Вы здесь

Телевизионное обращение к омичам

В МОСКВЕ, У МАРТЫНОВА… ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ
К
ОМИЧАМ
Рад вас видеть, дорогие омичи!
Прежде всего, пользуясь случаем, <хочу> еще раз сказать спасибо ученикам и преподавателям вашей средней школы № 19 имени Ленина, в прошлом — <…> омской гимназии, в которой я учился когда-то. <…> Она на Тарской улице ведь, насколько я помню. На той же Тарской улице, на которой, как утверждали омские старожилы, родился Врубель. А другим боком, другой своей стороной, здание гимназии смотрело на Омск Достоевского — на Омскую крепость, на Тарские ворота. <…>
Раз уж разговор зашел о художниках и о писателях, мне интересно, помнят ли омичи, кроме дома Антона Сорокина на Лермонтовской улице1, домик маленький, в котором когда-то жил Всеволод Иванов2. Хотя, пожалуй, сейчас уже этого дома, вероятно, и нет…<…> Омск стал громадным, миллионнолюдным городом, <…> всё это перестроено. Но все-таки, мне кажется, что интересно с точки зрения современности было бы взглянуть, допустим, и на маленький домик на Плотниковской улице (не знаю, как она сейчас называется), на
тот домик, в котором рос будущий народный художник Узбекистана Виктор Уфимцев3. <…>
Я вам книгу хочу показать <…> Виктора Уфимцева — «Говоря о себе». Эта книга вышла уже после смерти Уфимцева (он жил в Ташкенте), вышла она здесь, в Москве. <…> В этой книжке довольно много <написано> и о Сибири, и об Омске. Правда, нет тут его замечательного «Зеркалщика» — картины, полотна, на котором изображен старый Омск с его кирпичными и бревенчатыми <…> нагромождениями, брандмауэрами4. Но зато тут есть ряд других ранних работ сибирских Уфимцева. Вот, например, портрет его матери. Ну, потом такие хорошие вещи, как «Балхаш»…
Кстати, тут стихотворение мое он приводит, «Балхаш». Старые мои стихи… Я забыл даже, что у меня <…> было когда-то написано это стихотворение5. И вот вскоре после выхода его книги присылает мне из Омска старый, добрый друг, участница нашей юношеской омской «Артели поэтов» Евгения Николаевна Андреева6, целый ряд вырезок, <…> газетных статей, стихов, и в том числе вот это стихотворение «Балхаш». Так оно вдруг через полвека воскресло. Я его вставил <…> в новые свои книги.
Я помню зной того степного края,
Безветрие и дьявольскую сушь.
Я плелся по горам Тарбагатая
И воду пил из горьких теплых луж.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
О, как грохочет вал, встающий дыбом
На жирном ослепительном песке!
Как хорошо плескаться сонным рыбам,
Когда гроза грохочет вдалеке!7
Это еще стихи, можно сказать, дотурксибовские8. Еще Турксиб тогда не строился. Это стихи тех времен, когда напротив Омска, напротив Омской крепости, на левом берегу Иртыша, за овчинно-шубным заводом, стоял аул Каржас. Я помню, что написал о нем еще в «Сибирских огнях» статью.
<…> Что вам я еще могу рассказать об Омске?.. Вот я записал кое-что, думаю, чтоб не забыть. <…>
<…> Конечно, я знаю, что не только растет промышленность там, <…> что это громадный город. Знаю о том, что у вас даже фонтаны минеральных вод бьют теперь в конце бывшей Лагерной, а теперь улицы маршала Жукова. Так, кажется?.. <…> Но если говорить <…> о литературном Омске старых времен, <…> об искусстве, связанном с Омском, то у вас есть такие прекрасные консультанты, как Валентина Степановна Курнева, Иван Семенович Коровкин, наконец, омич родом, но давно уже москвич, Виктор Григорьевич Утков, который написал целый ряд книг о Сибири, книги о Ершове в частности. Книги, <…> в которых рассказывается об Омске, о литературной жизни Омска9. <…>
<…> Стихи мои об Омске вы знаете. Они печатаются в вашей «Омской неделе». Я их <…> тоже читал; так сказать, многие стихи об Омске там перечел и очень рад этому.
<…> А теперь мы лучше посмотрим <…> фотографии. Что я вам могу показать?.. Ну, наводнение в Омске, 1928 год. Два снимка. Я на «Тоболке»10, на Иртыше, при северо-западном ветре. Сзади — яхта омского яхт-клуба. А теперь как с парусным спортом? Есть клуб?
Третий снимок: дом Сорокина, вер-
нее — Сорокиных. Вот эти три окна, последние к маленькому дому справа, — это пристройка. Как Антон Семенович говорил — выстроенная литературным трудом.
Четвертая фотография: остров напротив вокзала городской ветки. То есть напротив здания СибОПСа — Сибирского округа путей сообщения11. Уцелел ли этот островок? Уцелел-нет, не знаете?..
Шевырногов:
— <…> По-моему, он есть <...> Конечно, есть! Наискосок он…
Мартынов:
— <…> Пятая фотография: на этом острове — Виктор Уфимцев, его сестра Лия, тоже художница, и я.
Шестая фотография: поэт, профессор Драверт, Петр <…> Людовикович. Петр Драверт12.<…> О нем всё чаще и чаще нынче вспоминают. Это — искатель метеоритов, сотрудник Вернадского, замечательный человек, ученый и художник. <…> Он на сей раз снят не в обществе литераторов, а среди моряков «Убекосибири»13, среди ученых и вообще, видимо, среди членов Географического общества — Западно-Сибирского отдела Географического общества.
Ну, а вот этот снимок — это Михаил Бальмонт, Михаил Дмитриевич Бальмонт, омский мировой судья, герой поэмы «Поэзия как волшебство». Брат Константина Бальмонта14.
Восьмой снимок — опять Виктор (Уфимцев. — М. М.), на иртышской отмели.
Девятый снимок: степь. Снимок с надписью Виктора на обороте: «Леониду, турксибовцу».
Десятый снимок: прииртышские старые (видимо Коряковские) солеварни. Подарил мне этот снимок Антон Сорокин. Видите — пирамиды соли. «Соль — их горе, ветер — их тоска!» Это стихотворение «Море было»15 я прочту. Вот вам, по существу, стих этот и об Омске: море-то было кругом Омска. Эти степи… <…>
Одиннадцатый снимок: а вот опять я, Сергей Марков16 и Виктор Уфимцев с идолом, выдолбленным из елового полена. Хорошим художником был Виктор, очень! Умел и портреты писать он, и шаманский бубен гудящий нарисовать. Написать на самом деле гудящий, как я писал в «Воздушных фрегатах». Он и музыкантом был — трубачом духового оркестра, и умел из дерева тачать всякие прелести. Словом, мастер на все руки. Чего и вам желаю, друзья. Особенно вам, молодые друзья-школьники.

Море было
Багровеет солнце на закат.
Смотрит вкось и, хитрое, смеется:
— Люди, люди! Отступить назад,
Рано или поздно, вам придется.
Море было и назад вернется,
Сонных волн послышится раскат.
Ветер влагу нес издалека,
Степь в соленом мареве тонула,
Море из пластов известняка
Ухмылялось челюстью акулы.
Кочевали бедные аулы,
Соль — их горе, ветер — их тоска!
Но какой-то дерзкий фантазер
Городу позволил основаться
Здесь, на дне исчезнувших озер,
Где смерчи соленые клубятся.
Город вырос и глядит в упор,
В степь глядит, не может оторваться.
Основатель — дерзостный смутьян,
Он совсем не чтил степных законов.
Из багрово-матовых полян
Не услышал заунывных стонов.
Стонут выпи — призраки тритонов:
— Возвратись, о древний Океан!
Поздно! Плавниками шевеля,
Ты, акула, не всплывешь обратно,
Не нырнешь в султаны ковыля!
Перепашем и удобрим знатно
Мы тебя, о древняя земля!
Примечания

1 Сорокин Антон Семенович (1884—1928) — писатель и художник, живший в Омске. Дом, о котором говорил Л. Н. Мартынов, находится по улице Лермонтова, 28а.
2 Иванов Всеволод Вячеславович (1895—1963) — писатель. Несколько лет жил в Омске.
3 Уфимцев Виктор Иванович (1899—1964) — живописец. В 1908—1925 гг. жил в Омске.
Плотниковская улица. Теперь часть ее называется улицей ХХ лет РККА, другая часть — улицей Чокана Валиханова.
4 Брандмауэр — противопожарная глухая огнестойкая стена, разделяющая смежные строения или части одного строения..
5
Стихотворение «Балхаш» было написано в 1923 г.
6 «Артель поэтов» (полное название: «Омская артель поэтов и писателей») возникла в конце 1921 г. и объединила больше тридцати литераторов. Но уже в следующем году распалась.
Андреева Евгения Николаевна (1901—1979) — врач.
7 Леонид Николаевич не стал читать второе четверостишие:

И в тех же лужах я мочил отрепья,
Чтоб хоть на час оставил мучить зной,
К тебе, Балхаш, я пробирался степью,
И вот ты встал зеленою стеной…

8 Турксиб — Туркестано-Сибирская железная дорога. Построена в 1929—1932 гг.
9 Коровкин Иван Семенович (1919—1977) — омский писатель, краевед.
Утков Виктор Григорьевич (1912—1988) — писатель. До войны жил в Омске.
10 «Тоболка» — так называлась лодка Мартынова.
11 Ветка городской железной дороги соединяла вокзал с управлением Сибирского округа путей сообщения (СибОПС), ставшим затем управлением Омской железной дороги. Сейчас в этом здании располагается Университет путей сообщения.
12 Драверт Петр Людовикович (1879—1945) — поэт, ученый. Большая часть его жизни прошла в Омске.
13 «Убекосибирь» — «Управление по обеспечению безопасности кораблевождения в устьях рек и у берегов Сибири». Существовало в 20-е гг. прошлого века и находилось в Омске.
14 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942) — поэт. В 1915 г. посетил Омск. Поэма «Поэзия как волшебство», где рассказано об этом приезде, была написана Леонидом Мартыновым в 1939 г.
15
Стихотворение «Море было» Леонид Мартынов написал в 1926 г.
16 Марков Сергей Николаевич (1906—1979) — поэт, прозаик. В 20-е гг. бывал в Омске.


Публикация и примечания
Марка МУДРИКА