Вы здесь

Великий сибирский путь. Открытки

Филокартисты, как и библиофилы, собирающие прижизненные издания авторов, коллекционируют открытки, вышедшие во время происходивших событий. В их числе открытки времени строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, или Великого сибирского пути.

Все, что касается Транссиба, представляет особый интерес для коллекционеров, живущих за Уралом. Об этом грандиозном сооружении XIX века написаны тысячи работ. Достаточно упомянуть, что в ходе строительства было уложено 9 400 000 шпал! Причем шпала — не просто кусок дерева. Это стандартная длина (2,45 м), особая порода дерева, специальная пропитка и обработка... Работы производились с технологиями укладки уровня 1890-х годов, без экскаваторов, бульдозеров и подъемных кранов. Поработали и фотографы. Потомкам оставлено множество фотосвидетельств, в том числе почтовых карточек, ставших сегодня предметом коллекционирования. Из множества таких открыток особо ценятся карточки с надписью «Великий сибирский путь». Прежде всего знаменитая серия из 45 пронумерованных карточек издания Д. П. Ефимова. Они напечатаны в Москве в типографии «Шерер, Набгольц и Ко» в 1903 году и переизданы в 1904, 1905 и 1906 гг. Изображениями этих карточек заполнен интернет, поэтому приведем только некоторые.

 

Пройдемся по списку из всех 45 открыток:

№ 1. Мост через р. Солдатку

№ 2. Укладка пути. Разброска шпал (очень эффектная фотография, наглядно показывающая изматывающий нечеловеческий труд рабочих по укладке шпал)

№ 3. Мост через р. Ушайку

№ 4. Мост через р. Томь (раскрашенная открытка)

 

№ 5. Мост через р. Тяжин

№ 6. Мост через р. Яю

№ 7. Вид поселка Тайга

№ 8. Каменная выемка на 644 версте

№ 9. Город Красноярск

№ 10. Станция Обь

№ 11. Великий сибирский путь (раскрашенная открытка)

№ 12. Железная дорога по берегу р. Кемчуг

№ 13. Новониколаевский поселок («Красный Шерер», 1903 г.). На жаргоне филокартистов «Красный Шерер» — текст с обеих сторон красный, дата на обороте: 1903 год.

№ 14. Вид на «Столбы»

№ 15. Тайга. р. Кемчуг

№ 16. Тайга. Шалаш чернорабочих (Тоже из серии «обвиняющих» фото: в каких условиях жили простые строители дороги. — С. С.)

№ 17. Станция Тайга

№ 18. Великий сибирский путь

№ 19. Речной бык моста через р. Яю

№ 20. Каменная труба через р. Тайменку

№ 21. Переселенческий пункт близ станции Боготол

№ 22. Станция Обь. Водоподъемное здание

№ 23. Мост через р. Большой Кемчуг

№ 24. Каменоломня на р. Ушайке

№ 25. Гремячий Ключ

№ 26. Станция Ачинск

№ 27. Сторожевой дом на 643 версте

№ 28. Косульская тайга

№ 29. Обед рабочих

№ 30. Пожар тайги

№ 31. Деревянный мост Томской ветки

№ 32. Укладка пути

№ 33. Станция Кемчуг

№ 34. Зарубка шпал

№ 35. Вид станции Боготол

№ 36. Станция Красноярск

№ 37. Красноярск. Театральная ул. № 38. Долина р. Качи

№ 39. Теска камней для Енисейского моста

№ 40. Мост через р. Косуль

№ 41. Красноярск. Общий вид

№ 42. Работа костыльщиков

№ 43. Вид железной дороги на 653–654 версте

№ 44. Ветвь на Кемчугский карьер

№ 45. Укладка пути

 

Легко заметить, что малюсенькому на тот момент Новониколаевскому поселку посвящено три открытки. Карточки пользовались огромной популярностью и после первого издания были трижды переизданы большим тиражом. Он был велик настолько, что и сегодня коллекционеру можно собрать все 45 карточек за 2–3 месяца. Но не в редком первом издании «Красный Шерер». Полным комплектом «Красного Шерера» любой сибирский филокартист заслуженно может гордиться.

Существует еще более редкий вариант этого выпуска. Часть тиража напечатана в цветном варианте с ручной раскраской негатива. Полный комплект этого варианта в частных коллекциях мне неизвестен. Отметим, что в 1915 году «Контрагенство А. С. Суворина и Ко» переиздало эту серию с тех же негативов. Насколько соблюдались авторские права, неизвестно, но нумерация была изменена.

Филокартистам известен еще ряд открыток, повторяющих по внешнему виду серию столичного издательства Д. П. Ефимова. Это карточки, изданные в Чите полупиратским издательством Т. Д. Чачаева. На обороте этих открыток текст: «Издатель Т. Д. Чачаев». Архивы частных издательств не сохранились или не найдены. Однако маловероятно, чтобы успешный московский издатель продал права на издание своих открыток в провинциальную Читу. Хотя в Чите в те годы существовал книжный магазин В. Ефимова, имел ли он отношение к московскому Ефимову, неизвестно. Но отдадим должное читинскому издателю — он напечатал и ныне весьма нечастые оригинальные виды.

 

Переизданы без указания номеров Т. Д. Чачаевым следующие виды:

№ 3. Мост через р. Ушайку

№ 4. Мост через р. Томь

№ 5. Мост через р. Тяжин

№ 6. Мост через р. Яю

№  10. Станция Обь

№ 12. Железная дорога по берегу р. Кемчуг

№ 19. Речной бык моста через р. Яю

№ 20. Каменная труба через р. Тайменку

№ 26. Станция Ачинск

№ 33. Станция Кемчуг

№ 35. Вид станции Боготол

№ 36. Станция Красноярск

 

Оригинальные виды в издании Т. Д. Чачаева:

К новым видовым открыткам в этом издании также относятся: «Мост через р. Енисей»; «Мост через р. Енисей (с паровозом)»; «Мост через р. Обь»; «Станция Курган»; «Омск. Вокзал»; «Томск. Вокзал»; «Томск. Преображенская ул.»; «Красноярск. Общий вид».

Впервые на открытках текст «Великий сибирский путь» появился в 1899 году на карточке, изданной знаменитым издательством «В пользу Общины св. Евгении». Эта красивая хромолитография вошла в каталог Общины под № 76 и была издана в двух вариантах, сначала без станции Обь на карте, позже с указанием «Станция Обь».

В начале ХХ века издательство Общины Святой Евгении выпустило 12 карточек под общим названием «Великий сибирский путь» (в скобках издательские номера):

 

Мост через р. Березовку (4088)

Тоннель № 18 (4089)

Р. Шилка близ станции Шилка (4091)

Мост через р. Мишиху (4092)

Станция Маратуй (4093)

Линия Кругобайкальской железной дороги (4094)

Перевальная выемка между Седловой и Бурятской (4095)

Мост через р. Селенгу (4096)

Подталкивающий паровоз (4097)

Р. Ингода близ Китайского разъезда (4098)

Перевальная выемка между станциями Седловой и Бурятской (4099)

Тоннель на перевале Яблоневый хребет (4100)

 

Отметим как курьез переиздание в 1918 году в Москве ефимовской карточки 1903 г. № 10 «Станция Обь».

Возможно, в моем описании указаны не все карточки, изданные Т. Д. Чачаевым. Надеюсь, коллеги помогут дополнить этот список...

 

Станислав Савченко