Вы здесь

«Я» — частица мироздания...

Борис КРИВОГОРНИЦЫН
Борис КРИВОГОРНИЦЫН


«Я» — ЧАСТИЦА МИРОЗДАНИЯ…


Для человека, как существа мыслящего, правильное понимание собственного «я» — главное на его жизненном пути от рождения и до кончины. Так предначертано нам самой природой, потому что именно мы являемся единственно полноценными носителями разумного начала на планете Земля.
Но верного решения этой проблемы у большинства из нас пока нет, и оно не предвидится в ближайшей перспективе, если судить по нравственному состоянию общества. Более того, в головах подавляющей части людей вопрос о сущности нашего «я» вообще отсутствует, иначе качество нашей жизни было бы иным в сравнении с тем, что имеем. Нравственный фундамент человеческого бытия был бы более прочным и безупречным, ибо природой дано нам все — большего она дать не может.
В истории человечества есть потрясающий, феноменальный пример преображения духовной составляющей человека, который однажды задумался основательно и глубоко над сущностью своего «я». Звали этого человека Сиддхартха Гаутама, более известного в мире под именем Будда (просветленный, совершеннейший). Знамение это произошло более 2500 лет назад на территории современной Индии, где родители Гаутамы были правителями одного из мелких государств. Имея все: богатство и славу, почет и уважение, неограниченную власть, любимую жену и обожаемого сына, — Сиддхартха в 29-летнем возрасте навсегда покинул царские покои, избрав тяжелейший путь нищенствующего отшельника.
По меркам человека, ступившего в 21-й век (т.е. нашего современника), этот поступок из ряда вон выходящий. Ведь многие сегодня видят основной смысл существования как раз в обратном — в безудержном стремлении к богатству, власти и славе. Ко всему тому, что Гаутама твердо отверг для себя 25 веков назад. Уже по этому факту можно вполне обоснованно судить, насколько он был в то далекое время разумнее всех нас, ныне живущих и здравствующих.
Что же явилось причиной столь грандиозного для мировой истории поступка молодого индийского принца? Мнений и версий на этот счет множество, ибо отдаленность того времени от наших дней всегда будет служить непроизвольной опорой всяческим домыслам. Два главных побудительных мотива лежат в основе перевоплощения Гаутамы в Будду, и они убедительны и весомы.
Первое. Прекрасная, благословенная природа Индии и не менее прекрасные условия жизнеобитания Гаутамы мало гармонировали с тем неприглядным, зачастую нищенским существованием простых людей, которое с немым укором открывала сострадательному сердцу суровая действительность. Сиддхартха имел глубокий ум и чуткое на доброту сердце. Это сочетание послужило замечательной основой для максимального проявления в нем той особенной силы, которая поднимает человека над всем миром на недосягаемую высоту и именуется высочайшим словом: Разум. Родившись и мужая в условиях роскоши, он вошел во взрослую жизнь с недоуменным и неразрешимым вопросом о том кричащем неравенстве среди людей, которое можно было наблюдать тогда повсеместно. Проклятье кастовости сопровождало людей от рождения и до смерти, из поколения в поколение, делая одних богатыми властелинами, других — рабами их прихотей. И те, и другие носители разума, т.е. духовные братья. Почему нет между ними гармонии, братской любви, единения? И когда приходила мысль о том, что из-за неизбежной смерти всех и вся это противоречие остается незыблемым навсегда, жизнь для Гаутамы становилась невыносимо тяжелой и бессмысленной. Муки безысходных размышлений подстегнули его однажды покинуть родовое гнездо и ступить в поисках истины на стезю странствующих отшельников, которые в те времена на дорогах Индии были не редкостью. Так Сиддхартха сделал свой первый и решающий шаг к бессмертию.
Второе. Как можно теперь судить, всплеск высоконравственных чувств в сердце Гаутамы выражал собой и железную волю объективной необходимости. В тот далекий от нас исторический период человечество шагнуло на новую ступень своего духовно-нравственного развития: от наивных форм мифологического мироощущения к критериям нравственной оценки всего потока жизненных явлений. Религиозное чувство явилось выразителем религиозной этики, и нравственное содержание жизни стали соразмерять с принципами добра и зла. Та сущность, выше которой в природе ничего нет и которая называется Разумом, заявила о себе в разрозненном сообществе людей пусть еще слабым голосом, но он внятно и почти одновременно прозвучал в разных уголках земной обители. Зороастризм в Персии, буддизм в Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, философская мысль в Древней Греции — все эти духовные притязания, связанные с конкретными именами и лицами, приурочены примерно к одному историческому периоду на рубеже 6-го века до н.э. Этот необычный факт одновременного озарения пробуждающегося Разума на разных континентах как раз и подтверждает объективный характер того духоносного порыва, который несла в мир избранная провидением когорта. То есть наступило время более полной реализации потенциальных сил Разума. И основатель буддизма сыграл в этом духовном пробуждении человека ключевую роль.
Не менее семи лет провел Гаутама в скитаниях по родному краю, терпя неизбежные лишения, живя подаянием нищему, соприкасаясь с мудростью и жизненным опытом ушедших от мирской суеты отшельников. Учения и наставления их нередко увлекали его на время, но полного удовлетворения в них не находил и снова отправлялся в неизвестность, словно предчувствуя, что откровение где-то впереди и близко. Был он в эти годы и на волоске от гибели, однако судьба оберегала его высокую миссию, и он в конце концов победил: открыл смысл своего бытия, став просветленным.
Сегодня не без оснований можно заметить, что главная заслуга Будды перед человечеством состоит, может быть, не в основании им одной из мировых религий — буддизма, а в его разумном разрешении проблемы взаимоотношений между «я» и остальным миром, в его подвижническом стремлении к нравственному возвышению своих собратьев по духу.
За многие века своего существования мировые религии облеклись столь плотной завесой из сказочных посулов и измышлений, что эти легковесные фантазии стали главной основой их содержания. Здесь и потустороннее инобытие (рай и ад), всевозможные перевоплощения и перерождения, бессмертие, бестелесные души и многое другое. Ничего подобного Будда не обещал и не нес людям, он всего лишь открыл им истину. Но это «всего лишь» с избытком перевешивает всю значимость нередко сомнительных религиозных догм.
Среди всех реальных ценностей бытия человека на первое место Будда поставил Разум. В этом и состоит его непревзойденное совершенство и просветленность. С помощью Разума он решил блестяще две мучившие его долгие годы проблемы: о смысле жизни и бессмертии (достижение победы над смертью).
Цель жизни он определил в выполнении высоконравственных правил, содержанием которых является внедрение среди людей принципов добра, милосердия и братства. Эта прогрессивная и гуманная мораль позже была взята на вооружение другими мировыми религиями и передовыми философскими течениями.
С помощью Разума Будда одержал верх и над смертью. Физически или формально сущность человека конечна, как конечно все в телесном мире. Поэтому искать бессмертия со стороны нашего физического тела несерьезно и наивно. Но человек, обладая Разумом, бессмертен, как носитель идеи. В мире бессмертна только идея; бессмертна самая совершенная сущность природы — идея о добре, любви и братстве! Соприкасаясь с этой идеей, неся ее в себе, человек тоже становится бессмертным, ибо самой идеи вне разумного существа нет. Придя к этой простой и труднодостижимой истине, Будда обрел непоколебимый покой и неисчерпаемое душевное равновесие. С этим откровением он и ступил к людям, навсегда став их духовным наставником и Учителем.
И сегодня еще наш прагматический ум не до конца осознал всей глубины и весомости того, каким мощным зарядом Разума одарила когда-то природа Гаутаму. Даже трудно судить о том, насколько он опередил не только свое, но и наше время в выражении нравственно совершенных помыслов и деяний. И оптимистический прогноз в самое отдаленное будущее выглядит здесь пока преждевременным, если оценивать трезво наш нынешний духовно-нравственный порог. Будда и сейчас находится далеко впереди нас и для большинства людей все так же недосягаем. Чтобы понять себя и мир, его гениальному уму понадобилось около 40 лет. Многие же из нас и не подозревают, что такая проблема есть и она главная в жизни.
Итак, Будда стал просветленным, когда во главу угла своей жизни поставил Разум, когда его светом озарил все уголки своего «я» и окружающей реальности. Что же это за всесильная сущность — Разум, и для чего она? С этим интересно и полезно разобраться, если малодушно не уклоняться и не отказываться от той высокой миссии, которую предопределила нам природа-мать.
Неоспоримым и уже привычным является научно обоснованный и закрепленный практикой вывод о том, что природа находится в постоянном развитии от простого к сложному. Она эволюционирует: органический мир от простейших примитивных форм к более сложным и совершенным, неорганическая материя от элементарности к более строгому и упорядоченному химизму. Те отдельно взятые материальные объекты, которые реализуют собой это вечное поступательное движение от низшего уровня к высшему, в сумме своей составляют необъятную сущность, которая называется Вселенной. Эта непостижимая безмерная реальность не может, оказывается, обойтись без Разума: она слепа, глуха и нема без него. Более того, можно с полным основанием говорить о том, что бытие без Разума равносильно небытию.
Простой пример. Представим на миг нашу планету без человеческого Разума, — произошла глобальная катастрофа, и люди вымерли. Сразу откроется, что с позиций разумности наступил кромешный мрак, потому что некому осознать факт существования Земли, Солнца, Галактики, Вселенной — всей окружающей действительности. Мир умирает или исчезает, если он не освещается живительным светом Разума. Да и с кончиной любого человека для него лично умирает вся Вселенная, она как бы перестает для него существовать, — небытием становится все.
То есть в лице человека и других разумных существ природа достигает максимальной реализации своего творческого потенциала, потому что более совершенную сущность, чем Разум, трудно и невозможно представить. При этом не приходится сомневаться и в том, что в совершенствовании совершенного тоже сокрыты неисчерпаемые возможности.
Слепая эволюционная стихия исторгла из себя сознательное начало, чтобы видеть и чувствовать — осознавать! — свое бытие. Но если бессознательная эволюция воспринимается нами как естественное выражение слепых сил стихии, как абсолютная неизбежность, которая не подлежит суду (какие бы действия она ни несла), то сознательный первородный ресурс, достигая необходимой степени разумности, уже взвешивает свои деяния на нравственных весах. Таково свойство Разума: оценивать себя по высочайшим нравственным меркам. Разум как бы выступает особняком над природой и самостоятельно эволюционирует на путях добра и зла.
Как уже отмечалось, просветленность Будды заключалась в признании совершенством таких духовных начал, как доброта, любовь, братство, которые и нес он людям в своем учении. Совершенство, будь оно физическое или духовное, запечатлевается и закрепляется среди людей в понятии красоты. Можно сказать, что красота — зримое выражение совершенства. Естественно стремление Разума к всеобъемлющей, абсолютной красоте, потому что он сам есть наиболее полное ее олицетворение. Как не вспомнить тут знаменитое изречение Ф.М. Достоевского: красота спасет мир. Конечно, здесь имеется в виду красота духовная, — самая активная и передовая сила природы.
Разума вне жизненного воплощения нет. Доброта и любовь оберегают и поддерживают жизнь, зло отнимает и ущемляет ее. Отсюда и предначертанность нашего духовного пути, заключающаяся в добродетели, праведности и справедливости. Всего этого требует Разум, которым наградила или озадачила нас природа. Будда лишь прозрел эту истину и с настойчивостью любящего сердца внедрял ее среди своих учеников и последователей, которые, в свою очередь, несли ее из поколения в поколение.
Таким образом, миссия у Разума, которым в полном объеме владеет человек, не просто высокая, — она космического масштаба, вселенской значимости. И как же на этом фоне выглядит, так сказать, не теория доброты, а практика нашей жизни? Что представляет собой человечество с высоты требований Вселенского Разума? Не будем только заранее топить в скепсисе это непривычное еще для нашего слуха понятие: оно в тысячу раз менее фантастично и во столько же крат более реально, чем сказки о потустороннем мире, в которые безоглядно верят многие из нас.
Как уже упоминалось выше, Вселенский Разум — суммарное достояние безбрежного космоса. Разум человечества всего лишь составная его часть. Естественно, что части этого необъятного целого находятся на разных стадиях развития. Мы в настоящее время штурмуем космос, в других уголках Вселенной Разум находится в колыбели, где-то он достиг высочайшей степени развития, и ему подвластно и открыто все. Не материальных явлений и процессов в природе нет, и на уровне энергетики может считываться и расшифровываться все: мысли, чувства, побуждения. Через десятки тысячелетий наш Разум тоже будет обладать такими способностями. Сегодня же духовная аура человечества оценивается из космоса, и она не может не производить на наших собратьев по Разуму удручающего впечатления.
Что же открывается им вместо ожидаемого и высоко чтимого братства и согласия, проповедуемых тысячелетия в учениях Будды, Христа и других проводников совершеннейших свойств нашего духа? Невозможно не заметить главный наш порок: эгоизм. Он проявляется на всех уровнях человеческого бытия: от государств и народностей до основополагающей общественной ячейки — семьи, вплоть до индивидуума.
Будда переступил через эгоизм и освободился из его цепких объятий тогда, когда осознал себя неотъемлемой частью природы, когда благодаря всепроникающему свету Разума он узрел непреходящее присутствие своего «я» как в бесконечном прошлом, так и в нескончаемом будущем. Эгоизм же отсекает у людей полнокровную пуповинную связь с прошлым и будущим, делая их себялюбивыми духовными калеками одного настоящего. Можно разве нынче видеть в человечестве высоконравственную духотворящую единицу космоса, которая из-за присущего ей Разума несет братство и любовь во вселенскую копилку добродетели? Нет и нет. Народы разобщены, и каждый в меру прочности моральных устоев защищает свои далеко не безупречные интересы.
Грубая физическая сила положена в основу явно неустойчивого миропорядка среди людей. Такие отношения заимствованы из мира животных, они оскорбительны для высокого звания человека. Великая сверхдержава диктует свои правила игры на мировой арене почти всему сообществу людей и зорко следит за их исполнением. После милует или казнит. Зоной жизненно важных интересов этой сверхдержавы (естественно, эгоистических, а не альтруистических) объявлены большинство регионов мира. Из-за этого проводники «нового мирового порядка» рушат и дробят суверенные государства, насаждая там угодные их бизнесу марионеточные режимы. Все это называется демократией, что дословно переводится как сила народа. Конечно, речь идет здесь о бессилии народа, но так уж принято в цивилизованном обществе не называть вещи своими именами, а подразумевать противоположное. И жизнь во всем ее многообразии представляет из себя на современном этапе лишь правила игры для гегемона.
О нравственности и духовности мирового жандарма говорить не приходится: где царит эгоизм, там нет места для полноценной добродетели. Очевидны язвы безнравственности и духовного разложения, которые распространяются из этого средоточия безудержной наживы по всему миру. Перечислять социальные болезни излишне.
Во всех прочих государствах власть озабочена не менее низкопробными целями: она строго охраняет богатство одних и бедность других. Фундамент ее тоже эгоизм, потому что сутью любой власти является защита своих привилегий.
Единой и дружной семьи в лице всего человечества на планете Земля нет. Расцвет эгоизма и индивидуализма на государственном, национальном, клановом и личностном уровне говорит о том, что еще очень не скоро, возможно, через тысячелетия, людское сообщество узрит истину о всесилии и вселюбии воплощенного в них Разума, которую Будда открыл 25 веков назад. И хотя радужной картины о всеобщем духовном обновлении в ближайшей перспективе для нас не предвидится, каждый отдельный человек имеет неисчерпаемые возможности нравственного совершенствования. Потому что он всегда свободен противопоставить эгоизму общества (государства и власти) ту необоримую силу Разума, которая вложена в него природой. И Будда подтвердил это всей своей жизнью.
Парадоксальный мир открывается человеку на современном этапе развития общества. Чем больше индивидуум погружен в общественный «котел», чем активнее и непосредственнее он участвует во всевозможных перипетиях жизни, тем эгоистичнее выражение его натуры. И наоборот, чем больше углублен человек в свой внутренний мир, чем обширнее его познания самого себя и менее интенсивна внешняя «самоподача», тем существеннее отражение в нем объединяющих черт людского сообщества. Этот факт подчеркивает духовное нездоровье общества и призывает основательнее разобраться с сущностью нашего «я».
Тело и дух. Так обычно разграничивается наше «я» на основании многовекового опыта сознательного бытия человека. С телом все вроде бы ясно: это материальная вещественная часть индивидуума, родственная или одинаковая по своему химизму с тем, чем богата окружающая действительность. То есть со стороны тела мы неотъемлемая частица природы. А что есть наш дух? Уже постановка этого вопроса невольно указывает на то, что тело и дух противопоставляются друг другу и, следовательно, обладают существенными и коренными различиями. Но если тело неотъемлемая частица природы, то дух с его коренными особенностями — таинственное надматериальное образование? Это вызывает подозрение.
Рассуждений о духе множество: религиозно-идеалистических, научно-материалистических, обыденно-бытовых. Не станем углублять это многоголосье разноречивых мнений, а оттолкнемся в обсуждении этой темы от естественного лика природы. Она является нам в двух состояниях: вещества (плазмы) и поля. Объективно это два вида энергии: вещество — это связанная, упакованная в элементарные частицы и атомы энергия, поле — свободная энергия в лице широко известного и глубоко изученного электромагнетизма и менее познанной гравитации. Вещество и поле — неразделимое единство. Они порождают друг друга, взаимопревращаются и энергетически есть одно и то же.
Отсюда Вселенная представляет собой ни что иное, как проявление двух форм энергии: свободной и связанной. Планеты, звезды, галактики есть связанная энергия, электромагнитная и гравитационная среда их обитания есть свободная энергия. Методологически важно подчеркнуть и уяснить такое характерное свойство материи, как ее безграничную и необъятную беспрерывность. Звезды и галактики «плавают» в электромагнитной среде, как рыба в океане. Т.е. Вселенная являет собой единое материальное образование, лишенное прерывности и предела. Бесконечный и безграничный океан электромагнитного поля с вкраплением в нем там и сям планет, звезд, комет, астероидов и прочих космических тел — вот что такое Вселенная в ее физическом аспекте.
Из всего этого с неизбежностью вытекает вывод о том, что в природе все материально. Для надматериальности в ней нет места. И наша духовная составляющая тоже материальна, она выражает собой часть электромагнитного поля человека. Подобно тому, как Солнце излучает электромагнитные волны, обеспечивающие жизнь на Земле, так и наш мозг генерирует полевую энергию, в основе которой лежит та же электромагнитная волна. Как любой материальный объект природы представляет собой неразделимое единство поля и вещества, так и сущность человека есть неразделимое единство тела и духа, т.е. тех же самых вещества и поля, только в живом, одушевленном исполнении.
Возможно, самая большая трагедия человечества и состоит в том, что в наивных представлениях о сущности своей люди за тысячелетия истории необоснованно нарушили естественное и неразделимое единство тела и духа, отдавая предпочтение тому или другому (наука — телесному, религия — духовному), чем и завели в тупик свой мировоззренческий потенциал. Доказательством этому и является всепланетарный эгоизм и безнравственность.
При трезвом и объективном восприятии физической основы человека становится очевидным, что добро и зло обусловливается физиолого-биохимическими реакциями, протекающими в одних и тех же клетках нашего организма. Энергетическая подоплека у добра и зла тоже единая: электромагнитная волна. Нравственная же полюсность их выражается в различной частоте колебания волн, — как свет и тьма определяются тем же самым.
Но добро инициируется Разумом, зло — инстинктами. Волком и ястребом человеку не предопределено быть, потому что он является зиждителем разумного начала. И хищнические наклонности проявляются в людях наперекор их высокому назначению — быть самой совершенной сущностью природы. Доброта милосердна и жертвенна, зло жестоко и себялюбиво. Выражать в себе преимущественно личные, скаредные интересы и есть проявление животного в человеке.
Будда освободился от всех низменных инстинктов, в результате чего и стал просветленным.
Стяжание богатства, славы, привилегий — это та же самая погоня хищника за добычей. Только инстинкты хищника оправданы его назначением в природе, у человека же они уничижают его высокий дух. И нынешняя элита общества не просто потакает этому, она видит в наживе и алчности свой главный интерес.
Но ярким примером необычного взлета своего духа Будда показал всем людям, что эгоизм бессилен противостоять нравственному совершенствованию личности. Только сам индивидуум решает, быть ли ему в своих побуждениях и поступках животным или Человеком с заглавной буквы. Для этого необходимо лишь осмыслить свое высокое назначение, — не выдуманное, а самой природой предопределенное и обозначенное. И здесь все выглядит просто: человеческий мозг — вершина развития материального мира, и пик этой вершины представляет наш Разум, главная миссия которого есть способствование добродетели, т.е. духовной красоте. Если эта истина принята умом и сердцем, то ты — будда, с тем лишь отличием от Гаутамы, что он был Учителем и посвятил свою деятельность просвещению людей, а ты свое духовное совершенство проявляешь в повседневной жизни, что тоже плодотворно и почетно. Полная реализация в себе духовного плана природы означает постижение глубинного смысла личного бытия. Понятие будды применимо ко всем, кто достиг нравственного совершенства. И эта духовная высота не обязательно связана с геройством и подвигом, ее естественный вид есть каждодневное доброе деяние, одухотворяющее нашу жизнь. Добрая мысль, доброе чувство, добрый поступок — вот что такое будда. Если наше «я» именно так выражает себя в жизни, то духовная красота проявлена с максимальной силой.
Доброта — большой труд. По существу, это благотворное насилие духа над телом (при верховенстве зла тело господствует над духом). Как же вознаграждается эта все очищающая и благодатная работа нашего духа, когда «я» проявляет Разум в той наивысшей степени, которая определена природой? Вознаграждением для праведника является бессмертие, и это впервые познал и открыл для себя и людей Гаутама, за что и отмечен навсегда званием — просветленный.
Бессмертие. Сразу определимся: абсолютного бессмертия в природе ни для кого нет. Умирают планеты, звезды, галактики. Но смерть их относительна, потому что исчезает форма, а содержание трансформируется в новые космические образования в виде физических объектов и энергетических полей. Вечна Вселенная, как итог нескончаемых во времени и безграничных в пространстве преобразований физического мира. Вечен и Разум, как выразитель совершенств вселенской духовной энергетики, хотя конкретные его проявления тоже подвержены последовательной смене кончин и возобновлений. Можно разве при этом вести речь о бессмертии человека, если конечны такие космические гиганты, как планеты и звезды — Земля и Солнце? Можно, и именно здесь кроется главная награда для нашего «я», когда добродетель есть способ самовыражения личности.
Это то самое, что называется высочайшей чистотой души и сердца. Духовное совершенство есть ключ от той двери, за которой открывается понимание относительности индивидуального существования и осознается абсолютность и вечность нашего бытия на путях общности с Вселенским Разумом. Идеей добра и праведности человек приобщается к вечным духовным ценностям, и как носитель этой неуничтожимой сущности, сам обретает бессмертие в качестве духоносного кванта энергии, представляющего собой неотъемлемую частицу Вселенского Разума.
Представлять собой совершеннейшую структуру беспредельного космоса и в вечной идее добра находить неуничтожимое единство своего духа с Вселенским Разумом — это предел чести для нашего бытия. И когда человек осознает величие Вселенной, он тем самым подтверждает не меньшее величие самого себя, потому что без разумения Вселенная — ноль. Это понимание доступно индивидууму только в том случае, если добродетель навсегда поселилась в его душе и сердце.
Вот откуда исходит непоколебимый и все исцеляющий покой Будды.
Совсем иные представления рождает в человеке эгоизм, и над ними не приходится долго мудрствовать, потому что интересы эгоиста примитивны и низменны, — это наследие наших меньших братьев. Главная доминанта здесь состоит в том, что тело подавляет дух, и интерес жизни сконцентрирован в добыче и наживе — для себя лично, любыми путями и средствами, преимущественно в ущерб всему окружению.
Отсутствие гармонии и равноправия между духом и телом оборачивается для эгоиста непоправимой мировоззренческой бедой. Вытесняя замутненным чувством из своего сердца добродетель, он изгоняет из себя совершенную духовную ипостась. Чем напрочь лишает свое «я» способности осознать свою причастность к вечному. Нет в сердце места доброте и праведности, нет и непоколебимой уверенности вечного бытия. Ибо ключом к этой истине и служит наше духовное совершенство. Без нравственного фундамента под собой эгоист ввергается в пучину стяжания, и эта суета из сует становится для него жизненным кредо.
Бессмертие — состояние души, а не физическая данность. Поэтому смертный и бессмертный ходят по Земле рядом. Не может человек чисто рассудочно и произвольно решить про себя: «Если праведник бессмертен, то и я, грешный, тоже вечен». Приобщение к вечному достигается большими усилиями, потому что освобождаться приходится от тяжкого груза неблаговидных побуждений. Нечистая мысль на духовном поле разумного человека уже ЧП — чрезвычайное происшествие.
Тот факт, что в физическом аспекте человек лишь единожды прочерчивает свой космический путь, говорит о колоссальной важности качества нашей жизни. Гаутама стал Буддой именно благодаря высочайшему качеству жизни. Все отступило от него: тяга к богатству, искус славы, думы о смерти, бесчисленные путы самости, когда добродетель стала смыслом его бытия, обретя статус истины. Не для того же рождаемся и мы, чтобы бездумно прогалопировать по жизни и в меньшей или большей степени выразить в себе хищнические задатки. Бесценного и ничем не заменимого душевного равновесия на этих путях наше «я» не приобретет, зато полностью познает маету низменного существования.
Цель предначертана нам природой другая: максимально выразить в себе тот потенциал Разума, который дан каждому из нас. Лишь соблюдение этого условия дает возможность Вселенной познать в полном объеме свою духовную и физическую мощь и красоту.
Явит ли собой власть когда-нибудь пример нравственного возвышения для каждой отдельной личности? Пока на это надеяться явно не приходится, потому что весь многовековый период своего существования она была самым надежным и упорным проводником махрового эгоизма. Картина эта наблюдается уже тысячелетия, и, судя по уверенной поступи эгоистических вожделений на уровне государств и наций, продлится она, видимо, еще столько и четверть столько. Поэтому уповать на власть здесь бессмысленно: слишком коротка человеческая жизнь, чтобы пользоваться мерками тысячелетий, которые применимы для властных и государственных структур.
По большому счету, в выражении своего духовного потенциала человек стоит один на один с Вселенной, — как бы громко это заявление ни звучало. Плохо это или хорошо? Вполне приемлемо, если цель жизни определена и поставлена верно. То есть так, как это определил для себя более 2500 лет назад Будда. Он совершенным стал в ту далекую от нас эпоху, безупречен и теперь, и будет нравственным эталоном в необозримом будущем. Как видим, духовная высота не тускнеет, она находится вне времени.
Природа требует от нашего «я» лишь полного духовного самовыражения. Задача вполне решаема, потому что дается она в меру сил и способностей каждого из нас. Выбор между нравственностью и безнравственностью, духовностью и бездуховностью ложится на плечи самого человека, и никто здесь не помощник. Это еще одна истина, которую открывает опыт противоречивого человеческого бытия. Так что вечным или смертным делаешь ты себя сам.