к побывальщине сложило немало удивительных назидательных легенд, связанных с этой мученицей, святой целомудренностью восхитившей крестьянок. Вот одна из легенд:

Подле древнего селения убереглись три святые липы, выросшие из одного корня, которые в народе величали Исколена, то есть выросшие «из колена» сгубленной девицы.

Будто бы шла в уединенные, пустынные места для молитвы и постнической жизни одна простоватая девка. Сладострастный прохожий пытался силком принудить ее ко греху, но она люто сопротивлялась, и злодей убил ее и закопал в землю. Из колен убитой выросли эти три липы. Жители ближней деревни стали почитать их, срубили возле лип часовенку, где установили образ святой Параскевы Пятницы. По народным преданиям выходило, что вроде это и была сама мученица Параскева.

Три липы, прозванные Исколена, стали народной святыней; и будто бы один поселянин велел срубить ее. Народ отказался. И когда какие-то дерзкие люди решились срубить строенное древо, то при первом же ударе топора из лип брызнула кровь и ослепила порубщиков. Долго они просили у святой Параскевы прощения, долго замаливали свой грех, прежде чем получили исцеление.

В народном почитании святой Параскевы Пятницы мы слышим отзвуки языческого природоодухотворения, как и вольное толкование реального образа святой мученицы. В этом выразилось печальное и грешное, причудливое переплетение истинной веры в Бога с многочисленными суевериями, вынесенными из языческого славянского прошлого и не изжитыми за много веков после святого крещения. И тем не менее традиционно к Исколене (то есть к сросшимся или раздвоенным, растроенным деревам) приходили деревенские девицы и с молитвой просили духовных сил на целомудрие либо прощения за совершенный грех. Через такие диковинные дерева, посвященные святой Параскеве, еще прозываемые в народе разлуками, проносили больных детей, прося святую Пятницу об исцелении чад.

* Из жития Андриана Пошехонского, чудотворца (скончался в 1550 г.):

«Бысть некогда в пошехонском пределе, при реках Ияре и Уломе, церковь св. пророка Илии, и тамо ростяще древо, зовомое рябиною. Прихождаху же священницы из близлежащих весей и приносяху образ святой Параскевы, нареченной Пятницы, молебные пения совершающе. Людие же для получения здравия сквозь оное дерево пронимаху дети своя, иные же, совершенного возраста и сами пролазаху и получаху исцеления».

* Святую Параскеву-Пятницу называли среди крестьян еще и льняница, поскольку начинали выносить, а в иных губерниях мять и трепать лен. Мужние жены и девицы в этот день устраивали «льняные смотрины»: вытрепанный лен-первак казали друг другу, похваляясь своим рукодельем. Девушки старались показать свое льняное искусство парням и будущим свекровям.

* Мни лен доле, и волокно будет доле.

* Лен кто посеет на десятой от (за десять недель до) Ильи — со льном, на седьмой кто посеет — из поля вон (Смоленск. губ.).

* Если земля при запашке коренится (обрастает мхом) — лен будет волокнист.

* * *

* На Параскеву пятницу нельзя прясть и даже иметь в доме конопель.

* Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза) (стар. суевер.).

 

11 ноября (29 октября по старому стилю)

АНАСТАСИЯ-ОВЧАРНИЦА, НАСТАСТЬЯ-СТРИГАЛЬНИЦА.

АВРААМИЙ-ОВЧАР

День памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни. День памяти преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского

 

Преподобномученица Анастасия Римляныня (III в.), выросшая в монастыре, приняла мученический венец за Христа при гонителе христиан императоре Декии. Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие — Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!» Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу.

 

Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский (скончался в 1077 г.) с юных лет ушел из дому и, приняв иночество, поселился в Ростове у озера Неро. Преподобный много трудился над распространением истинной веры среди язычников ростовской земли. Жезлом, который в чудном видении передал ему святой апостол Иоанн Богослов, Авраамий сокрушил каменного идола Велеса, на месте языческого капища основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. А в память явления воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова.

* * *

* «Овчарь. С этого дня поселяне начинают стричь овец. В степных селениях для овчаря пекут пироги и угощают пастухов» (И. Сахаров).

* * *

* Руном с овцы одевались и отцы.

* Первую мерлушку — попу на опушку.

* Овчинка (старая) выделки не стоит.

* Шерсть стриги, а шкуры не дери.

* Без пастуха и овцы не надо.

* Где овцы, там и волки.

* Общая овечка волку корысть (ее меньше стерегут).

* Хоть шуба овечья, да душа человечья (иносказ.).

* Парочка — баран да ярочка.

* В чужом стаде овец не считай, а своих береги.

* Одна паршивая (шелудивая) овца все стадо портит.

* Смирную овцу трижды доят (иносказ.).

* Смирный барашек две матки сосет (иносказ.)

 

12 ноября (30 октября по старому стилю)

ЗИНОВИЙ-СИНИЧНИК. ЗИНЬКИН ДЕНЬ

День памяти священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии

 

Священномученик Зиновий, епископ Егейский (скончался в 285 г.) вместе со своей сестрой мученицей Зиновией вели благочестивую, достойную христиан жизнь. В зрелые годы раздали свое имущество бедным. За милосердность и святую жизнь Господь наделил Зиновия даром исцеления болезней. Вместе со своей сестрой принял мученический венец за Христа от язычников, которые требовали поклониться своим богам, а взамен обещали жизнь. Святой ответил: «Я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду».

* * *

* Святой Зиновий, принявший вместе со своей сестрой Зиновией муки и смерть за Христа, и его житие не имеют прямой связи с птицами синицами. Но время прилета этих пичуг стало причиной названия дня — Зиновий-синичник.

* На святого Зиновия синичкин праздник: прилетают птицы-зимники — синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и др.

* Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

* Не много зинька есть-пьет, а весело живет.

* Птицы небесные не сеют, не жнут (не орут), а сыты живут.

* Ранние пташки росу пьют, а поздние — слезки льют.

* Певчая птица первой погибает.

* За морем и синица — птица.

* Не велика синичка, да та же птичка.

* И на зиньку-синичку, птичью сестричку, свои святые Богу молятся.

* * *

13 ноября (31 октября по старому стилю)

ЮРОВАЯ,

ПРАЗДНИК ИРТЫШСКИХ РЫБАКОВ

 

Юровая — так в Сибири зовется праздник рыбаков, который отмечается перед отправлением добытчиков на лов красной рыбы. Праздник этот известен в основном на Иртыше.

* * *

* Рыбка — Божие дарование (помор. Архангел. губ.).

* Дал бы Господь рыбки, а хлебец будет.

* Не накормит земля — накормит вода.

* Всякая рыба хороша, лишь бы в сеть (коль на уду) пошла.

* * *

* Поешь рыбки — будут ноги прытки.

* С рыбки глаза прытки.

* * *

* С мелкой рыбы уха сладка.

* Ключевая рыба — ловится зимой в реках и озерах около ключей, которые называются «жнивец», поскольку возле них выживает скопившаяся рыба во время замора (когда во льду нет полыньи, не долбят прорубей, и рыба начинает задыхаться).

* * *

* Щука ростится (нерестится) в самый ледолом.

* На молодом месяце рыба клюет справно.

* Хороший лов рыбы — к урожайному году.

* Страннику дал — на промысле десять раз взял (перед промыслом подавали щедрую милостыню нищим, странникам, блаженным).

* Если батька рыбак, и сын в воду глядит (Смоленск. губ.).

* У охотников в этот день — именинный заяц (праздник начала охоты).

 

14 ноября (1 ноября по старому стилю)

КУЗЬМА-ДЕМЬЯН, ЛЕКАРИ-БЕССРЕБРЕННИКИ,

РУКОМЕСЛЕННИКИ.

КУРЯТНИКИ, КУЗЬМИКИ

День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

 

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан (III в.) — искусные врачи, силою молитвы стяжавшие благодатный дар Духа Святого. Прославились в крещеном мире тем, что бесплатно неустанно лечили людей и животных. По вере и молитвенному обращению являлись страждущим, немощным, попавшим в несчастье (особенно женщинам) и после того, как преставились Богу. Спасшие в свое время своим чудесным явлением женщину, над которой хотел надругаться злодей, святые Косма и Дамиан, братья-чудотворцы, почитаются в православном мире как покровители святости и нерушимости христианского брака, устроители супружеской жизни.

* «Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте*, туне дадите нам» (Тропарь бессребренникам, глас 1).

*Туне приясте — даром получили (Божий дар исцеления).

* * *

* Поскольку святые Кузьма и Демьян — покровители семейного очага и супружеского счастья, то кузьминки в большей мере девичий праздник. По обычаю в этот день девушка-невеста считается хозяйкой дома. Она варит угощения для семьи и как праздничное обрядовое блюдо подает куриную лапшу, отчего праздник известен в народе под именем «кочетника».

* Молодежь справляет кузьминки в большой избе, где за откуп проводились посиделки. Приносились съестные запасы — делалась ссыпка, т. е. складчина, готовился стол и начиналось пиршество — кузьминки, знаменующие начало зимних крестьянских работ. На кузьминках игралось много обрядовых игр и веселье продолжалось до рассвета. Если не хватало закусок, парни воровали соседских кур, которых девушки тут же и варили-жарили. Крестьяне к покраже кур в этот день относились терпимо — все же куриный праздник — и бранились больше для порядка.

* * *

* В крестьянском миру Козмодемьян (так слитно иногда воспринимались святые братья Косма и Дамиан в простонародье) — покровитель кур.

* «Поселянки в сей день справляют курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки по своим родным. В селах женщины прихаживали с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне на красное житье. Боярыни отдаривали поселянок лентами на убрусник. <...> В селениях Мышкинского уезда Ярославской губернии поселяне убивают кочета (петуха. — А. Б.) в овинах. Старший в доме выбирает кочета и сам отрубает ему голову топором. Ноги кочетиные бросают на избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варят и за обедом съедают всей семьей» (И. Сахаров).

* Куриц на святых братьев Кузьму и Демьяна варили во всяком крестьянском доме. В некоторых деревнях и селах кур в этот день укрывали в темных курятниках, не давали им смотреть на солнце.

* «Кузьма и Демьян известны в народе под именем „курятников“ и „кашников“, потому что в день 1 ноября (по старому стилю. — А. Б.), когда празднуется память этих святых, в деревнях носят в церковь „под свято“ кур и варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: „Кузьма-Демьян, — говорят крестьяне, усаживаясь на трапезу, — приходите к нам кашу хлебать“. <...> В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым 1 ноября бить трех куренков и есть их утром, в обед и вечером, „чтобы птица водилась“. <...> Трапеза в здешних местах сопровождается специальной молитвой: „Кузьма-Демьян — бессребреницы! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились“. Наблюдают также, чтобы за трапезой не ломались кости, а то цыплята будут уродливые» (С. Максимов).

* * *

* О курицах и петухах в русском народе сложено много пословиц, поговорок:

— На Кузьму да Демьяна да жен мироносиц — куриная смерть (режут кур на зиму).

— На Козьмадемьяна курицу на стол (Тамбов. губ.).

* * *

— Курица по зернышку клюет, да сыто живет.

— Учись у курицы: разгребай да подбирай.

— Кому поживется — у того и петух несется.

— Не петь курице петухом, не быть бабе мужиком.

— Не пой курица петухом, не владай, баба, мужиком.

* * *

* С курами, цыплятами и петухами у русских связаны некоторые суеверные старинные приметы:

— Черный петух в доме (черная кошка, черная собака) спасают от грозы.

— Если бывает пожар от молнии, то с неба спускается красный огненный петух прямо на крышу, которая немедленно загорается.

— Курица петухом запела — к беде, или на свою голову.

— Петух поет, когда в небе к заутрене звонят.

— Если найти камень с дырой и повесить его в курятнике, то куры будут целы.

— Не считай цыплят, пока не вывелись.

— Во время града выгонять кур на двор, под град, — хорошо нестись будут (Курск. губ.).

* * *

* Погодные приметы, связанные с птицами:

— Птица хохлится — к непогожью (или больна).

— Як птиця на двори поподымаецьця и носы похова, буде буря и холод (малорос.).

— Если птицы петь начинают с раннего утра зимой — это предвещает холод.

* * *

* У жирных птиц гладкие перья.

* Исцеловал ястреб курочку до последнего перышка (иносказ.).

* Пришла из лесу птичница в лисьей шубке цыплят посчитать.

* * *

* Воронежские крестьяне 14 ноября, на кузьминки, жарили кочетов и куриц, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.

* * *

* Святые Кузьма и Демьян по русским поверьям покровители не только святости брака и кур, но и ремесел, особенно ковального ремесла и женского рукоделия.

О кузнечном ремесле:

— Козьмадемьян — праздник кузнецов, которые полагали, что святые братья Кузьма и Демьян робили в кузне и за кузнечную роблю мзды не брали, отчего их и прозвали бессребрениками.

— Крестом да железом хоромы подымают.

— Без клещей кузнец, что без рук.

— Умудряет Бог слепца, а черт кузнеца.

— У кузнеца — что стукнул, то гривна.

— У кузнеца рука легка: была бы шея крепка.

О женском рукоделии:

— Кузьму и Демьяна, святых братьев, мужние женки и девицы почитали покровителями рукоделья, что «объясняется тем, что с 1 ноября (по старому стилю. — А. Б.)... женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу: „Батюшка Кузьма-Демьян, — говорят они, садясь за прялку, — сравняй меня позднюю с ранними“, т. е. помоги мне не отстать от других, которые начали работу раньше» (С. Максимов).

— В городе не ткут, не прядут, да тоньше нашего ходят (эта поговорка старее наших фабрик).

* * *

* Кузьминки — об осени поминки.

* Козьма закует, а Михайло раскует (оттепель 21 ноября).

* Закует Кузьма-Демьян (воды), до весны красной не расковать.

* Демьянов путь — не путь, а только перепутье.

* * *

* «Поселяне Ярославской губернии управляются на этот день с дворовым. Так они называют домового, имеющего попечение за домашним скотом. Если в чьем-то дворе заведется лихой, то они берут помело, садятся на лошадь, которую не любит дворовой, и ездят на ней по двору. Во время разъездов они машут по воздуху помелом и кричат: „Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину“. (...) Другие помело обмакивают в деготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто лихой сбегает со двора» (С. Максимов).

* * *

* «Раньше говорили: если животина не ведется, значит, она домовому, хозяину, не ко двору. А чтобы скотина была справной, велась, надо на дворе держать бахану (козла. — А. Б.). И вот у того, кто хорошо жил, всегда козел во дворе ходил. У Павловских был большой старый козел. Все по улице объявления „читал“. Только пойдет человек — что он там клеил — козел слизнет объявление и лижет этот бурдук, клейстер. И был у нас серый конь. Говорили, на нем „суседушко“ (домовой. — А. Б.) ездит. Вечером сухой конь, утром весь закуржавеет, стоит, на ногах еле держится. И стали бахану запускать — все стало хорошо» (Забайкалье) (В. Зиновьев).