Вы здесь

Истина воссияет на Севере

О русском национальном характере и духовной культуре
Файл: Иконка пакета 09_nikolaev_ivns.zip (28.82 КБ)
Михаил НИКОЛАЕВ
Михаил НИКОЛАЕВ
заместитель Председателя Совета Федерации России,
первый Президент республики Саха (Якутия)



ИСТИНА ВОССИЯЕТ НА СЕВЕРЕ
О русском национальном характере и духовной культуре
В душе наших предков, прежде всего в крестьянском мире, жило чувство справедливости, причем не просто материального выражения благодарности, а справедливости высшей: жить по душе достойно, вознаграждать по истинным заслугам. Не следует гнаться за богатством, за наживой, преследовать корыстные интересы. Это не может быть целью жизни. Главный же смысл нашего пребывания на земле — прожить жизнь по-доброму, по правде, достойно.
Самое большое место в народном сознании занимали представления о душе, стыде, грехе, совести, доброте, правде. Отсутствие у человека этих качеств рассматривалось нашими предками как нравственное уродство. «Совесть без зубов, а загрызет», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Учись доброму, худое на ум не пойдет», «Не в силе Бог, а в правде» — гласит народная мудрость. Отсюда понятными становятся духовно-нравственные истоки творчества Гоголя, Толстого, Достоевского.
Русский народ с начала своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать собственную независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что «народ сей отважен до безумия, храбр и силен».
Наполеон в горящей Москве, поражаясь самоотверженности русских, восклицал: «Что за люди! Какая решимость! Какая свирепая решимость! Какой народ!»
Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость. Как бы не поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.
Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство, среди русских были и остаются мерой достоинства человека.
Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.
Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.
Для русского народа характерно искание смысла жизни, связанное неразрывно со стремлением к абсолютному добру. Вот Иван Карамазов в романе Ф.М.Достоевского замечает, как русские мальчики, не успев ладом познакомиться, приткнулись в углу трактира и тотчас же начали рассуждать «о мировых вопросах не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату...».
Вообще, надо признать, литература оказалась универсальной формой общественного самосознания. Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие духовные образцы, создаваемые мастерством великих художников слова. Известный в XIX веке журналист и издатель Алексей Суворин в своем «Дневнике» писал об И.О. Тургеневе: «Он создавал образы мужчин и женщин, которые оставались образцами. Он делал моду... Он придумывал покрой, он придумывал душу, и по этим образцам многие россияне одевались».
Русским свойственна любовь к красоте, артистическое восприятие мира. Достаточно вспомнить изумительные произведения иконописи, красоту богослужений, прелесть русской литературы и поэзии, великолепную живопись, музыку, питаемые многосторонними талантами народа.
И еще нельзя забывать одно ценное нравственное качество —сопереживание и чуткое восприятие чужих душевных состояний. Здесь основной источник признания обаятельности русских. Вспоминаются слова великого Гоголя: «К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетенного».
Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в «особом состоянии души». Как заметил Михаил Пришвин: «Быть русским, любить Россию — это духовное состояние».
Наш народ — терпеливый и выносливый, готовый к самопожертвованию, способный жить в тяжелых условиях.
В годы Великой Отечественной войны гитлеровские интеллектуалы не сумели «просчитать» фактор духовной силы русской нации. Никак не объяснить с точки зрения формальной логики, почему наши люди не дрогнули под стенами Москвы, выдержали кошмар ленинградской блокады, сталинградскую и орловско-курскую мясорубку. Характер народа проявился в величайшем патриотическом порыве. Об этом феномене русской души удивительно точно сказал Лев Толстой, лучший баталист в литературе:
«Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине».
В то же время, я стараюсь оставаться объективным в своей оценке титульной нации.
К сожалению, в русском национальном характере часто проявляются и безволие, и распущенность, и безответственность, и лень, — все это свидетельства слабости дисциплинирующего духа культуры. И наше негодование по поводу плохого сервиса, неустроенных дорог, загаженных подъездов и неубранных улиц — простое свидетельство низкого уровня бытовой культуры.
Так что, как гласит народная мудрость: «На зеркало неча пенять...»

Куда идем?
С огромным сожалением и болью отмечаю нынешнее незавидное состояние русской нации. Численность ее из года в год сокращается, смертность превышает рождаемость. Это усугубляется тем, что одновременно Россию покидают сотни тысяч дипломированных специалистов, а к нам сотнями тысяч перебираются те, кто в большинстве своем способен лишь выполнять работу, не требующую высокой квалификации.
Ослаблено физическое здоровье нации, потребление алкогольных напитков запредельно. Резко увеличилось число курильщиков, особенно среди молодежного и женского контингента. И все это на фоне разгула преступности и наркомании. Если взять физическое состояние призывников, то оно ужасающее. Среди них полно дистрофиков, наркоманов, психически нездоровых людей.
Многие исследователи констатируют, что нервно-психическими расстройствами страдают до 80 процентов учащихся образовательных учреждений. Академик РАМН В.А. Таболин заявляет, что если не будут предприняты срочные эффективные меры, то в XXI веке интеллектуальный уровень нации может резко снизиться. Негативные тенденции, связанные с состоянием здоровья молодежи, дают основания ученым для весьма мрачных прогнозов: из сегодняшних 16-летних подростков могут не дожить до пенсионного возраста 48 процентов юношей и 12,5 процента девушек.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения и ЮНЕСКО, исследовавшие жизнеспособность различных наций и государств и оценивавшие ее по 5-бальной шкале, оценили жизнеспособность россиян в 1,4 балла. Считается, что это критический уровень, ниже которого наступает необратимая деградация нации. Данную ситуацию следует рассматривать как фактор, угрожающий национальной безопасности России и требующий принятия экстренных мер.
Факты потрясают. Они ввергают в уныние, и порой кажется, что уже ничто не спасет Россию от вымирания, что этнос обречен. Об этом, кстати, много пишут и говорят: кто с тревогой и болью, а кто и со злорадством.
Наблюдается и откровенная культурная деградация, утрата жизненных целей и нравственных ориентиров. Сегодня 40 процентов взрослых людей в России не читают книг. Самое страшное, что в результате этого происходит девальвация самой человеческой жизни.
Что же, русский народ идет к гибели? Нацию оставили жизненные силы? Согласно исследованию специалистов эпидемия смертности в России связана не только с резким снижением уровня жизни, но и с катастрофическими изменениями нравственного состояния ее населения. Вместе с потерей уверенности в завтрашнем дне, подрывом идеалов коллективизма, товарищества и взаимопомощи, вместе с вторжением в нашу страну принципов «каждый за себя», «только в деньгах смысл жизни», «наживайся!» среди нашего населения произошло сильнейшее снижение жизненного тонуса. Интерес к духовным ценностям, к духовному росту заменяется культом воровства, откровенной пошлятиной. Рвутся связи, скрепляющие общество: семейные, соседские, соединяющие население в народ, обеспечивающие единое духовное пространство. Человек все более чувствует себя одиноким. Людьми овладевает чувство подавленности, переходящее в острое ощущение безысходности, теряется интерес к жизни, смысл жизни.
Россия становится европейским лидером по числу самоубийств. Потеря смысла — вот что лежит в основе глубинного нежелания сопротивляться смерти и давать жизнь последующим поколениям.
Сегодня по продолжительности жизни Россия находится на 107-м месте в мире. Прогноз экспертов ООН определяет «вилку» численности населения России на 2050 год от 96,1 миллиона до 113,1 миллиона человек.
Здесь к слову вспомнить мнение Петра Столыпина, что для обустройства России требуется 500 миллионов граждан.
Депопуляция России чревата серьезнейшими геополитическими последствиями. Это связано, прежде всего, с обширностью территории нашей страны, плотность населения в России самая низкая среди крупнейших государств (8,5 человек на 1 квадратный километр): в 3 раза ниже, чем в США, в 15 раз ниже Китая, в 17 раз ниже Западной Европы, в 38 раз ниже Индии. Между тем исторически известно, что степень притязания соседних государств возрастает по мере обезлюдения территорий богатой и обширной страны. Расчеты показывают, что через 80 лет население России сократится вдвое. В этих условиях у нас не хватит живых людей не только для охраны периметра ее границ, но и для обслуживания инфраструктуры. Особенно важно: одновременно происходит старение населения до такого уровня, что его работоспособная часть окажется меньше числа пенсионеров.

Будущее молодежи — будущее страны
Сейчас 23 процента населения страны — люди в возрасте от 15 до 29 лет. Это те самые, про которых говорят: наше будущее. Какое оно и чего от него ждать? Единственное, в чем сходятся социологи относительно современной молодежи, это то, что между ее отдельными слоями очень мало общего, что молодежь крайне разобщена и испытывает огромные трудности с адаптацией во «взрослую жизнь».
У нынешних молодых людей гораздо выше уровень притязаний и стандарты потребления. Более 60 процентов молодых людей уверены, что честным трудом высокого уровня жизни не добьешься. При этом они надеются только на собственные силы, не ожидая помощи со стороны. Они активнее поколения их родителей: уходят с государственных предприятий в частные, любыми путями пытаются получить высшее образование. К сожалению, молодые люди, которые уверены, что им не на кого надеяться, живут нередко «по законам джунглей».
Как показывают исследования, две трети молодежи не включают духовность в число качеств, которые нужны молодому человеку в условиях рынка. Отсюда и причины стремительного роста молодежной преступности, алкоголизма, наркомании и снижения их возрастного порога.
Я никогда не отождествлял духовность только с религиозностью. Думаю, что тот, кто сегодня в дни церковных праздников демонстрирует себя со свечкой в руке, должен бы прежде укрепиться в вере, а не выпячивать ее.
Любовь к Богу, наверное, уместнее проявить в своих деяниях, в образе жизни, также и любовь к Отечеству — в бескорыстной помощи ближнему, в терпении и созидательном труде. Разжигать пожар все новых и новых материальных желаний без духовного их обеспечения вредно, социально опасно. Жажда накопительства жажда денег, вещей губительна для человека.
Процитирую «Хождение по мукам» А.Н. Толстого: «Странная и особенная история русского народа, русского государства. Огромные и неоформленные идеи бродят в нем из столетия в столетие, идеи мирового величия и правдивой жизни. Осуществляются небывалые и дерзкие начинания, которые смущают европейский мир, и Европа со страхом и негодованием вглядывается в это восточное чудище, и слабое, и могучее, нищее, и неизмеримо богатое, рождающее из темных недр своих целые зарева всечеловеческих идей и замыслов...
И, наконец, Россия, именно Россия, избирает новый, никем никогда не пробованный путь, и с первых же шагов слышна ее поступь по миру...»
Однако прошло время официальной коммунистической идеологии, оказывавшей тотальное воздействие на сознание общества, религия не имеет абсолютного влияния на широкие массы, а государство устраняется от воспитания собственных граждан. Остаются надежды на семейные традиции. Но сколько у нас семей неблагополучных и далеких от того, чтобы дать ребенку достойное воспитание! Между прочим, каждый третий ребенок в России за последние 15 лет появился на свет как «внебрачный».
История постсоветского общества показывает, что русские в большинстве своем не могут жить без служения большой идее, без сознания своей вселенской миссии. Нет впереди Знака, Знамени, Цели, к которым стремился бы российский человек. Возникает колоссальный внутренний конфликт между новыми жизненными ценностями, материальным успехом и коренными основами русской души, известным максимализмом русского характера:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча.
Коль простить, так всей душой.
Коли пир, так пир горой.
Вот она, та самая битва, полем которой служат сердца людей. Только душевные силы и глубокая внутренняя культура помогут выдержать этот внутренний раздрай и противостоять ему. Другого не дано: без воли к борьбе и сил к сопротивлению свою волю начинает диктовать смерть.

Где искать выход из кризиса
Русский народ — талантливый народ. Появится ли у нас достаточное количество людей, до конца понимающих то, что с нами происходит?
Необходимо реальное единство страны. Распад России — вселенская катастрофа. Наша страна это космос, и никакой Запад не сумеет противостоять катастрофе, если начнется общероссийская дезинтеграция. Нынешняя мировая нестабильность с разгулом международного терроризма, нарушением баланса сил, ростом политических амбиций Запада, а особенно США — все это следствие устранения с мировой исторической арены Советской державы.
Смиримся ли мы с тем, что через исторически видимый период времени Россия превратится из великого государства в «территорию обитания», а наш народ станет народом экзотическим. В какой же стране будут жить наши потомки, кем они будут считать себя по национальности, смогут ли унаследовать великую культуру своих предков?
Я не отношусь к людям, которые ставят точку на России. Россия всегда была страной высокой духовности. Духовность помогала сохранению российского народа и страны в самые суровые и смутные времена. Должна она помочь нам выжить и сегодня.
Тенденции, предопределяющие будущее России, обозначены. Выход — в единстве страны, а также в здоровье нации, физическом и духовном.

Формирование здорового образа жизни —
забота общества
Почему в последние десять лет у нас расцвели все пороки современной цивилизации? Почему на десяток лет сократилась средняя продолжительность жизни? Почему женщины не рожают, а мужчины загульно пьют? Почему мальчики и девочки бросаются с балконов? Почему жизнь для многих теряет ценность? Теряет ценность сама жизнь, а не какой-то там «здоровый ее образ»!
Я всякий раз обдумываю эту нашу ситуацию. Присматриваюсь к ней во время поездок в регионы России. Об одном могу сказать твердо: очень многие люди понимают, в какой ловушке они оказались, их по-настоящему тревожит состояние общества, детей, молодежи. И убежден — усилия по оздоровлению общества воспримут с оптимизмом.
Попытаюсь раскрыть содержание здорового образа жизни — как я его понимаю. Вот говорят: «В здоровом теле — здоровый дух». Очевидно, это было верно для Спарты, Древнего Рима и Древней Греции, когда Дух был всего лишь приложением к физическому совершенству. Это было качество раннего человечества. Но сегодня разве мы можем согласиться с таким утверждением? Разве не Дух определяет поступки человека, разве не он укрепляет его в жизни, не он побуждает человека сопротивляться и преодолевать жизненные невзгоды? Мне кажется, говоря о здоровом образе жизни, мы должны на первое место ставить духовное состояние человека, общества в целом. Именно на духовной ниве мы понесли самые тяжелые и существенные утраты. По этой, прежде всего, причине и не рожаем, и умираем, и спиваемся…
Здоровый образ жизни в широком понимании — это воплощение жизненной философии, целевых установок на активную и полезную жизнь.
Через духовность, здоровый образ жизни, гармонию с природой лежит ближайший путь к счастливому будущему России. Здоровое тело имеет ценность, если оно способствует проявлению высоких моральных качеств человека, трудовой деятельности, стремлению к образованию.
Необходимы серьезные инвестиции в образование, охрану здоровья, культуру, экологию, развитие физической культуры и спорта. В этом, мне видятся, главные приоритеты нашей социальной политики. В этом — основные средства преодоления агрессии, одичания, криминализации, бездуховности общества.
Хочу подчеркнуть, что социальная стратегия государства не должна сводиться к статистической погоне за «человеческим ресурсом», а быть истинной заботой о каждом человеке как о неповторимой личности.
Личности же не может быть, если человек не относится самостоятельно к той или иной проблеме бытия. И здесь мы логически возвращаемся в сферу духовного. Увлечь граждан России идеей здорового образа жизни невозможно без обращения к духовной сути человека. К сожалению, наш россиянин предпочитает тратить немалые средства на алкогольные напитки и табачные изделия, но не спешит приобретать предметы спортивного назначения.
Здоровый образ жизни не возникает сразу, вдруг, а складывается из совершенной внутренней культуры человека. Духовная культура общества и каждого человека создается осмысленным духовным усилием, ориентируясь на лучшее идеалы человечества. Здесь уместно вспомнить великого Пушкина, который писал в «Капитанской дочке»: «...лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Нравственный раскол общества.
Позиция интеллигенции
Отечественной культуре сейчас приходится развиваться в нелегких условиях. Слабое финансирование этой сферы со стороны государства, напор зарубежной «массовой культуры» не позволяют работать с полной отдачей, социальное и экономическое положение большинства представителей интеллигенции нельзя назвать достойным их способностей и талантов.
Общество расколото, и возникшая в нем трещина не перестает увеличиваться. Меня очень тревожит тот факт, что раскол этот затронул нравственность и культуру.
А как реагирует на все происходящее в духовной сфере наша интеллигенция, в прошлом граждански самоотверженная в своей массе, традиционно отличающаяся чувством личной вины и нравственной ответственности за несовершенство окружающего мира. Исторически интеллигенция определяет высоту нравственной планки, формирует нормы морали, идеалы, на которые ориентируется общество.
Ведь нынешнюю картину гуманитарного состояния России создала сама интеллигенция, ее непримиримые группы и группки (по национальной, эстетической, политической принадлежности). Она позволила использовать себя как пушечное мясо в ходе идеологической войны.
В целом же, преобладающее состояние интеллигенции — апатия.
Среди отдельных слоев общества бытует представление, что власть или намеренно уничтожает отечественную культуру и способствует разложению нравственности в обществе, или неспособна к реализации эффективной культурной политики. Приходится констатировать, что государственных усилий по нормализации положения в культурной сфере пока недостает. Сокращаются тиражи изданий классической литературы, хотя издается громадное количество низкопробного чтива, расхищаются музейные, архивные, церковные богатства, закрываются клубы, дома культуры и кинотеатры.
Наша интеллигенция, мечтавшая о «правах человека», втянула сначала культурный слой и молодежь, а потом и основную массу граждан СССР в то, что называют «революция притязаний». То есть идейно обосновала и оправдала принятие нашими гражданами постулатов и стереотипов западного общества потребления.
Историк В.О. Ключевский на рубеже Х1Х—ХХ веков в своей записной книжке оставил уничижительную запись: «Русская интеллигенция — листья, оторвавшиеся от своего дерева: они могут пожалеть о своем дереве, но дерево не пожалеет о них ...».
Выход из ситуации, в которой оказалась наша интеллигенция, видится мне в осознании ею ложности и опасности избранной модели поведения. Неотложная задача, остро стоящая, прежде всего, перед художественной интеллигенцией: собрать разрозненные части российского культурного ядра, вспомнить о своем исконном долге перед соотечественниками, живыми и мертвыми, и основательно задуматься об объединяющей национальной идее.
Той самой национальной идее, которую мы ищем и никак не найдем. А она есть. Это «интересы России». И понять это надо разумом гражданина и сердцем патриота.
Приведу здесь слова нашего замечательного классика М.Е. Салтыкова-Щедрина: «По моему мнению, и в торжественные годины, и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Здоровье нации и будущее государства.
Якутский опыт
После того, как в декабре 1991 года я был избран Президентом Республики Саха (Якутия), передо мной встала задача: с чего начать?
Анализ явлений показывал, что все программные установки пересекаются в единой точке, фокусируются на здоровом обществе: высокий жизненный уровень, социальное равновесие, мир, благополучие, полноценная культурная и духовная жизнь, здоровая окружающая среда — все то, что люди хотят видеть в Якутии. Стало быть, утверждение здорового образа жизни в республике будет сопровождаться решением всех насущных задач строительства гражданского общества.
Взвесив все «за» и «против», 13 января 1992 года подписал президентский указ № 1 «О первоочередных мерах по совершенствованию здравоохранения Республики Саха (Якутия)». Спустя восемь лет, когда появилась возможность подвести определенные итоги, на Форуме народов Якутии, в развитие указа, была рассмотрена и Доктрина здорового образа жизни в республике.
Идея здорового образа жизни — созидательная идея. Ее осуществление позволило нам за короткий срок провести широкий комплекс оздоровительных, общегигиенических, морально-этических, организационных и управленческих мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышение трудоспособности и активного долголетия населения. Будь это строительство современного Национального центра медицины или нового аэровокзала, создание Института здоровья или Академии духовности, открытие нового вуза или повышение зарплаты учителям — все имеет конечной целью здоровый образ жизни народов Якутии.
В центре внимания, как всегда, дети. Инвестиции в детское здоровье — это вклад непосредственно в будущее республики и ее народа. Поэтому 1999 и 2000 годы, символизирующие передачу эстафеты двух веков, были посвящены в Республике Саха (Якутия) детям и детскому спорту. Обширная программа, намеченная на эти два года, позволила выполнить огромный объем работы, подключить к ней не только государство, но и деловые круги, широкую общественность и, конечно, самих детей, молодежь. Были приняты, например, законодательные акты по охране детства, обеспечению экономическими, правовыми и административными мерами прав детей на достойную жизнь в семье, повышение ответственности семьи и школы за образование и воспитание детей.
Гордостью республики стал уникальный по своим возможностям Национальный центр медицины, который, не побоюсь сказать, является лучшим среди подобных учреждений от Урала до Тихого океана. К лучшему изменилась обстановка и в отдаленных от Якутска сельских улусах.
Вдвое увеличилось число врачей с учеными степенями кандидата и доктора медицинских наук. Создан медицинский институт, в котором обучаются 1800 человек, открыт медицинский колледж. Расширилась ординатура, и свою квалификацию якутские врачи повышают в лучших медицинских центрах России — ежегодно до двух тысяч человек. В целях дальнейшего развития и координации фундаментальных и прикладных исследований по проблемам охраны здоровья был создан Институт здоровья АН РС (Я). Если вернуться к подрастающему поколению, могу сказать, что создается и Банк здоровья детей республики.
Вся нравственность человека, учат нас мудрецы, все здоровые силы, которыми он обладает, — все концентрируется в выполненной им работе. Труд — основное призвание человека на земле. На то ему и требуется хорошее здоровье, чтобы хорошо трудиться. Поэтому главные для наших детей уроки здоровья — это уроки созидательного труда. В школах республики открыты и работают мастерские народных умельцев, мастер-классы по традиционным отраслям хозяйствования, национальным ремеслам, народным промыслам, изготовлению сувениров. В безвозмездное пользование школам выделено более 5 тысяч гектаров обрабатываемой земли, сенокосных и лесных угодий, озер.
В якутских школах дети получают прекрасную возможность развить свои физические возможности под присмотром квалифицированных педагогов. Здесь же происходит отбор талантливой спортивной молодежи. Объявленная указом Президента республики двухлетка детства и детского спорта увеличила количество уроков физкультуры до четырех в неделю. В два раза выросла оплата учителям за внеклассную работу по физическому воспитанию. Принято решение открыть в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) пансионы под патронатом глав администраций улусов и городов. Установлены 100 стипендий-грантов для учителей физкультуры и тренеров, 10 грантов для общеобразовательных школ, а также другие стимулы для меценатов и спонсоров физкультуры и спорта.
Создана хорошая материально-техническая база физкультуры и спорта. В Якутске за короткий срок построены Дворец спорта «50 лет Победы» ледовый дворец «Эллэй Боотур», стадион «Туймаада» с зимним легкоатлетическим манежем. Все объекты отвечают европейским стандартам. Построены легкоатлетический манеж, спортивный зал и плавательный бассейн в Якутском госуниверситете. Достроен спортивный комплекс «Модун».
Спортивная база позволила уже дважды провести в Якутске международные спортивные игры «Дети Азии» — эти своеобразные Олимпийские игры детей. Юные спортсмены открывали для себя Россию через знакомство с Якутией. Мы тепло принимали посланцев Китая, Японии, Индии, Кореи, Монголии, Сингапура, Малайзии, Бангладеш, Вьетнама, азиатских стран СНГ.
Можно много рассказывать о якутском спорте, его влиянии на здоровье общества. Но я приведу только одну цифру. Сегодня физкультурно-оздоровительными спортивными мероприятиями охвачены 100 % школьников. Разве это маловажная деталь для формирования здорового образа жизни в северной республике?
В моем понимании одним из критериев такого образа жизни является здоровье не только тела, но и души. В республике создана и плодотворно работает единственная в России Академия духовности. Ее рекомендации помогают поставить на научную основу всю многообразную работу по духовному воспитанию молодежи, значительную роль в котором занимает школа.
«Якутским педагогическим чудом» назвал на международной конференции заместитель Генерального секретаря ЮНЕСКО Колин Пауэр нашу Концепцию обновления и развития национальной школы. Не только сам документ, но и плоды его реализации.
Не умаляя ценностей зарубежной культуры, мы обратились к духовному опыту, национальным традициям своего народа и других народов Севера. Это принесло свои плоды.
Как и здравоохранение, система образования претерпела существенную модернизацию. По большому счету, ориентация идет не на всеобщее среднее, а на всеобщее высшее образование. Якутские школьники в числе первых приняли участие в проведении единого государственного экзамена. По его итогам был оглашен «индекс продвинутости»: Якутии присвоен высший балл — 159,6. Второе место заняла Чувашия — 78,4.
Скажу также, что якутские студенты сегодня на хорошем счету в Московском государственном университете, много их и в других престижных российских и зарубежных вузах. Кроме того, в Москве открыт Якутский международный университет, а в Санкт-Петербурге — Якутский институт высоких технологий.
Не могу хотя бы коротко не упомянуть о нашем попечительском движении.
Юридическая основа для него создана соответствующим указом Президента республики и принятым позднее законом о попечительской деятельности. В попечительские советы объединены более 5000 человек. Среди них немало интересных людей, чей вклад в создание здоровой атмосферы в республике весьма заметен.
Так, меценат из города Якутска Владимир Федоров на собственные средства провел полную реконструкцию здания кинотеатра «Айхал» и открыл в нем детский центр для работы по месту жительства. Попечительница из Усть-Янского улуса Мария Шафран создала для детей университет здоровья. Попечительский совет Телейского наслега Чурапчинского улуса финансирует программу «Новый хозяин земли».
Всего за 2002 год попечительские советы привлекли на нужды образовательных учреждений свыше 120 миллионов рублей.
По примеру Якутии создана Ассоциация попечителей образования в Читинской области.
Все это убеждает меня в том, что общественное здоровье можно укреплять и в условиях рынка. Деятельность подвижников, о которых я здесь рассказываю, — яркое тому подтверждение.
Однако не следует думать, что здоровая жизнь сформируется сама собой. К сожалению, расширявшееся масштабы трудовой деятельности все чаще наносят непоправимый урон окружающей природе. Нарушаются наши самые незыблемые и дорогие природоохранные традиции. А любые нарушения экологической системы отрицательно сказываются на здоровье граждан республики. Не в якутском народе родилась пословица «После нас хоть потоп».
С думой о будущих поколениях мы перестроили все дело защиты и рационального использования окружающей среды, возрождаем национальные традиции природопользования, высокой культуры экологии. Как и планировалось, Якутия к 2000 году подготовила 25 процентов своей громадной территории в качестве природных резерватов, где запрещена всякая хозяйственная деятельность. Эти территории, названные Ытык Кэрэ Сирдэр — Священные Прекрасные Земли, уже сегодня являются украшением планеты Земля.
В октябре 2001 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «О проблемах здорового образа жизни в Российской Федерации». Приняты полезные рекомендации на этот счет, а проблема квалифицирована как «сверхактуальная». Со стороны Совета Федерации тоже выражена полная поддержка. И если идея станет заботой не только государства, но и гражданина, она преобразит Россию. Полагаю, что подобный опыт социальной политики в Республике Саха (Якутия) будет востребован и в других регионах нашей страны.

Восстановление общероссийской
культурной традиции
В определенные исторические периоды задача утверждения в обществе единой общенациональной традиции выдвигается на первый план.
Так было в нашей стране после революции и гражданской войны, когда рассыпалась прежняя модель культурной традиции Российской империи, и необходимо было оперативно, в сложных условиях выстроить общую идентичность нового огромного многонационального государства.
В 1930-е годы была сформирована официальная идеология государства, которая стала основой всей воспитательной и образовательной политики в стране.
В начале 1990-х годов отказ от единой государственной идеологии сопровождался утратой ясного образа и места России в мире, отказом от выдвижения нашей страной крупных проектов в различных сферах жизни в борьбе за лидирующие позиции. Это означало и отказ от инициативной целенаправленной государственной политики в области образования и культуры, то есть, в области формирования духовных основ личности.
Надо отметить, что все, происходящее сегодня в экономической и культурной жизни России, невозможно понять без учета развернувшегося процесса глобализации. Происходит мобилизация различных ресурсов нашей страны субъектами глобальной экономики, с выключением больших масс коренного населения из современной экономической жизни.
В годы перемен в России рухнула прежняя система исторических знаний, формирующая самосознание гражданина. Благодаря свободе печати и информации в общественном сознании возникло множество различных трактовок прошлого, противоречивых и часто совершенно недостоверных мнений.
В 1990-е годы могло сложиться впечатление, что Россия не имеет объединяющей ее истории. У различных этнических и конфессиональных групп, регионов оказалась своя история, своя культурная традиция, а все, что находится за ее рамками, рассматривалось как внешнее, а порой и враждебное.
В настоящее время в государственном строительстве, промышленной политике, сфере науки и культуры очевидны усилия государства по противодействию экономической и культурной дезинтеграции страны, повышению места России в мировой иерархии.
На это направлена деятельность культурной и научной общественности. Понятно, что требуется разработка и проведение активной культурной политики на общефедеральном и региональном уровнях. Власть здесь не остается безучастной, но до планомерной политики в области культурного строительства дело пока не доходит. Не вполне ясны и теоретические основы такой политики.

Государство и культура
Дестабилизация нашей социально-экономической системы существенно изменила инфраструктуру досуговых учреждений: закрыты и распроданы клубы, дворцы и дома культуры, до минимума сокращено число кружков, студий, секций. Высокие цены на театральные билеты, кино, концерты, выставки сделали малодоступными эти учреждения культуры. Наблюдается отток квалифицированных кадров из этой сферы.
Растущая тревога за деградирующую духовность должна быть услышана государством и отражена в его официальной политике.
Безусловно, Министерству культуры Российской Федерации единолично не решить проблему духовного возрождения нации. Но этому министерству, в первую очередь, предписано проводить государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования культурного наследия.
По моему убеждению, государственные мужи на ниве культуры, прежде всего, обязаны руководствоваться тем, что духовное богатство и интеллектуальный потенциал нации не рыночный товар. Стратегический национальный интерес не должен приноситься в жертву сиюминутной конъюнктуре.
Полагаю, каждый из нас спрашивает себя: какими бы мы хотели видеть своих детей в новом веке, какое общество рождается на наших глазах при нашем непосредственном участии.
Государственное понимание проблем сохранения и развития духовной культуры России должно основываться на принципиальном посыле:
Культура — не индустрия развлечений и фривольных шоу, не набор мероприятий к знаменательным датам, а продиктованная интересами национальной безопасности государственная стратегия на базе научной концепции развития национальной культуры, имеющая для государства приоритетное значение.

В многообразности культур — устойчивость России
В какой системе координат предстоит России развиваться? Наша культура несовместима с капитализмом западного образца как с системой. Ядром русской культуры является народность, любовь к Отечеству, духовность и возвышенность, а не прагматический расчет. Иными словами, капитализм не имеет перспектив при сохранении традиционного русского общества и потому стремится его разрушить. Это закономерный процесс, ничего иного и ждать было нельзя.
Пора избавиться от стереотипного мнения, будто культура — это просто песни и пляски радостного народа.
Культура, то есть язык и литература, религия, стереотипы производственного и бытового поведения, особенности жилища, одежды и питания, общественная нравственность и личная этика людей — целый комплекс приемов выживаемости, который складывался веками и тысячелетиями.
В каждом регионе России культура, традиции жизни возникли не просто так, а были обусловлены существующими именно в этой местности климатом, природными условиями, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами. Хозяева на земле своей заботятся о себе и природе, о ближнем и дальнем, помня о прошлом и думая о будущем; это и есть культура.
Россия — огромная страна с различными природными условиями. Чтобы выжить на разных территориях, в результате эволюции выработалось многообразие национальных культур. Это огромное счастье: в нашей многообразности — залог нашей устойчивости. Пока Россия объединяет регионы с многонациональным населением, она будет жива. Сохранение национальных культур и традиций — основа совместного выживания.

Глобализация — угроза национальной культуре
Глобализованному рынку не угодна национальная культура и традиции стран, подпавших под его экономическое управление. Их культура несовместима с глобальной экономикой. Ценности спасения, истины, преданности не нужны с точки зрения личного преуспеяния и получения прибыли. В этом причина совершенно очевидного для любого здравомыслящего человека факта тотальной деградации среды обитания, отношений, условий бытия, физического состояния и умственного развития людей, — всего относящегося к понятию культуры.
Насильственная смена духовных ценностей, моральных норм — это разрушение того фундамента, на котором в значительной степени держится общество. И это разрушение производится совершенно автоматически, как только национальная культура соприкасается с глобальным рынком. Все прежде ценное и осмысленное — мораль, человеческое достоинство, вера, долг, преданность — очень быстро превращается в объект коммерциализации и осмеяния.
Адаптация к «западным ценностям» уже привела также к тому, что культура стала обслуживать инстинкты, потребности в наслаждениях и привыкание к насилию. Ведь дошло до того, что стал формироваться положительный образ криминала. В общественное сознание внедряется идея широких возможностей «теневого сектора экономики» и преступности как предпосылки «первоначального накопления» капитала.
Очевидное ослабление государства, а также размывание культуры и общественной нравственности приводят к крушению нормативного порядка и разгулу преступности. А граждане перестают надеяться на судебную защиту, и решают свои проблемы, не обращаясь к помощи государственных институтов.
Так, заимствованный и не имеющий культурного обоснования идеал «свободного потребительства» оборачивается нищетой, коррупцией и ростом преступности. Кино, литература, средства масс-медиа распространяют аморализм и любование насилием по всему миру.
Создается миф об «универсальности» глобальной культуры. Действительно, такая культура универсальна в той мере, в какой универсальны самые низменные порывы человеческой души, самые темные страсти, свойственные людям, утратившим нравственный самоконтроль. Именно на этой лжедуховности и паразитирует, ее и эксплуатирует современная «культурная глобализация», превратившая человеческие пороки в товар для массовой продажи. И хотя культура в ее традиционном понимании — у всех народов и во все времена — стремилась возвысить человека, ныне эти попытки пресекаются в корне. Индустрия эстрадных кумиров и голливудских героев отучает людей думать, самостоятельно мыслить, внедряя в их образ жизни и мысли только тягу к развлечениям.
Современная масс-культура является культурой вовсе не «универсальной» и «общечеловеческой», а враждебной любой истинно народной традиции, любой попытке возвысить человеческую душу над трясиной эгоизма и потребительства.
Замечательный сын России и подвижник Востока, яркий философ космического миропонимания Николай Рерих пророчески заявлял: «Конечно, всегда найдутся и сатанинские твари, которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту культуру, деньги на стол». Но не завидна мрачная участь таких сатанистов».
Итак, глобализация несет в себе непосредственную угрозу для национальных культур и национальных интересов.
Что же можно противопоставить «глобальной культуре»? Только одно — развитие национальной культуры и национального самосознания, питающих высшие достижения мировой классической культуры.

Культура против глобализации
Как реакция на разрушительное воздействие глобализации во многих странах возникает сильная тенденция к отстаиванию своей самобытности. И эта борьба опирается как раз на культурное достояние народов. Очевидного успеха в этом направлении добились исламская, индийская и китайская цивилизации, способные на самоутверждение и сопротивление.
Думаю, в этих условиях, когда глобализация сопровождается экспансией псевдокультуры, должна быть выдвинута альтернативная модель взаимодействия культур древнейших цивилизаций современности: индийской, китайской и более молодой, но богатой духовными достижениями российско-евразийской цивилизации, которая впитала в себя немало лучших духовных достижений китайской, индийской, тюркской и византийской традиций.
Мы сможем добиться своих целей тем успешнее, чем более эффективно каждая из наших стран (Россия, Китай и Индия) сумеет адаптироваться к условиям глобализации и одновременно эффективно ответить на вызовы, которые она несет, отстоять национальные интересы перед лицом мощного давления высокоразвитых государств, обладающих односторонними стратегическими преимуществами. Ибо только равноправный, гуманистический и демократический диалог цивилизаций и культур может обеспечить движение человечества к подлинно гуманному планетарному единению. Иначе дело обернется страшной войной и всеобщим хаосом.
Самобытные цивилизации Индии, Китая, стран ислама и Дальнего Востока способны на самоутверждение и сопротивление. Как реакция на разрушительные последствия глобализации в этих странах возникает сильная тенденция к отстаиванию своей самобытности. И эта борьба опирается как раз на культурное достояние народов. Только развитие национальной культуры и национального самосознания, оплодотворяющих высшие достижения мировой классической культуры, можно противопоставить беспощадному молоху глобализации.
Именно в таком диалоге цивилизаций представляется мне сближение Востока и Запада.
Надо отметить, что и в рамках самого Запада идут те же тенденции: все громче раздаются голоса против засилья «культуры» и образа жизни США. Далеко не все в Америке довольны сложившимся положением. Бизнес не способен преобразовать мир человеческого духа.
В глобальном, совершенно одинаковом мире всякий россиянин будет лишен своего своеобразия.
Культура есть целый комплекс приемов выживаемости, сложившийся за многие века. Это устойчивая категория, сглаживающая всякие деформации экономики и политики. Но понижение уровня культуры ставит под вопрос выживаемость самого народа и государства.

Мир спасется духовностью
Негативные стороны нашей современной действительности хорошо известны. Да, нужно спасать культуру, защищать ее и т.д. Безусловно, многое здесь будет зависеть от государственной политики в области социальной защиты населения, серьезного перераспределения ресурсов в пользу социальной сферы. Но выход из кризиса сам зависит от фактора сознательности, от состояния духа общества.
В духовности мы обретаем смысл жизни.
Именно для этой цели природа и создала себе человека, творящего природу силами самой природы. Человек — космическое существо. Освоив землю, он устремляется за ее пределы, сам становится силой, влияющей на Вселенную, а поэтому несет ответственность за судьбы мироздания.
Каждый человек неповторимый духовный мир, который после видимой, физической смерти продолжает жить в духовности народа и человечества.
Преобразование несовершенных качеств личности в высшие качества духа — это и есть духовный путь человека в направлении светлых идеалов человечества.
Ныне становится очевидным, что наша земная, социальная история — это составная часть космической эволюции.
А потому человеческая жизнь должна строиться на основе согласия всех народов Земли, коллективизма и сотрудничества, совершенствования внутреннего мира, души человека и ответственности Разума в делах человеческих. Человек — участник космического созидательного процесса, именно для этого ему даны разум, душа и любовь.
В 1926 году Владимир Иванович Вернадский, вернувшись в Россию из Европы, где провел несколько лет, написал о советской стране: «Поражают бедность, пьянство, бюрократизм, воровство, аморализм, грубость».
И вместе с тем: «Я боялся больше, чем теперь, биологического вырождения. Раса достаточно здорова и очень талантлива. Может быть выдержит».
Это и о нас, сегодняшних, сказано. Выдержим?