ЯНВАРЬ

ПРОСИНЕЦ, СЕЧЕНЬ

 

* В холодных краях (особо на Русском Севере и в Сибири) в январь трещат лютые морозы (рождественские и крещенские), которые сопровождаются частыми туманами и короткими оттепелями. Дикие копытные кормятся ветками багула (Сибирь), осины. В январе же самый ценный мех у пушных зверей, а посему идет охота на них, равно как и на копытных. Крепко спят о сю пору медведи, сурки, барсуки, суслики и бурундуки.

В селах начинается подготовка к вешнему севу. Идет прием ягнят зимнего окота овец и вывоз назьма на поля. С Рождества Христова, после рождественского поста, в деревнях святочные гуляния, свадьбы; молодежь отводит веселую душу на посиделках.

* * *

* Месяц просинец — зимы царь-государь.

* Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

* Январь — перелом зимы, перезимье.

* Январь трещит — лед на реке впросинь красит (отчего и просинец).

* Январь на порог — прибыло дня на куриный скок.

* Если в январе эхо далеко улетает — крепнут морозы.

* Солнце выходит столбом — к бурану.

* Месяц на копытцах — к холоду, на спинке — к теплу или снегу.

* Месяц горит ярко или небо без месяца усеяно яркими звездами — грядет морозный день.

* Мало звезд в небе — к непогожью.

* Лес трещит — мороз будет долго держаться.

* Сильная тяга в печи — на мороз, слабая — на сырую погоду; красный огонь — к стуже, белый — к оттепели.

* Ветер гудит в трубе — стужу ворожит.

* Ворона кричит на полдень — к теплу, на север — к холоду.

 

* * *

«Чтобы Январь мог быть признан, с точки зрения народной наблюдательности, хорошим и не угрожающим никакими опасными последствиями в будущем, он должен быть холоден и сух, — от сырого и теплого Января Боже избави. На первый день Нового года погода должна быть сухая, небо звездное. Лучшими признаками на Крещенье считаются снег и в особенности иней. Ясные солнечные дни во второй половине Января очень полезны для хлебов, для садов и виноградников. <...> Наиболее надежными показателями весны у нас служат дни 24 Января (святой Ксении) и 25 Января (Обращение апостола Павла). Между 22 и 25 Января наступает перелом зимы» (даты даны по старому стилю, правописание А. Ермолова, XIX век. — А. Б.) (А. Ермолов).

 

 

ЧАСТЬ 1: 1—14 января

 

1 января (19 декабря по старому стилю)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского. Рождественский пост

 

Акафист святому преподобному Илии Муромцу. Кондак 1:

Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

* * *

* Мы знаем Илью Муромца — крестьянского сына из села Карачарова, что под Муромом, казачьего атамана, богатыря как былинного героя, горячо любимого русским народом, но за этим былинным образом стоит и монашеский лик христианского подвижника преподобного Илии. Скончался преподобный Илия около 1188 года. «Восемь веков назад в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Православная Церковь празднует в самом начале года, 1 января по н. стилю. <...> Он стал насельником монастыря уже в глубокой старости, увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Московский священник Иоанн Лукьянов в своем „Путешествии в Святую Землю“ (XVII век) пишет: „Пойдохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре. — А.Б.) и ту... видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него пробита копьем, язва вся знать, а правая изображена крестное знамение“. Глубоко символично, что левая его рука свидетельствует о служении воина, а правая о молитвенном подвиге монаха» (Журнал Московской Патриархии).

Особенно торжественно праздновалась память преподобного Илии Муромца на юго-западе Руси и на Украине.

* * *

* Обряды русской старины и приметы, связанные с Новым годом, отнесены на праздник по старому стилю (14 января).

 

2 января (20 декабря по старому стилю)

ИГНАТОВ ДЕНЬ, ИГНАТ

День памяти священномученика Игнатия Богоносца. Предпразднство Рождества Христова. Рождественский пост

 

Святой Игнатий Антиохийский (скончался в 107 г.) жил во II веке. В народе его прозвали Богоносцем. Игнатий был неразрывно связан с божественным духом, что присутствовал в нем, ибо, по преданию, когда он был еще маленьким ребенком, его брал на руки Иисус Христос. Учителем святого Игнатия был Иоанн Богослов. Во время Троянского гонения на христиан Игнатия арестовали и направили из Антиохии в Рим для совершения над ним страшной казни. По пути следования он преодолел шесть городов и для каждой церковной общины оставил послание. По прибытии в Рим его бросили к голодным львам на растерзание.

* * *

*Традиционно в сей народный праздник в церквях проходят молебны, направленные на охрану жилища. Священники совершают крестные ходы с иконой вокруг домов с целью защиты хозяев от несчастий и голода.

* По народным поверьям, родившийся 2 января будет всю жизнь привязан к родному дому.

* В этот день на Руси было принято сбивать с яблонь иней. Считалось, что такой обряд помогал вырастить богатый урожай яблок.

* Иней на деревьях в Игнатьев день – к ясной погоде.

* Если ночью на небе много звезд, то год будет урожайным.

 

4 января (22 декабря по старому стилю)

АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА

День памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы. Рождественский пост

 

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (скончалась около 304 г.) пострадала за Христа при римском императоре Диолектиане. Выданная замуж, она под предлогом вымышленной болезни сохранила девство и посвятила свою жизнь служению Господу. Проповедовала Христову веру в римских языческих землях и, владея врачебным даром, исцеляла узников-христиан, которыми в те времена были переполнены темницы и которые сотнями мученически гибли от римских язычников. Кормила их, а нередко и выкупала. Была схвачена язычниками, подверглась страшным пыткам и, крестообразно распятая над костром, святая мученически предала Богу душу. Но тело не повредилось огнем и сохранилось нетленным.

* * *

* В русском народе почиталась как покровительница узников-христиан и жен на сносях.

 

6 января (24 декабря по старому стилю)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

КУТЕЙНИК, КАНУН РОЖДЕСТВА

Рождественский пост. День строгого поста

 

* В самом суровом плотском воздержании проживали день и ночь на Рождество Христово русские крестьяне, хотя при этом совершали некоторые деревенские обряды. В Рождественский сочельник, как и накануне Крещения Господня, крестьяне жгли среди двора навоз или солому, считая, что тем самым обогревают прилетающие души усопших родичей. Когда приступали рождественские и крещенские морозы, они при свете костров молили Бога об упокоении и прощении душ родичей, а заодно просили урожая. Обряд этот не богопротивен, ибо забота, переживание и моление о душах усопших — христианское дело.

* В сочельник хозяева сельские особо присматривали за скотом, полагая, что в ночь перед Рождеством Христовым буйствует нечистая сила.

* У старообрядцев Сибири (семейских, кержаков) — «старикам праздник, молодь робит», но суровый пост у всех, как и молитва со свечой, до вечерней звезды. У семейских староверов Забайкалья после сочельника начинались Святки.

* Молодые (чаще всего девушки на выданье) молились и загадывали в канун Рождества о женихе или невесте, обращаясь к Божией Матери.

* В Рождественский пост водку не пили — на Кутейник ладили крестьяне щедрый ужин с кутьей и медом, ужинали после долгого моления в церкви. К ужину приглашали, «кликали» мороз:

— Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!

В иных губерниях с морозом не чикались — не просили, а припугивали:

 

Мороз, Мороз Васильевич!

Ходи кутью есть!

А летом не бывай:

Цепом голову проломлю,

Метлой очи высеку!

 

Отчество Васильевич у Мороза не случайно — в иных русских краях «кормление мороза» происходило в Васильев вечер, то есть накануне Васильева дня и Нового года (по старому стилю эти праздники выпадали на один день. — А. Б.).

* В Рождественский сочельник, что накануне Рождества Христова, крестьяне щедро кормили домашнюю скотину, и первый блин сочельника подносили овцам — сии обряды прямо связаны со Святым Евангелием, согласно коему Иисус Христос по рождению был Матерью Божией спеленут и положен в ясли для скота: «…И роди сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители…» («…родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице…») (Евангелие от Луки).

* От Рождества Христова до Крещения Господня в русской среде считалось великим грехом охотиться на зверей и птиц, с нарушившим это святоотеческое предание могла случиться беда.

* * *

* С Сочельника начало рождественских морозов.

* Об урожае хлеборобы гадали по блеску звезд в ночь на Рождество Христово, на Параскеву Пятницу, на Якова-апостола, на последнюю ночь Масленицы: яркие звезды — добрый урожай.

* Если перед Рождеством Христовым в сочельник случится иней, то хлеб сеют только до Петрова дня (12 июля), а если иней случится после сочельника, то сеют и после Петрова дня.

 

7 января (25 декабря по старому стилю)

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

СВЯТКИ

С 7 января по 17 января — Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу

 

Тропарь Рождеству Христову:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!

Кондак Рождеству Христову:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог (Творение святого Романа Сладкопевца).

* * *

* Как и Воскресение Христово (Святая Пасха), так и Рождество Христово — самые дорогие христианской душе праздники, в которые с новой, очистительной силой, ярко и радостно вспыхивают любовь к Спасителю нашему Иисусу Христу.

* «Обыкновенно перед закатом солнца хозяин со своими домочадцами становится на молитву, потом зажигает восковую свечу, прилепляет ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходит во двор и приносит вязанку соломы или сена, застилает ими передний угол и прилавок, покрывает чистой скатертью или полотенцем и на приготовленном месте под самыми образами ставит необмолоченный сноп ржи и кутью» (С. Максимов).

* Христославы после заутрени начинали ходить по избам, славить Христа. При этом часто носили с собой деревянный ящик (образ вертепа) и раскрашенную деревянную звезду, что, согласно Священному Писанию, означает пастушескую пещеру (вертеп), где Божия Мать родила Иисуса Христа и, спеленав, положила его в ясли (ящик для кормления скота); а звезда означает звезду Вифлеемскую, по которой волхвы постигли и нашли Новорожденного Христа, а потом возвестили миру о Рождестве Спасителя нашего Иисуса Христа. Христославы, расхаживая по избам, пели:

 

Пречистая Дева Мария

Иисуса Христа породила,

В яслях положила.

Звезда ясно сияла,

Трем царям путь показала —

Три царя приходили,

Богу дары приносили,

На колени припадали,

Христа величали.

Слава Богу на небе,

Слава!

Государю нашему на сей земле

Слава!

Его цветному платью не изнашиваться,

Слава!

Его добрым коням не изъезживаться,

Слава!

Его верным слугам не измениваться,

Слава!

Чтобы правда была на Руси,

Слава!

 

* Было у крестьян забавное обыкновение, когда священник ходит по домам славить Христа, просить его, чтобы присел на некоторое время, для чего постилают на то место, где ему сесть, кусок холста или рядна; или при выходе священника из избы хозяйка дома берет его за рясу незаметным образом. Это делалось нашими простодушными крестьянами для того, чтобы плодились куры-наседки и пчелиные рои, которые и покрывают тем куском холста или рядна, на котором сидел священник.

* Великим грехом считалось робить на Рождество: лапти плести — родится кривой, шить — уродится слепой.

* На Рождество суеверные крестьяне опутывали ноги столу, чтобы скот не бегал, не терялся.

 

СВЯТКИ, КОЛЯДА

 

* Святки праздновались с Рождества Христова до Крещения Господня. Святки бытовали на Руси и до крещения. Одно из толкований понятия святок — это души предков, посему издревле повелось поминать в этот день на Руси усопших предков кутьей, блинами, оладьями. Кутья — старинное ритуальное, принятое православной церковью русское блюдо: вареные зерна пшеницы, сухая черемуха, хлебное сусло, заготовленное для рождественского пива. Блин с древности считался символом солнца, а заодно и благополучия, богатства, сытости. Слово оладья, возможно, пошло от словосочетания «О, Лада!», что символически связывалось с именем покровительницы весны Ладой. Она, как Лель и Макошь, покровительствовала чадородию жен и плодородию земли. Есть мнение, что Святки праздновались древними славянами в честь языческого бога войны и победы Святовита. Праздник выпадал на время зимнего поворота солнца, сулящего победу Святовита над нечистой силой, то есть света над тьмой, лета над зимой — отсюда происходят слова свет, Святовит, Святки.

С принятием и утверждением на Руси христианской веры Святки исполнились божественного звучания и стали пониматься в значении святых дней, связанных с Рождеством, хотя в некоторых обрядовых чертах бессознательно сохранилось кое-что из древнего, природного, выжившего благодаря приверженности русских к дедовским традициям.

Начинались Святки с рождественского славления Христа. «Славление на Руси заключается в хождении с вертепом, звездою, рацеями и виршами. Вертеп в Сибири прежде устраивался в виде ящика о двух ярусах. Здесь помещались деревянные фигуры. В верхнем ярусе изображались смерть Ирода, а в нижнем Ириадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили с ними по домам. За пение награждали лентами и пирогами» (И. Сахаров).

Изображение в вертепе Ириадиных (правильно — Иродиадиных) плясок говорит о том, что в простонародье иногда сливали в одно жену царя Ирода Иродиаду и ее дочь, которая, по Писанию, и плясала перед Иродом, за что мать с дочерью получили голову Иоанна Крестителя (см. Евангелие от Матфея). Подобные нарушения в простонародных обрядах случались нередко, чему причиной было то, что наше крестьянство в большинстве своем неграмотное, Священное Писание воспринимало на слух. Если крестьяне строго соблюдали посты, хранили в душе любовь к Богу и ближнему, то иные места из Священного Писания и особенно жития святых расцветили многочисленными легендами, не лишенными суровой христианской назидательности, теплой любви к Богу и ближнему и отмеченными высочайшим поэтическим чувством.

* * *

* Одновременно с христославлением начиналось колядование (не изжитый в народе древний обряд), которое иногда продолжалось до самого Крещения, то есть во все дни Святок.

* Русский историк Николай Карамзин полагал, что Коляда у славянских народов был покровителем пиршеств и мира. В других толкованиях Коляду связывают с римскими календами, какие праздновались каждый месяц (календа, календарь, коляда...). Составитель сего месяцеслова так же предполагает, что значение слова «коляда» могло быть связано и со значением слова «ляд» — «черт» (в народе говорят: «На кой ляд он мне нужен!»). Исходя из такого предположения, можно вывести, что само празднование коляды, возможно, в древности означало обряд отпугивания, изгнания черта (ляда).

* В прибайкальских селах колядовали (машкарадились, цыганили) со второго или третьего дня Святок. Ряженые в маски (хари, личины) гурьбой расхаживали по избам и пели колядки, одновременно шло христославление.

При этом иногда прибайкальские колядовщики водили на веревочке козу, украшенную лентами, и пели в избах:

 

Где коза ходит,

Там жито родит.

Где коза ступой,

Там жито купой.

Где коза рогом,

Там жито стогом.

 

Пели колядовщики, ряженные в страшные хари и личины, рассыпали по избам зерно, потчевались пирогами, складывали в куль подношения и шли дальше по деревне цыганить, машкарадиться. Даже скупой хозяин, бывало, расщедрится, хотя бы черствых пирожков в куль кинет; а уж щедрый хозяин от любви и умиления взревет хозяйке: «Всё мечи, что в печи…» — или, не ожидая, сам обильно попотчует колядовщиков.

* * *

* У деревенских парней и девчат в святые вечера начинались веселые посиделки, вечорки с песнями, потешными обрядовыми играми. Там частенько избирались пары, после чего шли сватанья и свадьбы. Посиделки были порой внешне грубоваты, буйны, но никогда (или почти никогда) не доходили до греха, поскольку опороченной девушке или порочному парню в деревне не давали житья. И не было возможности в деревне утаить грех, как нельзя миновать Страшного суда.

Гуртилась молодь по избам, где, кроме песен, плясок, любили парни и девки потешные игры; особливо про кузнеца, где говорилось: «Могу сковать чо угодно и всё, чо модно. И замки, и топоры, и ухваты, а могу перековать и вас, ребята. И могу я, братцы, стариков на молодых перековать на любую стать. Подходи, не боись, под молот ложись…» Наряженный под старика клал голову на стол, укрытый скатертью до пола, и, когда кузнец шутливо касался деревянным молотом «старика», из-под стола выбегал озорной парнишка…

* Толкуя о святочных обрядах молодежи, нужно сказать и о том языческом, что в них присутствовало. В святочные обряды как немеркнущий, неискоренимый отзвук язычества вплеталось гадание. Есть суждение, что слово и понятие «гадание» восходит к еврейской Гаде — богине счастья. Другие народоведы считали, что слово «гадать» от санскритского «гад» — «исследовать» или от слова «гадам» — «испытывать».

Гадали на вещах, гадали при помощи оклички прохожих, подслушивания; гадали на курицах, лошадях; гадали у ворот и при помощи брошенного башмака; гадали на луковицах, с яйцом, на поленьях, воском, оловом или свинцом, на зборнике (головной убор); гадали на лучинах, на кольце с хлебом и крючком, на коровьей или воловьей шерсти, по сковороде, у омета соломы, на перекрестке в полночь, гадали под окном и на бобах (отсюда поговорка «Чужую беду бобами разведу, а к своей ума не приложу»). Гадали ключом, на священной книге, при помощи зеркал, у бани, сарая и так далее (подробно у М. Забылина в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»).

При гадании, именуемом «окличка прохожих и проезжих», в иных деревнях окликали с блином на голове, в чем бессознательно выразилась древняя символика, поскольку блин — символ солнца, благополучия.

* В основном парни и девки гадали на невесту и женихов. Чаще всего девицы загадывали себе суженого-ряженого, который должен был прийти наряженным, ночку ночевать, волосы причесать. «Например, курицу или петуха пускают в середине круга, составленного из колец и перстней, принадлежащих разным девушкам. Чье кольцо, перстень или серьгу клюнет птица, та выйдет замуж в течение года.

Выйти замуж вообще не трудно, каково быть замужем? — задается вопросом каждая девица. В этом случае девушка-гадательница применяет... воду, уголь, хлеб и кольца. Затем пускает курицу. Если курица или петух станет пить воду, то муж будет пьяница. Если будет есть хлеб, то муж будет достаточный, когда же примется за уголь, то муж будет бедняк, или, как говорится, прогорит. Золотое кольцо — богач, серебряное — достаточный, медное — скудный по труду, иногда волокита.

В Сибири... впускают на середину комнаты курицу с петухом и замечают: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; но если курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем» (М. Забылин).

* * *

* Православная молодежь сознавала греховность гадания, но не могла устоять перед искушением, земное благо (замужество, женитьбу) ставя выше Небесного, и уж на Крещение (на Водокрещи) с Христовой молитвой смывала святочные грехи освященной батюшкой водой.

* * *

* Безветрие во время святок и много инея — год будет ягодный.

* Снег на Рождество и Крещение — к урожаю.

* Если на Рождество пригревина будет — к зеленому году (Сибирь).

* Снеги глубоки — дак травы хороши и хлеб.

* На Рождество иней — урожай на хлеб; небо звездисто — урожай на горох.

* Темные святки — молочные коровы; светлые — ноские куры.

 

8 января (26 декабря по старому стилю)

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Кондак Собору Пресвятой Богородицы:

Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Темже звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

 

Тропарь Собору Пресвятой Богородицы:

Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.

* * *

* Этот день, когда Божия Мать родила Богомладенца, когда Ангел Господень повелевает Иосифу бежать от Ирода вместе с Богомладенцем и Его Матерью в Египет, — в народе крестьянском именовался еще и «бабьи каши» и считался праздником повивальных бабок (повитух или, по-нынешнему, акушерок) и жен на сносях.

* * *

* Жены, имеющие ребят, вместе с мужьями ходили к повивальным бабкам, которые принимали их детей; приносили бабкам пироги, блины и прочие напитки-наедки, в том числе и кашу, отчего праздник и величали «бабьи каши».

 

9 января (27 декабря по старому стилю)

СТЕПАНОВ ДЕНЬ

День памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана

 

Святой Стефан (скончался около 34 г.), апостол от семидесяти, был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и от евреев пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. Будучи исполнен Духа Святого, архидиакон Стефан с дерзновением убедительно проповедовал евреям христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех».

* * *

* В крестьянской среде в этот день особенных обрядов, тем более связанных со святым Стефаном (в народе — Степан), не свершалось, но именно на этот день выпадали некоторые сельские дела:

— На Степанов день шел найм батраков. «На святой Степан всяк себе пан — работник припоминает обиды от хозяина, высказывает свое неудовольствие, сводит расчеты и волен или заключить снова договор, или нарушить прежний» («Круглый год»).

— В некоторых губерниях шли выборы пастухов, которые, кроме знания своего древнего ремесла, знали и пастушьи заговоры. То, что на этот день выпадали выборы сельских пастухов, видимо, не случайно. Согласно Священному Писанию в этот день явился пастухам Ангел Господень и возвестил: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки).

«Пастух должен был сам изготовлять себе инструмент музыкальный. <...> Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько „наигрышей“ — выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т. д. Однако помимо такой... функции им приписывалась магическая сила. <...> Звуки рожка, трубы, рога способны „заигрывать“ пасть зверя, а „отпуск“ (заговор на бумажке), положенный в раструб инструмента, усиливает его магические действия...» («Круглый год»).

 

11 января (29 декабря по старому стилю)

СВЯТЫХ МЛАДЕНЦЕВ

День памяти мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

 

* «Этот день для всех христиан скорбно напоминает, как нечестивый иудейский царь Ирод, чтобы погубить Младенца Иисуса Христа, повелел своим слугам «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов» (Евангелие от Матфея).

* * *

*В русском народе, «когда празднуется память избиения младенцев царем Иродом, в старину обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в памяти детей такое кровопролитное событие; самый день, в который приходился этот праздник, считался черным» (М. Забылин).

* В этот день взрослые были особенно ласковы и чутки с детьми, читали им Евангелие для детей, сказывали сказки, загадывали загадки.

 

13 января (31 декабря по старому стилю)

МАЛАНЬЯ

День памяти преподобной Мелании Римляныни

 

Святая Мелания (скончалась в 439 г.), знатная римлянка, после нескольких лет супружеской тягостной для нее жизни дала обет Богу остаток жизни прожить в непорочности, служении Богу и ближним. На средства от имения она вместе с мужем построила много храмов и больниц. Со временем она все богатства передала в храмы, монастыри, больницы, сиропитательные дома, в помощь заключенным и сирым. Многие годы святая Мелания жила в монастырском затворничестве. По молитвам преподобной свершалось немало чудес на духовное благо ближних.

* * *

* День преподобной Мелании (в народе — Маланьи) выпадал на канун Нового года по старому стилю и на Васильев день. Вечер на Маланью назывался Васильевой колядой, щедрым вечером. В некоторых губерниях в щедрый вечер под Новый год «ходят по домам щедровать и поют щедровки — песни, в которых величают хозяина. За щедровки награждают подарками» (И. Сахаров).

* С днем святой Маланьи крестьяне связывали понятие изобилия, поскольку в этот день шли приготовления напитков-наедков для празднования Нового года и Васильева дня.

* * *

* Наварила, что Маланья на свадьбу.

* Наряжается, ровно Маланья на свадьбу.

* Деловая Маланья к обедне с прялкой пришла.

* Охала Маланья, что уехал Ананья. Охнет и дед, что денег нет.

 

14 января (1 января по старому стилю)

Старый Новый год

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ

День памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

 

Василий Великий (около 330 г. — 379 г.), архиепископ Кесарии Каппадокийской, — церковный писатель и богослов.

* «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством» (Святой Амфилохий, епископ Иконийский. Слово в день кончины святителя Василия Великого).

* * *

* До 1348 года у русских Новый год справлялся 1 марта; потом — с 1 сентября (староверы Забайкалья, семейские, до середины XX века жили по этому календарю). Со времени царствования Петра Великого — с 1 января по юлианскому календарю.

* В Новый год девушки наряжались во все новое и старались чаще переодеваться, чтобы потом чаще выпадали обновы.

* В Новый год не платили долгов, иначе весь год будешь в долгах, как в шелках. Не исполняли грязную, тяжелую работу, иначе весь год будешь не разгибать спину от тяжких трудов.

* В этот день крестьяне ели сытно, поскольку щедрый стол на Новый год — богато год проживешь. Ходили по гостям — к обеду «идет сосед к соседу на беседу».

* Соседи и родня, а чаще дети расхаживали по избам под видом «сеятелей», сеяли овес в избах — в переднем, или «красном», углу и песнями желали хозяевам урожая и приплода в семье и в хозяйстве:

 

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек.

(Записано в Сибири)

 

Хозяин, печась об урожае, чадородии своей женки, скотиньем приплоде, старался накормить засевальщиков от брюха, чтоб не взыскали.

* * *

* В этот день сливались воедино празднование Нового года, Святки с Колядой и Васильев день или Васильев вечер, который в старопрежние времена именовался то богатым вечером, то Авсенем (Овсенем, Таусенем). «Может быть, овсень происходит от выражения „О весне“» (М. Забылин), ибо в этот день засевальщики рассеивали зерно по избам, имея в виду весенний сев, заботясь о весне.

* Природно-откровенны и буйны от вольно гуляющей силушки были игры парней и девок на святочных посиделках. Хотя, как уже говорилось, внешняя грубость обрядовых игр не значила, что молодые поселяне были душевно грубы, а тем более порочны. За благочестием следили православная церковь, родители со строгим русским домостроем и весь сельский мир, во главе которого стояли самые духовно благодатные старики.

* Вольными были Святки даже у семейских (старообрядцев Забайкалья), которые среди сибиряков выделялись редкостно диковинной суровостью нравов. Парни переодевались в девок и наоборот, затевались игры. Так же, к примеру, «пачкали шапку сажей и просили девушку спрятать куда-нибудь кольцо, уверяя, что найдут его нюхом. А затем, вынюхивая кольцо, парень, бывало, так запачкает лицо простачки, что присутствующие покатывались со смеху» (Ф. Болонев).

* В Васильев день и вечер православные крестьяне много молились и в церквах, и перед домашней божницей, при этом иногда приговаривали от себя: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир».

* Василий Великий почитался крестьянами и как покровитель свиней.

— «Вечер на первое число января простой народ называет Васильевским вечером. Во многих местах Костромской губернии в этот день варят свиные ноги, и дети под окошком каждого дома собирают пироги с припевом: „Свинку да боровка для Васильева вечерка“. Об этом гласит и рязанская поговорка „Кишку да ножку в верхнее окошко“. Также говорится пословицей „На Васильев вечер день прибывает на куричий шаг“» (И. Снегирев).

— Не гляди свинье в рожу, а корми ее рожью.

— Не было у бабы заботы, купила баба порося.

— Была бы свинка, будет и щетинка.

— Из тех же свиней, только посивей.

* * *

 

По поднебесью, братцы, медведь летит:

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросятки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

 

* * *

* «Васильев вечер для русских девиц был весьма важным днем; он приходил на восьмой день святок, когда святочные гадания были в самом разгуле» (И. Сахаров).

Православная церковь сурово и праведно порицала святочные гадания, ибо нельзя загадывать о своей судьбе и вверять свое будущее суеверным приметам и прорицателям от врага рода человечьего — на все воля Божия! Не случайно гадания творились без креста, без пояса и не благословясь, помянув немытика (такое гадание считалось у гадальщиков самым верным). Не следует путать гадания с пророчествами христианских святых и всех, кого коснулась Божия благодать.

* Часто случалось, что девичьи гадания деревенские парни поднимали на смех и всячески подшучивали над гадальщиками. «Один раз стали наши девки гадать, пошли в овчарух, обвязали овечек поясами, да и ушли в хату. А ребята поразвязали овец, наловили собак, обвязали их поясами, да и пустили в овчарух. Пришли наутро девки — глядь, а вместо овец собаки... „И что же вы думаете, — закончила рассказчица свое повествование, — повышли те девки замуж, и у всех до единой собачья жизнь была“» (С. Максимов).

* * *

* Деревенская молодежь, начав свои колядки с Рождества Христова, продолжала цыганить, машкарадить, напялив вывернутые тулупы, вырядившись в отрепье и укрывшись под страшные хари и личины. В откупленных избах не стихали посиделки с песнями, с игрищами, но суеверные посидельщики старались окончить веселье к полуночи. Чуть припозднишься, набежит нечистая сила, тут уж греха не оберешься.

* Рождественские святые вечера уступают место страшным вечерам, когда, по народным поверьям, буйствует нечистая сила (шишиги, волхвитки, колдуны, каженники, лихие домовые). От нее простодушные крестьяне открещивались тем, что малевали дегтем, мелом, углем кресты на воротах, дверях изб, стаек, охраняя этими оберегами и людей, и скотину. Курятники окуривали смолой с девясилом, чтобы куры не хворали (и от лихого домового). Кресты-обереги на коровьих стайках писались еще потому, что, по убеждениям хозяев, голодные ведьмы, возвращаясь с гуляний на Лысых горах, будучи страшно голодными, задаивали коров. В это время сторожились и каженников (людей, страдающих меланхолией), полагая, что они обойденные, значит, очарованные лешими. При гадании и обереге от нечистой силы считался незаменимым чертополох. Им врачевали болезни, утоляли девьи страдания по милому, отгоняли бесов и оберегали скот.

* * *

* На Новый год небо вызвездит — к урожаю.

* Частые (густые) звезды — ягоды будут.

* На Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлеба и здоровью селян и скота; а если тепло и без снега — к недороду и хворям.

* Сильный ветер сулит урожай орехов, а месячная звездная ночь — урожай гороха и чечевицы.