Октябрь

ОКТЯБРЬ ПОЗИМНИК, ПАЗДЁРНИК, ЛИСТОПАД, ГРЯЗНИК, СВАДЕБНИК

 

Все чаще по ночам опускаются на землю заморозки, покрывая инеем увядшие травы. Облетает последний лист. Во многих краях завершается пролет гусей; улетают чайки и последние стаи лебедей. В Забайкалье поспешают к отлету даурские дрофы (в малоснежные зимы часть дроф остается зимовать). Прилетает на зиму белая сова. Зверье одевает густые, теплые шубы. Неспокоен перед ледяными оковами батюшка Байкал — все чаще и чаще штормит на сибирском озере. А тут и самый нерест омулей.

«С первых чисел октября — время настоящего зверового промысла: крестьяне промысловых районов разъезжаются по своим лесовым „ухожьям“, промышляют с ружьем и собаками-лайками пушных зверей, добывают в берлогах медведей. Шкура белки делается «дошлой» (дошла, знать. — А. Б.) — с зимним серым мехом, ценным для охотника.

Через неделю после Покрова, когда в среднем течении Ангары идет «сало» (мелкий донный лед. — А. Б.), производится „побойка“ осетров в Антовском плесе при помощи „адиры“ — род остроги с своеобразным наконечником (Братская вол., Нижнеудинского уезда, Иркутской губ.). По настоящей „шуге“ бьют стерлядь острогами в Шаманском пороге.

Ангарский край отрезан от мира. На Ангаре осенняя распутица длится с Покрова (середина октября. — Ред.) до 10 ноября (23 ноября по н. ст. — А. Б.). Устанавливается местами санный путь. Начинается ямщина (отправка гужевым транспортом товаров). Начало заготовки в домашних хозяйствах дров, сена, хлеба для молотьбы. Ремонтируют гумна, овины; понемногу молотят и мелят „новину“; мнут куделю, „чешут“ ее и прядут, сидя по баням, „избушкам“ или в „откупных“ избах на „беседах“; бьют шерсть, валяют „катанки“ (валенки); шьют шубы, „дохи“» (А. Макаренко).

* * *

* Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.

* Октябрь плачет холодными слезами (стылые дожди).

* Октябрь — листопад, паздёрник: лист наземь валит (паздёрник — студеный северный ветер, раздирающий и уносящий листву).

* В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

* Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

* Апрель обилен водой, а октябрь пивом.

* В октябре только и ягод, что рябина.

* Мни и толчи льны с половины грязника.

* В октябре и изба с дровами, и мужик с лаптями, а спорины вce нет.

* * *

* Если в октябре лист с березы и дуба опадает чисто — жди легкого года, нечисто — жди суровой зимы.

* Як осень падае богато паутины, то в новом годи гарне жито буде (малорос.).

* Холодный октябрь — меньше гнуса в будущем году.

* В октябре месяц в хороводе — летом сухо будет.

* Добрая отава — к озими.

 

ЧАСТЬ 1: 1—15 октября

1 октября (18 сентября по ст. ст.)

АРИНА — ЖУРАВЛИНЫЙ ЛЁТ

День мученицы Софии и мученицы Ирины

 

Мученицы София и Ирина были обезглавлены после истязаний за исповедание веры в Иисуса Христа в царствование римского императора Аврелиана в III в. правителем Египта Клавдием. Их мощи перенесены императором Константином I Великим в Царьград.

* * *

* «Наши поселяне замечают о последнем полете журавлей на теплые моря. Если в сей день полетят журавли, то на Покров будет первый мороз. Если не случится заметить им полета журавлей, то ожидают первого мороза не ранее 20 октября. Тогда дети и взрослые, заметивши издали журавлей, кричат: «Колесом дорога! колесом дорога!» Они твердо уверены, что сей крик расстраивает журавлей: отвращает их от полета на теплые моря, а с ними вместе возвращается и зима назад» (И. Сахаров).

* * *

* «Журавли, пролетая весною над пахарем, критикуют своим курлыканьем его работу: „мужик скривил, мужик скривил...“» (А. Ермолов).

* Прощай, матушка Русь, я к теплу потянусь (говорит журавль, отлетая; в пословице есть и смысл иносказательный).

* Долго журавль летает, а мозолей не натирает.

* Молодой журавль и высоко взлетает, да низко садится (иносказ.).

* Спесив журавль, а шею клонит (когда ест).

* Журавль летит с моря — убавить нам горя.

* * *

* Арина-шиповница: собирают плоды шиповника и сушат.

* Арина — истопница овинная (готовят, сушат овины).

 

2 октября (19 сентября по ст. ст.)

ЗОСИМА — ЗАСТУПНИК ПЧЕЛ, ЛАКОМЫЙ СТОЛ. ТРОФИМ

День мученика Трофима. День мученика Зосимы пустынника

 

Мученик Зосима, пустынник (IV в.), жил в полном одиночестве. Лишь дикие звери окружали его, с которыми он ласково беседовал. Однажды был схвачен язычниками и в Назарете предан пыткам, которые не принудили святого Зосиму отречься от Христа. По молитве святого на помощь ему явился лев. Но мученик Зосима вскоре скончался от мук, предав свою чистую душу Богу.

 

Святой мученик Трофим, а также мученики Савватий и Доримедонт жили при императоре Пробе, который правил с 276 по 282 год. Проходя через Антиохию Писидийскую, святые Трофим и Савватий стали свидетелями нечестивого языческого праздника, который местные жители устроили в честь Аполлона. Они весьма опечалились и стали горячо молить Господа, чтобы он спас город, а затем открыто исповедали веру во Христа. Их привели к правителю, предали изощренным пыткам и беспощадному бичеванию. Поскольку святые еще усерднее свидетельствовали о любви ко Христу, более сильной, чем смерть, правитель Перенний приказал вырвать им глаза и бросить святых на растерзание зверям. Дикие животные не дотронулись до святых, чувствуя пребывавшую в них благодать Божию. Тогда правитель приказал их обезглавить.

* * *

* Мученик Зосима, пустынник, в крестьянском обиходном календаре приблизился к преподобному Зосиме, игумену Соловецкому, который вместе с преподобным Савватием, по преданию, принес с Афона в набалдашнике посоха пчел и развел их в Соловецкой обители, зародив тем самым пчеловодство на Русском Севере. Мученик Зосима, благодаря общему имени, стал тоже покровителем пчеловодства. Крестьяне, мало сведущие в житиях святых, не разделяли эти два имени. Таким образом, день покровителя пчеловодства преподобного Зосимы Соловецкого отмечался дважды, 2 и 10 октября нового стиля.

* * *

* Без Бога — ни до порога; без Зосимы и Савватия — ни до улья.

* Зосима-Савватий вместе с пчелой Богу свечку лепят (пчелы выделывают воск, идущий на свечи).

* С этого дня ставят ульи в омшаник, готовят их к зиме.

* Улья в погреб ставь, праздник меда правь.

* Со 2 по 10 октября (прп. Савватий) — пчелиная десятина.

* * *

* Деревенские парни и девчата устраивают с этого дня Трофимовские вечерки — выбирают женихов и невест. Насколько строги были родители в обычные дни (вспомним суровый русский домострой, когда детей, особенно дочерей, держали в ежовых рукавицах), настолько снисходительно смотрели на веселья молодых в избранные дни, когда шел выбор невест и женихов. Деревенские посиделки, или Трофимовские вечерки, когда выбирали женихов и невест, проходили весело, порой с буйными играми, близкими к древнерусским языческим обрядам. Подобные обрядовые игры допускали даже поцелуи между девицей и парнем, избравшими друг друга, связавшими себя пока еще при помощи расшитого девичьего платка. Однако почти никогда такие вечерки не завершались грехом, ибо согрешившим до венца в старорусской деревне уже не было житья. На них смотрели как на прокаженных, и выйти замуж или жениться в своей деревне им было невозможно.

* Выбиранию женихов и невест сопутствовали игровые песни, обозначенные народоведами как поцелуйные. «Большинство „поцелуйных“ песен формулирует приказ о поцелуе. Поцелуй — главное содержание игры и основная цель исполнения песни. <...> Широко распространенной песней на эту тему была песня о „царе“, ищущем за городом „княгиню“. По мнению Н. П. Колпаковой, такие песни донесли до нас свидетельства о древних формах брака: браке-похищении, браке купле-продаже и т. д. <...> Во многих вариантах записана игровая „поцелуйная“ песня „Со вьюном я хожу“:

 

Уж я со вьюном хожу,

Уж я со вьюном хожу,

С золотым хожу;

Я не знаю, куда вьюн положить,

Я не знаю, куда вьюн положить!

Положу, положу,

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо1!

Я ко молодцу, я ко молодцу,

Я ко молодцу иду, иду, иду,

Поцелую — да и прочь уйду!

 

Собиратель эпоса (Шустиков А. Народные игры в Кадниковском уезде. — Живая старина, 1895, вып. 1. — А. Б.) так изображал игру: „Все девицы поют, а одна из них ходит по полу с платком в руке, изображающим вьюнок-венок; ребята же сидят в противоположной стороне от девиц. Ходящая по полу девица должна положить вьюнок одному из парней на плечо и поцеловать его, когда кончится песня... Девица целует парня и передает ему платок, с которым начнет ходить по полу уже парень; сидящие же девицы поют ему то же самое, изменяя лишь вместо „ко молодцу“ на “ко девице иду“. <...> Древняя основа „поцелуйных“ игровых песен, по сравнению с песнями о растениях, птицах и животных, очень затемнена. Непонятен в песнях, например, образ Дремы...» (Ю. Круглов).

 

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема — сама дремлет,

Сидит Дрема — сама дремлет.

 

В середину хоровода входит парень, садится и дремлет.

 

— Полно, Дрема,

Полно, Дрема,

Полно, Дремушка, дремати,

Пора, Дрема,

Пора, Дрема,

Пора, Дремушка, вставати,

Пора, Дремушка, вставати!

 

Парень встает.

 

— Гляди, Дрема,

Гляди, Дрема,

Гляди, Дрема, по девицам,

Гляди, Дрема, по девицам!

Парень обходит девушек.

 

— Бери, Дрема,

Бери, Дрема,

Бери, Дрема, кого хочешь,

Бери, Дрема, кого хочешь!

 

Парень выбирает девушку, низко кланяется ей и выводит на середину хоровода.

 

— Трепли, Дрема,

Трепли, Дрема,

Трепли, Дрема, по голове,

Трепли, Дрема, по голове!

 

Парень гладит девушку по голове.

 

— Целуй, Дрема,

Целуй, Дрема,

Целуй, Дрема, по любови,

Целуй, Дрема, по любови!

 

Целуются. Хоровод начинает песню снова. Дрема теперь девушка, и в песне слова «по девицам» заменяются на слова «по парням».

* * *

* О красе и чести русской девицы, о верной любви, о женитьбе сложено русскими немало мудрых, красивых присловий:

— Дева русская: грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи; взглянет, что огнем опалит, а слово молвит, рублем подарит.

— Баженый (любимый) не с борка, а с топорка.

— Люби, как душу, тряси, как грушу.

— У моря горе, у любви вдвое.

— Навела девка (на парня) сухоту.

— Без тебя не цветно цветы цветут, не красно дубы растут в дубровушке.

— Насилу не быть милу.

— Не видишь — душа мрет, увидишь — с души прет.

— Кому на ком жениться, тот в того и родится.

— Не избывай постылого: приберет Бог милого.

— Смиренье — девичье ожерелье.

 

3 октября (20 сентября по ст.ст.)

АСТАФИЙ-ВЕТРЯК

День великомученика Евстафия Плакиды

 

Святой великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия и чада Агапий и Феопист (ок. 118 г.) пострадали за Христа в Римской империи. Они были заживо брошены язычниками в раскаленного медного быка, где и предали Богу душу, отказавшись приносить жертвоприношения языческим идолам. Святой Евстафий был наделен особенной Божией благодатью: Господь Бог удостаивал его чудесными откровениями, сам наставляя на путь Истины.

* * *

* В эту пору начинали дуть ветра, отчего и день этот прозван был в народе — ветряк.

* Ветряк дует всяк.

* На Руси различали ветра и по-разному их величали:

— Шелоник — ветер, дующий с юго-запада, производящий бури. «Ветер шелоник на Онеге разбойник» (русский север).

— Зимняк, подсеверный, меженец — северо-восточный (север).

— Галицкие ерши — северный, самый опасный ветер (север).

— Поветер, межник, меженец — северо-восточный.

— Поветер — попутный; противень — противный; покачень, боковик — боковой (озеро Селигер).

— Сладимые ветра — дующие с юга при начале сева, обещающие плодородие (степн. губ.).

— Весняк — дующий с юго-востока, разбивает почку у дерев (степн. губ.).

* «Ветры на Байкальском озере имеют свои названия. Веток есть ветер восточный, шелоник — юго-восточный, полуденик — южный, глубник — юго-западный, горный — северо-западный, обетонь — дующий прямо, битезь — наискось, колышень — зыбление воды под ветром, пурга — вьюга и метелица с ветром и снегом, толкунцы — бурные ветры со шквалами» (И. Сахаров, 1885 г.).

Байкальские мореходы знают и самые свирепые ветра, названные по месту, откуда дуют, — баргузин, култук, сарма.

* * *

* Ветер русский народ величал господином, и много ему посвящено поэтических строк. Вспомним плач Ярославны:

 

Ярославна рано плачет

в Путивле на забрале, приговаривая:

«О ветер, ветрило!

Зачем, господине, веешь ты встречь?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

На своих легких крыльцах

на воинов моей лады?

Мало ли тебе было под облакы веяти,

лелеючи корабли на сине море?

Зачем, господине, мое веселие

по ковылю развеял?»

«Слово о полку Игореве»

 

* * *

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного...»

А. С. Пушкин

 

* * *

* Ветер — Божие дыхание.

* Ветер — буйный молодец, безрукий хватало (Орловск. губ.).

* Нам, грешным, и ветер навстрешный.

* Куда ветер — туда и дождь (Смоленск. губ.).

* Если ветер очень сильно ударяет оземь — будет дождь (чуваш.).

* Если ветер воет на все лады, дико — погода испортится (чуваш.).

* Если ветер свистит в углах, то будет дождь, а зимою — теплая погода (Корол., Олонец. губ.).

* На встоке (востоке) небесья чернетью затянет — падет крупный ветер с пылью (Архангел. губ.).

* Южный ветер — бедным отец (Черногор.).

* Всточники да обедники (северо-восточные и восточные ветры) — заморозные ветречки (Архангел. губ.).

* * *

* На Астафия примечай: ветер северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру.

* * *

* Об эту пору начинают работать ветряные мельницы, перемалывая первый обмолоченный хлеб. Мельники поговаривали:

— На ветер надеяться — без помолу быть (должны быть и водяные мельницы).

— Не хвали ветра, не извеяв жита.

 

4 октября (21 сентября по ст. ст.)

КОНДРАТ

День апостола от семидесяти Кондрата

 

Святой апостол от семидесяти Кондрат (ок. 130 г.) проповедовал Слово Божие в Афинах и Магнезии, обратив многих язычников к истинной вере во Христа Спасителя. Много пострадал святой Кондрат за веру от язычников и предал Богу душу в темнице. Им была написана апология в защиту христианства.

* * *

* Погода с этого дня продержится без изменений четыре недели.

 

5 октября (22 сентября по ст. ст.)

ФОКА, ИОНА

День священномученика Фоки, епископа Синопского. День пророка Ионы

 

Священномученик Фока, епископ Синопский (умер ок. 117 г.), во время гонений на христиан при императоре Траяне мученически скончался после истязаний, запертый язычниками в раскаленной бане, но от Христа, как требовали язычники, не отрекся.

 

Святой пророк Иона (VIII век до Рождества Христова) обличал иудеев, отпавших от Бога. Книга пророка Ионы входит в Библию и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, которые требовали от него знамения, сказал, что им не будет другого знамения, кроме знамения пророка Ионы: «Как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40).

* * *

* В среде русских православных священномученик Фока почитается как защитник от пожаров и как подающий помощь утопающим.

* Так как, по библейскому сказанию, пророк Иона три дня пробыл в чреве кита, в день его памяти нельзя есть рыбу.

 

7 октября (24 сентября по ст. ст.)

ФЕКЛА-ЗАРЕВНИЦА, ЗАПРЯДАЛЬНАЯ. ЗАМОЛОТКИ

День первомученицы равноапостольной Феклы

 

Святая первомученица равноапостольная Фекла (30-е годы I в.) родилась в городе Иконии и была необычайной красоты. Услышав проповедь апостола Павла о Спасителе, Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и, хотя и была ранее обвенчана, решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь проповеди Евангелия. Ни слезы и гнев матери, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху. Ее мать во гневе потребовала от судьи смерти своей дочери, и она была приговорена к сожжению. Но огонь не коснулся тела святой Феклы, а гроза тут же загасила огонь. С этой поры она, возлюбленная Господом, была всегда, во всех страданиях хранима им. Святая Фекла ушла вместе с апостолом Павлом и его спутниками, среди которых был апостол Варнава, на проповедь Евангелия. В Антиохии она опять подвергалась пыткам, но оставалась невредимой. По благословению апостола Павла святая Фекла долгие годы жила в пустыне, проповедуя Слово Божие, исцеляя больных, и многих язычников обратила она ко Христу. Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы обо всех подвизающихся, полагается при пострижении женщин в монашество.

* * *

* Фекла-заревница — зарево от осенних огней в овинах, где начинается молотьба хлеба.

* Случалось, из-за неосторожности от освещающих огней загорались овины, пожар сиял заревом — и потому еще Фекла-заревница.

* * *

* Первый сноп — Богу, первый ток — полю (зерно от первого снопа жертвуют приходской церкви, зерно от первого тока идет на семена).

* Что пожнешь, то и смолотишь, а что смолотишь, то и смелешь.

* Цеп любит голодного, а коса сытого (белорусы считали, что на молотьбу надо идти натощак, а на покос хлебов и трав поемши).

* * *

* В решете густо, да в закроме пусто (сорный хлеб).

* Невеянный хлеб — не голод, а посконная рубаха — не нагота.

* «Веять хлеб надо благословясь да оговорясь. Первую лопату подбрасывают „во Имя Отца“, вторую — „во Имя Спаса“, третью — „и Святого Духа“, потом идут лопаты „дедке“, „бабке“, „внучатам“, „всем добрым людям“ и т. п.» (А. Ермолов).

* Покуда цеп в руках, потуда и хлеб на зубах.

* * *

* Было бы в амбаре, будет и в кармане.

* Мне что серебро — от золота амбары ломятся (полно хлеба).

* Сырой хлеб плохо мелется.

* * *

* Плох овес — наглотаешься слез; не уродится рожь — по миру пойдешь.

* Безо ржи — хоть жеребцом ржи (Ср. Поволжье).

* Ржаной хлеб всему голова.

* Пшеница кормит по выбору, а матушка рожь всех дураков сплошь.

* Хлебом брюхо набьешь, хлебным пойлом и горе зальешь.

* * *

* «Звал Ячмень Пшеничку:

— Пойдем туда, где золото родится; мы там будем с тобой водиться. Пшеничка сказала:

— У тебя, Ячмень, длинен ус, да ум короток; зачем нам с золотом водиться? Оно к нам само привалится» (Русская крестьянская притча).

 

* * *

Яровая спорыня!

Иди с нивушки домой.

Со поставушки домой,

К нам во Кощено село,

Во Петровково гумно.

А с гумна спорыня

Во амбар перешла.

Она гнездышко свила,

Малых деток вывела,

Пшеной накормила,

Сытой выпоила.

 

* * *

* На Феклу ночи темны, день убывает лошадиными шагами.

* Фекла — дергай свеклу.

 

8 октября (25 сентября по ст. ст.)

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

День преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

 

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец, родился в 1314 г. в селе Варницы, что под Ростовом. Отроку Варфоломею посланный в иноческом образе Ангел Божий предсказал великую духовную судьбу, избранность Божию. «Велик будет ваш сын перед Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа», — сказал Ангел Божий в облике старца родителям отрока, благочестивым и знатным боярам Кириллу и Марии. Немало свершил преподобный Сергий при жизни чудес во имя Божие, во славу православной России. Приняв пострижение с именем святого мученика Сергия, преподобный основал монашескую обитель во славу и честь Живоначальной Троицы, все время проводя в тяжелом труде, молитве, бдении и посте. Иноки с трудом умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью.

«Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоящее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день Праздника Рождества Богородицы, русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству» («Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя»).

Благословляя великого князя Димитрия Донского на битву, преподобный Сергий Радонежский наказывал: «Если требует чести — отдай, если ищет золота — отдай; но за веру православную и Христову Церковь нам подобает и кровь свою пролитии, и живот свой положити».

«Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. <...> За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. <...>) Явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. <...> Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его» («Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя»).

Накануне смерти великий угодник Божий призвал братию и завещал: «Внимайте себе, братии. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

«Светозарному светилу в православном Российском царстве», как говорит песнь церковная (Ик. II акаф.), «великому славному Российскому заступнику», преподобному Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу, посвящено много молитвенных, благодарственных слов от православного люда, а Троице-Сергиева лавра — обитель, основанная преподобным Сергием, облагодетельствованная явлением и покровительством Пречистой Божией Матери, стала духовным сердцем православного русского народа.

* * *

* Преподобный Сергий, согласно житию, написанному его учеником Епифанием Премудрым, чудотворно открыл в святой обители источник. «Когда он (преподобный Сергий. — А. Б.) перекрестил место то, внезапно явился большой источник, который виден всем и поныне, откуда черпают на всякую потребу монастырскую» (Епифаний Премудрый).

С тех пор православные русские молились преподобному Сергию как охранителю источников, особенно целебных.

«Преподобному Сергию, уроженцу г. Ростова, просветителю ростовской стороны и защитнику всей Земли Русской, приписываются все те святые колодцы, которые почитаются целебными и находятся в окрестностях этого древнего русского города» (С. Максимов).

* Преподобный Сергий был великий трудолюбец, своими руками рубивший кельи для братии. «Он толок зерна и молол на жерновах, пек хлеб и варил пищу, кроил обувь и одежду и сам шил ее; из источника, протекавшего там, черпая воду двумя ведрами, на своих плечах носил в гору и ставил каждому у кельи. Ночью же пребывал на молитве без сна, питался одним хлебом и водой, и то в скудости; никогда ни одного часа не пребывал в праздности» (Епифаний Премудрый).

За такое смиренное трудолюбие великий русский чудотворец Преподобный Сергий особенно почитался русским крестьянством, любился им наравне с Николой Чудотворцем. Святой Сергий считался не только одним из покровителей целебных источников, но и хранителем кур в крестьянском хозяйстве.

* * *

* Со дня преподобного Сергия во многих российских губерниях начинали рубить капусту, начиналась капустница.

«Капустница. <...> Замечателен в России обычай рубить капусту общими усилиями. Это составляет род семейного хозяйственного празднества. Особливо в Сибири поводом к простонародным вечеркам служит капустка, то есть рубка капусты, на которую приглашают соседок (помочи. — А. Б.). Те, явясь в дом, поздравляют хозяек с капусткой, как с праздником. К этому времени варят пиво и приготовляют обед, но особливо ужин, оканчивающийся плясками и песнями. Главным блюдом ужина и обеда был пирог хлебальный. В приволжских и северо-восточных губерниях на Капустницы сбираются также девушки в лучших нарядах и, переходя с песнями из дома в дом, получают угощение, чем Бог послал». (М. Забылин).

* При рубке капусты, как и при многих других сельских работах, прибегали к помочам — то есть к работе сообща, что особенно удобно было для малосемейных дворов. Помочи — это не только работа сообща, это и праздник душевного единения, братчины, взаимолюбви и взаимовыручки.

* * *

* «По погоде сего дня замечают об установлении зимы. Первый снег <...> выпадает за 40 дней до зимы. О первом снеге <...> говорят: «Если выпадет первый снег на Сергиев день, то зима установится на Михайлов день (21 ноября по новому стилю. — Ред.(И. Сахаров).

* Санный путь устанавливается в четыре седмицы от святого Сергия.

 

9 октября (26 сентября по ст. ст.)

ИОАНН БОГОСЛОВ

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

 

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (умер в нач. II в.) был особенно любим Учителем Иисусом Христом и, как верный ученик, следовал за Господом по всему его крестному пути. По последнему завещанию Христа святой апостол Иоанн заботился о Пресвятой Богоматери до самого ее успения. «Жено, се сын твой», — возгласил распятый на кресте Иисус Христос Божией Матери, указав на апостола Иоанна, ему же сказал: «Се Мати твоя» (Ин.19, 26, 27). В возрасте около 67 лет святой апостол Иоанн написал Книгу Откровения (Апокалипсис), где открыл миру тайны судеб Церкви и конца света. А на 95 году жизни (или около этих лет) святой апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. А скончался святой Иоанн в возрасте ста с лишним лет, еще не бездыханным легши в крестообразную могилу и попросив своих верных учеников засыпать себя. Спаситель дал своему любимому ученику и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня.

* * *

* В русском народе святой апостол Иоанн Богослов почитается еще и как покровитель иконописного ремесла, так как по преданию из простого пастуха гусей сотворил искусного иконописца.

 

10 октября (27 сентября по ст. ст.)

САВВАТИЙ-ПЧЕЛЬНИК, САВКИН ДЕНЬ

День преподобного Савватия Соловецкого

 

Преподобный Савватий Соловецкий (умер ок. 1435 г.) принял иноческий постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Потом в поисках уединения для строгой, постнической, молитвенной жизни переселился в монастырь на каменистом острове Валаам в Ладожском озере, а через некоторое время перебрался на необитаемый Соловецкий остров, где с преподобным Германом основал Соловецкую обитель. Преподобный Савватий известен в православном мире великим боголюбием, смирением, кроткой любовью к ближнему и мудростью. Через 30 лет после того, как святой Савватий преставился Богу, его святые мощи были перенесены из часовни на реке Выге в Преображенский храм на Соловецком острове. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь. Соловецкими чудотворцами явились они в Русской Православной Церкви; тепла и ласкова к ним любовь русских крестьян.

* * *

* Святые Зосима и Савватий Соловецкие известны как чудотворцы, пустынники, но в русском народе они почитались и как покровители пчеловодства, поскольку по народному преданию «принесли с Афона в набалдашнике посоха пчелиную матку, которую и пустили в русскую землю, положив тем на Руси начало пчеловодству» (А. Ермолов).

* * *

* Святая двоица, Зосима и Савватий, пчелу бережет.

* Без Бога — ни до порога; без Зосимы и Савватия — ни до улья.

* Пчела — Божья угодница: Зосиме и Савватию свой молебен поет.

* * *

* «Пчеляки вообще народ очень суеверный и соблюдают множество самых разнообразных обрядов, от которых зависит, по их мнению, и благополучие пчел. <...> Перенося рой в новый улей, благочестивые пчеляки опрыскивают его святой крещенской водою, приговаривая: „Святые преподобные Зосима и Савватий, Матушка Пресвятая Богородица, храните эту домовину, как зеницу ока, от мора, от хлада, от всякого гада“.

Восковая свеча, принесенная от всенощной на Страстной неделе в Великий Четверг, бережется пчеловодами за божницей ко времени выставления улья из омшаника на пчельник. Поставленная на пчельнике в этот день, она, по старинному поверию, обеспечивает обильный медосбор, оберегая в то же время пчел от „сглазу“. <...> Воск от свечи на паникадиле, взятый в первый день Пасхи, кладут в улей.

Обнося пчельник изгородью, натыкают на колья лошадиные черепа, которым, как известно, приписывается свойство отгонять нечистую силу» (А. Ермолов).

* Савватию, как и Зосиме, непременно молятся дети пчеловодов, поскольку «пчелиный промысел» считается одним из ремесел, «которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом», каковыми и являются дети до своего отрочества.

* * *

* «Напиток мед. Мед делался встарь как любимое русское питье, весьма крепкий, до такой степени, что им упивалися так же, как вином. Может быть, самый секрет его составления и потерян. Знаем, однако же, что мед не славянское название, а греческое и притом древнее, на коем мед... означает опьянение. <...> Меда были: вишневый, смородиновый, можжевельный, оборный, приварный, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемуховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий и боярский. Для лучшего вкуса и цвета выжимали из зрелых вишен сок и подливали в мед. Нашим русским медам удивлялись иностранцы, так хорошо приготовляли его» (А. Терещенко).

* * *

* До Савкина дня сладко, а потом горько (пчел убирают в омшаники на зимовье).

* Убить пчелу — грех на шею навязать.

* Разломать пчел — разорить храм Божий (Смоленск. губ.) (то есть разорить колоду с пчелами — святотатство).

* Пчелы и муравьи артелями живут — и работа спора.

* У праведного рой за роем роится, у грешного последняя пчела переводится.

* * *

* Если много инея висит на деревьях — пчелы хорошо роиться будут (а значит, и медосбор выйдет добрый) (чуваш.).

* На первый Спас пчела перестает носить взятку.

 

13 октября (30 сентября по ст. ст.)

ГРИГОРИЙ

День священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении

 

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, (257 — ок. 335) происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Царевич Тиридат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престол он стал принуждать святого Григория к отречению от Христа. Непреклонность святого ожесточила Тиридата, и он предал своего верного служителя жестоким мукам. Во время великих страданий святой Григорий пел псалмы. За это время царь Тиридат совершил еще одно злодеяние: он замучил святую деву Рипсимию, старицу игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей.

Гнев Божий поразил царя Тиридата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям (как некогда Навуходоносор. Дан. 4, 30), носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело. По прошествии некоторого времени сестре Тиридата Кусародухте было возвещено во сне: «Если не будет изведен из рва Григорий, царь Тиридат не исцелится». Тогда приближенные царя подошли ко рву и спросили: «Григорий, жив ли ты?» Григорий отвечал: «Благодатию Бога моего я жив». Затем они вывели святого мученика, обросшего, почерневшего и очень иссохшего. Но по-прежнему он был тверд духом. Святой повелел собрать останки замученных дев. Их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ.

Заботами святого Григория был воздвигнут в 301 году Эчмиадзинский собор в честь Сошествия Святого Духа. В 305 году святитель Григорий направился в Кесарию Каппадокийскую и там был поставлен архиепископом Леонтием во епископа Армении. За свои апостольские труды он получил наименование Просветителя Армении. Святитель Григорий обратил ко Христу также многих людей из соседних стран — Персии и Ассирии.

* * *

* «Вечером молодые бабы в степных селениях сжигают свои соломенные постели — одни в печах, другие в овинах. Все это делается будто от призора недоброго глаза. С этой ночи они уже спят на новых постелях. Между тем старушки сжигают только одни лапти. Детей купают на пороге из решет. И это делается во избежание будущих болезней» (И. Сахаров).

* Примета на св. Григория: если снег упадет, зима не скоро придет.

 

14 октября (1 октября по ст. ст.)

ПОКРОВ

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

В середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса, произошло чудное явление. 1 октября (по ст. ст.) в храме во время всенощного бдения святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу в сопровождении Иоанна Крестителя, апостола Иоанна Богослова и сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Божия Матерь начала молиться, а потом, подойдя к Престолу, сняла со своей головы покрывало и простерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов, видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках ее блистал «паче лучей солнечных».

* * *

* «Покров Пресвятой Богородицы — праздник надежды на покровительство Божией Матери всякого молящегося, взывающего к Царице Небесной. Этот же день и в хозяйственной жизни русских крестьян имеет особое значение. «Покров — праздник исключительный по своему значению в жизни русского человека. <...> Им завершается сельскохозяйственный год крестьянина, год неустанного труда, хлопот, треволнений, связанных с выращиванием и получением урожая. <...> Не случайно говорят: „На Покров последний воз с поля сдвинулся; лови, Вавила, последний сноп на вилы; кони на поле, сами на волю, снопы все свезены с поля“.

К Покрову вставляли в окна двойные рамы, заваливали завалинки и затыкали продушины для сохранения тепла в подпольях и домах, приводили в порядок сараи для скота, рубили и заквашивали капусту. Обязательно мыли избы внутри и снаружи. Щели домов затыкали мхом. <...> Начинали охоту на белку и другого зверя, шкура которых уже с Ивана-постного (апостола и евангелиста Иоанна Богослова; день памяти — 9 сентября. — А. Б.) считалась очень ценной. <...> Молотьбу начинали сразу с Покрова, иногда она продолжалась очень долго, почти всю зиму. <...> В некоторых местах на Чикое (Забайкалье. — А. Б.) считали, что медведь залегает в берлогу именно на Покров, а не на Воздвиженье» (Ф. Болонев).

* * *

* На Покров закармливают скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держат дома.

* Пречистая Мать (Успенье Пресвятой Богородицы — 28 августа) засевает, а Покров собирает.

* * *

* Коль с Покрова Богородицы у крестьян роздых до весны, то и начинаются с Покрова после летних хороводов деревенские посиделки, где парни и девчата присматривают себе невест и женихов. С Покрова Божией Матери начинаются и свадьбы.

* Девушки в этот день заклинают:

— Покров Богородицы, покрой наши бедны напасти, а меня молоду счастьем.

— Батюшка-покров, земличку покрой снежком, а меня молоду кокошником (женишком).

— Бел снег землю покрывает: не меня ль молоду замуж снаряжает.

* «Праздник Покрова считается покровителем свадеб. Существуют приметы, что если в день Покрова будет очень ветрено, то это предвещает большой спрос на невест. <...> В этот день всякая девушка-невеста считает непременным долгом побывать в церкви и поставить свечку перед образом Покрова Богородицы, причем повсюду сохраняется уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех. Кроме умилостивительной свечи перед образом Покрова читаются и особые молитвы: „Батюшка-Покров, мою голову покрой. Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее“ (Параскева-Пятница точно так же считается покровительницей бpaка). Такую же самодельную молитву читают девушки и отходя ко сну: „Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом“» (С. Максимов).

* * *

* Как рождение дитяти, как преставление Богу, так и свадьба в русском народе облекались в многочисленные молитвенные, полные древней природной символики чудесные обряды, в которых славились духовная чистота, православность, смиренность молодых, и сам обряд свадьбы был как бы союзом земли (невеста) и неба (жених), в светлой, щедрой и здоровой любви которых рождалась новая жизнь. Не случайно дождь или снег на свадебный поезд почитался молодыми как милость Божия, сулящая жениху и невесте в браке любовь и чадородие. У многих народоведов описывается русская свадьба во всей ее последовательности (просватанье, смотрины, рукобитье, вечерка, сборная неделя, девичник, утро венчального дня, отъезд к венцу, после венца, заключительные свадебные обряды и проч.).

* Выбору жениха (невесты), свадьбе посвящено много мудрых поговорок и пословиц:

— Покров Пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком (свадебный наряд русской девушки).

— Не заламывай рябинку не вызревшу; не сватай девку не вызнавши.

— Весело Покров проведешь, дружка найдешь.

— «Родимый мой батюшка, прошу ни злата, ни серебра, а прошу родительского благословения» (невеста родителю).

— Снег и дождь на свадебный поезд — богато жить, много дитенков родить.

— Вихрь с пылью встречь поезду не к добру.

— Поезжане отдают дорогою всякому равный поклон, даже нищему, чтобы кто не испортил свадьбу.

— Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить и умереть вместе.

— Молодых при встрече из церкви осыпают хлебом и хмелем.

— Как голубь без голубки гнезда не вьет, так и новобрачный князь без княгини на место не садится (дружка жениху).

— Шуба тепла и мохната — жить вам тепло и богато (сажая молодых за стол на шубу).

* * *

* Покров — первое зазимье.

* Покров не лето, а Сретенье не зима (Сибирь).

* Если снег выпадет на Покров — счастье молодым.

* Покров землю покроет (было выгодно, чтобы с Покрова землю укрыл снег, тогда корни и дикорослей (малорос. — Ред.), и ниворослей (устаревшее. — Ред.) не перемерзают, что сулит урожай на все растущее в полях и лесах).

* Отлет журавлей до Покрова — на раннюю, холодную зиму.

* Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша. (Пермь).

* Не покрыл Покров землю снегом — до Нового года не жди большого снега.

* * *

* Батюшка-покров, натопи нашу хату без дров.

* Захвати тепла до Покрова (подконопать щели избы, завали завалинки, вставь зимние рамы, заткни и замажь коровьим наземом продушины в подполье, утепли двери).

* * *

* Покров, как в свое время Юрьев (Егорьев) день (9 декабря по н.ст. — Ред.) — конец наемных работ, расчет с хозяином.

* В Восточной Сибири Покров Богородицы — начало подледного лова на озерах (кроме Байкала).

* Во многих русских землях на Покров Богородицы начинались Покровские ярмарки.

* Подожди до Покрова, весь долг выплачу.

 

15 (2 октября по ст. ст.)

КИПРИАН И УСТИНЬЯ

День священномученика Киприана, мученицы Иустины

 

Священномученик Киприан (умер в 304 г.) был знаменитым языческим жрецом в Антиохии. Здесь же жила девица Иустина, которая посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Юноша Аглаид, язычник, предложил Иустине стать его супругой, но получил отказ. Тогда Аглаид обратился за помошью к жрецу Киприану, который стал насылать на девицу бесовские чары, но святая Иустина постом и молитвой сокрушила козни дьявола. Киприан взбунтовался против сатаны, бессильного перед Богом, и когда дьявол набросился на отвергшего его жреца, святой Киприан впервые оградился от него крестным знамением и именем Христовым. После этого святой Киприан крестился и через оное время стал епископом, своей горячей проповедью Евангелия обратил ко Христу многое множество земляков. Во время гонения на христиан святые Киприан и Иустина были схвачены и после лютых истязаний усечены мечом. Святые Киприан и Иустина призываются христианами в борьбе с нечистыми духами.

* * *

* Молитва от злого чарования с обращением к святым Киприану и Иустине:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь! Нравом причастник и Апостолам наместник, Апостолом быв, деяние обрел ecи боговдохновение, в видениях восход, сего ради слово истины исправляя, ради пострадал ecи даже до крови, священномученице Киприане и Иустине, молите Христа Бога, избавите раба Божия от всякого злого волхвования и колдования, от врага и супостата, и всяких вредов, козней и зол, лик ангельский от художества волшебнаго обратился богомудре к познанию божественному, показався ecи миру врач мудрейший и исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною, с нею же молися Человеколюбчу Владыце очистися и избавитися раба Божия (имярек) от всякого злого очарования, обаяния, колдования и волшебства, козни и всех злых действий, от сего часу и минуты по весь его век и на всю жизнь, во веки и век, аминь» (М. Забылин).

* О нечистых духах записано от крестьян изрядно быличек. Вот пример мифологических рассказов, записанных в Забайкалье:

«...Вечерку делали черти. На Крещенье это было. Сделали вечерку, и черти омрачили девок. Девки с имя пляшут. А девчоночка за печкой сидела. Ее не омрачили, не увидели ее. Она взревела: „Няня! Няня! Иди сюды!“ Та пошла. Она: „У них же конски копыты, а в роте огонь! У парней-то!“

Девки-то выскочили, побежали. До бани добежали. Забежали и сидят, за скобу держатся. Перекрестили баню с нижнего бревна до верхнего.

Ну, и потом петухи запели. Когда петухи запели, то оказалось: где была вечерка, там стало озеро. <...> Говорят, что правда было все это» (В. Зиновьев).

 

 

1 Кладет платок к себе на правое плечо.