15 марта (2 марта по старому стилю)

ФЕДОТ-ВЕТРОНОС

 

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917 г.).

Священномученика Феодота, епископа Киринейского (скончался около 326 г.). Мученицы Евфалии (скончалась в 257 г.). Мучеников Троадия (III в.), Илария (II в.) и Кодрата (III в.). Святых 440 мучеников Италийских (скончались в 579 г.). Священномученика Афинодора, епископа. Святого Иосифа. Преподобного Агафона Египетского (скончался около 435 г.).

Святителя Арсения, епископа Тверского (скончался в 1409 г.). Преподобного Савватия (скончался около 1434 г.) и ученика его преподобного Евфросина (скончался около 1460 г.) Тверских. Преподобных Варсонофия (скончался около 1459 г.) и Саввы (скончался около 1467 г.) Тверских

 

Образ Божией Матери, именуемой «Державная», есть во многих православных храмах. На нем изображена восседающая на царском престоле Царица Небесная, в красной порфире и златом венце, в руках скипетр и держава. Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года в день отречения царя-мученика Николая Александровича от престола.

За несколько дней до этого крестьянке Евдокии Андриановой приснился вещий сон. «Есть в селе Коломенском, — рек таинственный ангельский голос, — большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной. И пусть молятся». Позже в ответ на усердную молитву Евдокии Андриановой было видение во сне: белая церковь, где величественно восседала Царица Небесная. Это крестьянка учуяла своим сердцем, хотя и не увидела Ее святого лика. Вместе со священником коломенского прихода Евдокии удалось отыскать эту икону в подвале храма. Весть о чудодейственном образе быстро облетела Россию, и православные русские поняли это как знак того, что Царица Небесная взяла в свои руки судьбу богоносного русского народа в тяжкий его период.

 

Кондак иконе Божией Матери «Державная»:

Взбранной Воеводе, Заступнице нашей Державной, песни благодарственныя приносим о даровании нам иконы Ея святыя, еюже ограждаеми, ничегоже устрашимся, не от человек бо спасение наше, но Преблагословенныя Владычицы милосердием. Там же днесь радуемся и празднуем светло, яко прииде Державная на страну земли Своея.

* * *

Священномученик Феодот, родом из малоазийской Галатии, был епископом города Киринии на Кипре. Во время гонений на христиан нечестивого императора Лициния (307—324 гг.) святой Феодот открыто проповедовал Христа, призывая язычников оставить идолослужение и обратиться к Истинному Богу. Наместник Кипра Савин приказал бить святого без пощады, подвесить его на дереве и строгать острыми орудиями, а затем отвести в тюрьму. Через пять дней святой Феодот был вновь приведен к наместнику, который полагал, что после пыток епископ предпочтет отречься от Христа, чем переносить новые мучения. Но святой Феодот не прекращал проповедовать о Христе. Святого вновь предали страшным мукам. Позже святой Константин Великий (память 21 мая) даровал свободу вероисповедания всем христианам и в числе многих страдальцев освободил и святого Феодота. Святитель вернулся в Киринию и после двух лет епископского служения мирно отошел ко Господу.

 

* * *

* В этот день часто дули ветра, отчего крестьяне и обозначили день — Федот-ветронос, связав с ним некоторые приметы:

— Федот, да не тот (ждали оттепели, а привалили ветра с холодами).

— Ветренос везде сует нос, задирает курам хвост.

 

17 марта (4 марта по старому стилю)

ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК

 

Преподобного Герасима, иже на Иордане (скончался в 475 г.). Преподобного Герасима Вологодского (скончался в 1178 г.). Преподобномучеников Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского Псковских (скончались в 1299 г.). Благоверного князя Василия (Василько) Ростовского (скончался в 1238 г.). Благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (скончался в 1238 г.). Благоверного князя Даниила Московского (скончался в 1303 г.). Мучеников Павла, сестры его Иулиании, Квадрата, Акакия и Стратоника (скончались около 273 г.). Преподобного Иакова постника (VI в.). Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (скончался в 938 г.). Святителя Григория, епископа Асса (скончался в 1150 г.). Святителя Григория, епископа Констанции Кипрской

 

Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился в глубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 г. преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь. Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере. В обители святой установил строгие правила. Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах у ног преподобного.

* * *

* Грач зиму расклевал.

* Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.

* Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.

* В день Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей.

* На Герасима суеверные крестьяне выживали из дома кикимору такими словами: «Ах ты гой eси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

 

18 марта (5 марта по старому стилю)

КОНОН-ОГОРОДНИК,

КОНОН-ГРАДАРЬ

 

Мученика Конона Исаврийского (I в.). Обретение мощей святого благоверного князя Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских (1463 г.). Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (скончался в 1550 г.). Мучеников Онисия (I в.); Конона градаря (III в.); Ираиды; Евлогия Палестинского; Евлампия; Архелая, Кирилла, Фотия и иных 150; преподобного Марка Постника (V в.). Святого Исихия, пресвитера Иерусалимского (скончался около 434 г.) Преподобного Георгия. Преподобного Исихия Постника (скончался около 790 г.). Мученика Иоанна Болгарина (скончался в 1784 г.). Иконы Божией Матери «Воспитание»

 

Святой мученик Конон Исаврийский родился в Вифании, жители которого приняли христианскую веру от апостола Павла. Святой Конон с юности сподобился особого покровительства архистратига Михаила, который являлся ему и помогал во многих трудных обстоятельствах его жизни. По настоянию родителей Конон был обручен с девушкой по имени Анна, которую он после свадьбы убедил остаться девственницей. Молодые супруги жили как брат с сестрой, посвятив себя всецело Богу. Святой Конон привел к христианской вере и своих родителей. Его отец, святой Нестор, за обличение идолопоклонников принял мученическую кончину. Рано похоронив мать и жену, святой Конон продолжал служение Богу, целиком посвятив себя монашеским трудам, посту и молитве. В преклонном возрасте святой подвижник был прославлен даром чудотворения. Благодаря его проповеди и чудесам многие язычники обратились ко Христу. Когда в Исаврии начались гонения на христиан, одним из первых пострадал святой Конон. Его подвергли жестоким пыткам за отказ принести жертву идолам. Однако жители Исаврии, узнав об истязаниях, которым подвергся святой, отправились с оружием в руках на защиту мученика. Испугавшись народного гнева, мучители бежали, а исавряне нашли мученика израненного и окровавленного на месте пыток. Святой Конон жалел о том, что не удостоился принять мученическую кончину за Господа. Спустя два года святой Конон мирно скончался и был погребен рядом со своими родителями и женой.

* * *

* В более теплых русских краях в это время начинали копать огороды. «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много» (из старинных месяцесловов).

 

20 марта (7 марта по старому стилю)

ВАСИЛИЙ

 

Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV в.). Святителей Павла Исповедника, епископа Прусиадского (IX в.); Нестора, епископа Тримифунтского. Преподобных Павла Препростого (IV в.); Емилиана Италийского; Лаврентия (скончался в 1770 г.). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Одрине (Орловская губерния) (1843 г.) и в Москве (1848 г.)

 

Священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в городе Херсонесе Таврическом. Задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным (скончался в 62 г., память 30 ноября). Дальнейшему распространению христианства там способствовали помимо своей воли сами его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе. Епископы Ефрем и Василий прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Многих идолопоклонников Василий наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. Святитель был с почетом возвращен в город, а многие уверовали и крестились.

Вскоре по повелению императора Максимиана Галерия (305–311 гг.) гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники выступили и против святителя Василия: 7 марта 309 г. они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили святое тело мученика в пещере. Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V в. этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IX в. Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более 50 храмов, относящихся к V–XIV вв. В 987 г. в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

* * *

* С Василия весна идет. С крыш капает, а нос цапает.

 

22 марта (9 марта по старому стилю)

СОРОК МУЧЕНИКОВ, СОРОКИ

 

Святых 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (скончались около 320 г.). Мученика Урпасиана (скончался около 295 г.). Святого Кесария, брата святого Григория Богослова (скончался около 369 г.). Праведного Тарасия.

Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666 г.)

 

Сорок воинов-христиан Севастийских, которые отказались принести жертвы бесовским идолам, по велению языческой власти приняли страшные муки на льду Севастийского озера (II в.), а после истязаний были сожжены на кострах.

* * *

* В этот день (сороки, кулики), по крестьянским поверьям, прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. Детные бабы пекут ржаные и пшеничные жаворонки и раздают их детве. Те сажают жаворонков на заборы, на крыши скотских стаек и поют, зазывая жаворонков, — окликают весну:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

 

Обряд этот называется окличка весны. Свалив на зиму вину за подъеденный хлебушек, приманив весну, ребятишки съедали своих жаворонков. И, оставив матерям головы испеченных жаворонков, целовались и разбегались по дворам.

* Девки в этот день пели на игрищах весеннюю закличку: «Жаворенки прилетели на завалинку, на проталинку!» И матери пели, тетешкая, потешая своих малых чадушек: «Жаворенки прилетели, на головку малым деткам сели!» (А. Макаренко).

* * *

* На Сорок мучеников сорок пичуг на Русь пробираются.

* Сороки и галки прилетели на Сороки — к теплу.

* Сороки теплые, 40 дней будет тепло.

 

25 марта (12 марта по старому стилю)

ФЕОФАН

 

Преподобного Феофана Исповедника, Сигрианского (скончался в 818 г.). Праведного Финееса (скончался около 1500 г. до Рождества Христова). Святителя Григория Двоеслова, папы римского (скончался в 604 г.). Преподобного Симеона Нового Богослова (скончался в 1021 г.). Святого благоверного царя Димитрия Самопожертвователя (скончался в 1289 г., Грузия).

Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери (I в.)

 

Преподобный Феофан Исповедник, Сигрианский достиг в иночестве высокого мастерства в переписывании духовных книг. Был удостоен от Господа Бога дара чудотворения: исцелял немощных, изгонял бесов. Противостоял ереси иконоборчества, утверждая догматы истинного православия. Претерпел гонения от иконоборцев при императоре Льве Армянине (813—820 гг.).

 

29 марта (16 марта по старому стилю)

САВВИН ДЕНЬ

 

Мученика Савина (скончался в 287 г.) и мученика Папы Ларандского (скончался около 305—311 гг.).

Апостола Аристовула, епископа Вританийского (Британского) (I в.). Священномученика Александра, папы римского (скончался в 119 г.). Мученика Иулиана Аназаврского (скончался около 305—311 гг.). Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (скончались около 300 г.). Мученика Романа в Парии. Мучеников десяти в Финикии. Преподобного Иоанна в Руфианах. Преподобного Христодула Чудотворца (скончался в 1111 г.). Святых Емилиана, Павла и Дионисия. Преподобной Патрикии (скончалась в 567 г.). Преподобного Пимена Салосского, просветителя лезгин, и его сподвижника Антония Месха (XIII в., Грузия). Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (скончался в 1516 г.)

 

Святой мученик Савин был правителем египетского города Гермополя. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284–305 гг.) святой Савин вместе со своими единомышленниками скрылся в отдаленной деревне. Но его местопребывание открыл за две золотые монеты один неблагодарный нищий, которому святой постоянно помогал деньгами и пищей. Вместе с шестью другими христианами Савин был схвачен. После истязаний их всех утопили в Ниле.

 

30 марта (17 марта по старому стилю)

АЛЕКСИЙ

 

Преподобного Алексия, человека Божия (скончался в 411 г.). Преподобного Макария, игумена Калязинского (скончался в 1483 г.). Мученика Марина. Преподобномученика Павла (скончался около 767 г.). Священномученика Гавриила Мцире (скончался в 1802 г., Грузия)

 

Преподобный Алексий рос в богатой и знатной, но благочестивой и нищелюбивой семье римлян. С малых лет строго постился, раздавал милостыню и под роскошными одеждами, приличествующими его происхождению, носил власяницу. По совершеннолетии родители обручили Алексия, но в первый же вечер, отдав невесте перстень обручальный, юноша сказал ей: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, своей благодатью устраивая нам новую жизнь». После этого тайно ушел из дому и отплыл в Месопотамию.

В городе Эдессе, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги убогим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и добывать себе самое скудное пропитание милостыней. Кормясь только хлебом и водой, Алексий раздавал подаяния немощным и престарелым.

Родные долго и безуспешно разыскивали Алексия, но не могли признать его в нищем на паперти — юноша от строгого поста высох, утратил былую красоту. Так он прожил возле храма 17 лет. Однажды пономарю этой церкви был глас Божией Матери через Свою святую икону: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем». Пономарь не смог найти этого человека, и тогда от иконы Богородицы снова был глас, что человек Божий сидит на паперти и просит милостыню. Святого Алексия ввели в церковь. Скоро все в городе стали почитать преподобного Алексия, но тот, избегая славы, тайно сел на корабль и отплыл.

Вернувшись в Рим, святой Алексий поселился неузнанным в родительском доме — отец, пожалев убогого и нищего, поселил его в комнатке при входе и велел кормить его со своего стола. Святой Алексий прожил в духовных подвигах 17 лет и перед кончиной описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты, коих оставил для служения Господу.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви в присутствии императора Гонория служил литургию римский папа Иннокентий. Во время богослужения из алтаря послышался чудесный глас: «Придите ко Мне, вcи труждающиися и обременении, и Аз упокою вы» (Евангелие от Матфея II, 28). А после службы голос повторил: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана» (то есть в доме отца преподобного Алексия, где покоилось тело святого). Папа и римский император прибыли в дом Евфимиана и увидели святого, лицо которого светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия с описанием его жизни. Папа и император преклонили колена перед почившим святым и обратились к нему, как к живому, прося разжать руку. Когда рука разжалась и письмо было прочитано, мать, отец и невеста с плачем поклонились праведнику, который жил возле них неузнанным 17 лет. От тела святого, от его святых мощей истекало благоуханное миро, приносящее больным исцеление (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

Неисповедимыми путями Господними русский народ в своем сознании выделил Алексия — Божьего человека из сонма христианских святых, обласкал его теплой молитвенной любовью в ряду таких святых, как Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Илья Пророк, Сергий Радонежский, Параскева Пятница и так далее.

* * *

* С Алексея мельницы замелют — Божий пособник воду припас.

* На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается. Рыба трогается с зимовья и трется под берегами.

* Алесей-теплый дров не припас (если холодно).

* Алексей нашел огниво (теплый день — теплая весна).

* * *

* На Алексея-теплого в некоторых русских губерниях завершалась ямщина, а вместе с ней и молотьба хлебов. Шла заготовка дров. Гусятники на этот день иногда устраивали показательные гусиные бои, выкормив и выучив бойцовских гусаков.

 

31 марта (18 марта по старому стилю)

КИРИЛЛ — ДЕРИ ПОЛОЗ

 

Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (скончался в 386 г.). Мучеников Трофима и Евкарпия (скончались около 300 г.) и 10 000 Никомидийских. Преподобных Анина монаха, Даниила (VI в.), Кирилла Астраханского (скончался около 1576 г.)

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 г. и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 г. стал пресвитером. В 350 г. после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре. В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима. В Селевкии собрался Поместный собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого еретик митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор, и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан Отступник (361–363 гг.), он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Евангелие от Луки 21, 6), несомненно, исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить. После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (скончался в 363 г., память 28 октября).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378 гг.) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395 гг.) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 г. святитель Кирилл участвовал во II Вселенском соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры. Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и 2 беседы на евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане».

* * *

* День этот в крестьянском календаре обозначен как Кирилл — дери полоз, поскольку санный путь портится, снег тает, обнажая землю, и ездить по такому санному пути — только полозья сдирать о землю.