За журнальными полями

Дорогие наши читатели!

А. Г. Заковряшин. Максим Горький. Дружеский шарж. 1933.

Появление этой рубрики нам продиктовала сама жизнь. Журнал «Сибирские огни», расширяя сферу своей деятельности, иногда не успевает за событиями быстро бегущего времени. Да, у нас есть раздел «Новости», но в нем мы размещаем, как правило, только информацию о том или ином событии, но остаются еще и тексты, и живые отзывы, а то и заметки, которые далеко уходят за эти новостные рамки. А журнал выходит только один раз в месяц, да и размеры его далеко не безграничны. Вот по этой причине и появилась на нашем сайте новая рубрика — «За журнальными полями». Мы печатаем здесь писательские заметки, отклики на опубликованные материалы и письма читателей.

Приятного чтения!

В 1956 году на ХХ съезде КПСС первый секретарь ЦК партии Никита Хрущев сделал доклад «О культе личности и его последствиях», который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Позднее выяснилось, что доклад был основательно напичкан ложью. Однако с тех пор российское общество разделилось на две партии: сталинистов и антисталинистов.

Наиболее активные члены первой партии поддерживают культ личности Сталина. Они видят в нем великого полководца, непревзойденного государственного деятеля и горячего русского патриота, восстановившего величие страны и нации. Они готовы объяснить и оправдать его самые жестокие действия, переложив вину за них на других людей либо на исторические обстоятельства. Для них Сталин — почти святой.

Активисты второй партии — либералы и их сторонники — изображают Сталина как исчадие ада. Для них есть только одна аксиома: Сталин — садист и кровавый тиран, уничтоживший цвет общества и превративший страну в гигантский концлагерь. На этой аксиоме основаны все их медиапродукты, начиная с романов «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и «Дети Арбата» А. Рыбакова (Аронова) и заканчивая другими, схожими по посылу, фильмами и телесюжетами. Например, исходя из этой аксиомы экс-президент РФ Дмитрий Медведев считал, что Сталин и другие руководители советского государства того времени достойны «самой жесткой оценки», поскольку они «вели войну с собственным народом».

***

Чем сильнее противостояние, тем больше мифов — как светлых, так и темных. Особенно...Читать далее »

Имя Николая Николаевича Урванцева, замечательного полярного исследователя, геолога и геодезиста, безусловно, стоит в одном ряду с такими великими именами первооткрывателей Арктики, как Руал Амундсен, Фритьоф Нансен, Роберт Пири, Георгий Седов, Эдуард Толль, Владимир Русанов и другие. И если практически все эти великие полярники имели целью лишь достижение какого-то объекта или даже географической точки (например, Северного полюса) с тем, чтобы утвердить свое имя на географической карте мира, то главной целью Н. Н. Урванцева всегда была разведка полезных ископаемых, нужных его стране. Во всех своих опасных путешествиях он не только наносил на карту новые земли, но и исследовал все возможности для использования открытых им богатств на благо своей страны, своего народа.

Все свои путешествия, даже самые фантастические, полные неожиданностей и, казалось бы, непреодолимых трудностей, Урванцев тщательно просчитывал и скрупулезно готовился к ним. Никогда и ничего не делал он сам и его соратники по нелегкому, часто смертельно опасному труду «на авось». В его экспедициях всё до последней мелочи всегда бывало четко взвешено и продумано: снаряжение, оружие, одежда, провиант, транспорт, но главное — состав команды. Всегда рядом с Николаем Николаевичем в его экспедициях трудились такие же, как он, отважные, профессиональные, талантливые и надежные люди.

Я имел счастье не только лично знать Николая Николаевича Урванцева, но даже принимать его у себя дома. В начале 80-х годов у нас в Академгородке, в Институте геологии и геофизики СО АН, один из моих...Читать далее »

Памяти омского режиссера Ларисы Меерсон

Справка

Лариса Яковлевна Меерсон родилась 7 ноября 1944 года в городе Магнитогорске в обычной советской семье (мама — врач, отец — заводской рабочий). Позже семья перебралась в Омск. Отец работал на Омском машиностроительном заводе им. Баранова, а мама, побывавшая на фронте медсестрой и потерявшая там руку, заботилась о семье, воспитывала дочь и продолжала свой путь в медицинской профессии. От отца Лариса унаследовала любовь к поэзии и талант к чтению стихов.

В профессию режиссера она пришла не сразу. Сначала окончила факультет иностранных языков Омского педагогического института (1965 год). Там она увлеклась театром, осознала свое творческое призвание и снова пошла учиться. В 1972 году — окончила знаменитое Щукинское театральное училище (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина, г. Москва), курс Бориса Захавы по специальности «режиссер драмы». Лариса Яковлевна могла бы остаться в столице и получить всероссийское признание там, но она вернулась в родной Омск, потому что без нее за пожилыми родителями и бабушкой некому было присматривать.

За сорок лет творческой деятельности в Омске Лариса Меерсон выпустила свыше 30 спектаклей, руководила студенческим театром «Романтик», омским народным театром «Парабола», любительской театральной студией «Школа смеха и слез», драматическим объединением актеров Nota Bene (антреприза). Преподавала актерское искусство в Омском музыкально-педагогическом колледже....Читать далее »

В 1683 году в глухом таежном остроге на берегу могучей сибирской реки Енисей служил воеводой Александр Петрович Салтыков.

Поскольку Енисейский острог был в то время очень важным и значимым форпостом для государства Российского, то и назначали туда воеводами исключительно по личному распоряжению самого царя.

Салтыков проживал в Сибири один, без семьи. Скорее всего, причиной этому была забота о своих близких. Ведь не секрет, что в те далекие времена каждый, кто отправлялся в Сибирь, заведомо подвергался суровым испытаниям.

Честно признаться, русскими Салтыковы стали совсем недавно, лишь когда Смоленск снова вернулся в состав Российского царства из-под оккупации Речи Посполитой. До 1654 года весь многочисленный род Салтыковых был подданным польского короля.

В соответствии с Деулинским перемирием Россия в 1618 году уступила Речи Посполитой многие свои города и земли, в том числе и Смоленск. По условиям того договора уйти в Россию с указанных территорий разрешалось только дворянам, православному духовенству и купцам. А посему выходит, что Салтыковы, оставшись на оккупированной территории и присягнув польскому королю, не воспользовались этим правом по собственной воле. Богатство-то они свое таким образом сохранили и даже значительно приумножили, а вот Родину предали и честь свою дворянскую запятнали.

Когда в период Смутного времени решался вопрос о кандидате на российский престол, среди претендентов был и польский королевич Владислав. Первым среди заговорщиков, заключивших тайную сделку с поляками, был тогда Салтыков Михаил Глебович. Он...Читать далее »

В Новосибирске проходит фестиваль корейского кино

Что представляет из себя корейское кино сегодня? Помимо сундука с жанровой мясорубкой — это еще и инструмент политики «мягкой силы», и феномен азиатской глобализации, и законодатель мод, в общем — главный культурный капитал страны. За каких-то 30 лет экзотический язык корейского экрана стал ни больше ни меньше эсперанто №2, уверенно расположившись за могучими плечами Голливуда. Таким успехом индустрия обязана удачным государственным реформам. Кино из сферы услуг переместилось в сферу промышленности, ослабла цензура, увеличились квоты на национальные фильмы, в индустрию потекли деньги из крупнейших корейских конгломератов вроде Samsung или Lotte (так называемые чеболи). К нулевым годам корейское кино стало частью национального бренда Халлю («Корейская волна»), который агрессивно экспортируется по всему миру. В него же включаем K-pop, лапшу и сериалы.

Чем корейское кино привлекает обычного зрителя? Трудно сказать. Может быть, азиатской причудливостью, новыми лицами, иной, отличной от западной, эстетикой. Может быть, некоторой наивностью и обилием намотанных на кулак кишок. А может быть и тем, что эти фильмы — крепкая ремесленническая работа, с чувством меры и вкуса, с соблюдением законов жанра и так далее. Во всяком случае, как ни относись к массовому корейскому кино, которое стремится понравиться всем и каждому, на его примере лишний раз можно выделить одну плохо улавливаемую в России закономерность: индустрия рождает кино. Если есть рабочий...Читать далее »

Воронежские и липецкие писатели совершили поездку по освобожденным районам Луганской народной республики.

С 16 по 19 июня липецкие писатели Андрей Новиков, Александр Пономарев и Олег Шухарт совершили поездку по районам Луганской народной республики, недавно освобожденным в ходе специальной военной операции. Учитывая открытую охоту украинских спецслужб на российских медийных лиц, писателям запретили информировать кого-либо о своей поездке и строго-настрого настояли, чтобы они не пользовались мобильной связью, а также вынули из телефонов сим-карты, так как российские телефоны постоянно отслеживает ВСУ, пеленгует и обстреливает их владельцев. Собственно, все это уже было и во время наших поездок в 2017 году по зимним дорогам Донбасса. Ничего не изменилось, только ситуация обострилась еще больше с появлением у ВСУ передовой западной электроники.

Организовали нашу поездку липецкий информационно-аналитический журнал «Успех 48» и литературный журнал «Подъем», а проводником по землям Новороссии, уже свободным от ВСУ, стал коренной луганчанин, писатель и журналист, в настоящее время сотрудник журнала «Подъем» Андрей Авраменков. Эти дороги он знал с самого детства.

Раньше липчане уже совершили несколько поездок по воюющему Донбассу с гуманитарными миссиями и хорошо знали, как все это время жили люди на нашей стороне и как выживали. Поэтому они посчитали важным ознакомиться с жизнью на землях, только что освобожденных от украинских нацистов. С собой писатели взяли около двухсот книг и журналов, а неравнодушные...Читать далее »

Весной 2022 года я по своему обыкновению ждал нужного рейса на автобусной остановке, когда заметил, что к ней подходит интересный молодой человек. В его внешнем виде и походке было что-то необычное, непроизвольно заставляющее задержать на нем взгляд и присмотреться повнимательнее. Первый беглый осмотр показал признаки бывалого туриста-альпиниста. Светлый, почти песочных тонов камуфляж, такого же тона берцы на добротной подошве с высокой шнуровкой до середины голени и спортивная вязаная шапочка. Образ завершал туго набитый рюкзак, верхний край которого на несколько сантиметров возвышался над головой. Мужчина приближался мерной, автоматической походкой человека, глубоко погруженного в собственные мысли. Не доходя до остановочного павильона, он остановился и повернулся к нему спиной.

Похожих парней мне случалось встречать в предгорьях Эльбруса. Они в одиночку неторопливо добирались до подножья знаменитой горы, чтобы ранним утром, объединившись с себе подобными, сплоченной группой начать восхождение к ее вершинам. Задумавшись и отвернувшись от парня, я оторопел от внезапного прозрения: «Очнись! Какой Эльбрус, какой туризм-альпинизм?! В стране идет мобилизация на фронт!»

Поборов сомнения и неловкость, решил подойти. Трудно передать, что мной двигало. Как любой нормальный человек, я не люблю, когда ко мне на улице пристают с разговорами посторонние люди. Наверное, сработал один важный для меня фактор. Накануне я волевым усилием завершил долгий упорный конфликт между собственной совестью и своей же принципиальностью. В течение нескольких лет я как...Читать далее »

Любови Никитовне Арбачаковой – шестьдесят

Главные вехи ее жизни и творчества таковы. Родилась 1 мая 1963 года в многодетной (четыре брата и три сестры) шорской семье в маленькой (пять дворов) деревушке Анзасс Таштагольского района (Кемеровская область – Кузбасс). Русскому языку выучилась в Чилису-Анзасской школе-интернате, среднюю школу окончила в поселке Спасск, затем окончила Мариинский лесотехнический техникум, работала художником декоративной росписи на фабрике «Весна» в Кемерове.

На отделение шорского языка и литературы Новокузнецкого пединститута была привлечена ученым-фольклористом Андреем Ильичом Чудояковым, тогда еще только формировавшим это отделение в составе факультета русского языка и литературы и лично набиравшим студентов на первый курс этого отделения. В 1994 году она окончила это отделение и, как наиболее успешная студентка, была оставлена на кафедре для преподавательской работы. Сразу поступила в аспирантуру Института филологии Сибирского отделения Академии наук, а в 1998 году защитила диссертацию на тему «Текстология шорского...Читать далее »

Поэты Евгений Бабиков и Дмитрий Рябов, члены Правления новосибирского отделения Союза писателей России, в составе творческой агитбригады 10 дней находились в Луганске и Луганской области.

В рамках народной патриотической акции «Мы — русские! Мы победим!» Евгений Бабиков и Дмитрий Рябов совместно с сотрудниками новосибирского Областного центра русского фольклора и этнографии, ансамблем традиционной казачьей культуры «Майдан» и вокально-инструментальным дуэтом участвовали в концертах в прифронтовых госпиталях Лисичанска, Горского, Сватово, Старобельска, а кроме того выступили перед личным составом действующей армии.

Дополнительно участники агитбригады занимались доставкой гуманитарного груза и медикаментов.

Евгений Бабиков, поэт, член Союза писателей России :

— Когда транспортный самолет 41-й армии оторвался от земли, мы все отчетливо поняли — сбылось! Мы летим на Донбасс, куда рвались ещё задолго до начала СВО. Мы — это пятеро казаков из ансамбля «Майдан», двое артистов-волонтеров и два новосибирских поэта.

Сбылось, потому что сошлись воедино придуманная нами и воплощенная в реальные концертные программы народная патриотическая акция «Мы — русские! Мы победим!», воля командующего 41-й армии и поддержка министерства культуры Новосибирской области.

Впереди нас ждали военный аэродром в Ростове, 10 дней в Луганске, сотни километров дорог на разной военной технике, концерты в прифронтовых госпиталях и на танковых полигонах, в воинских...Читать далее »

В ГПНТБ состоялся круглый стол «Контакт современного российского прозаика и читателя: что ему мешает?». Он проводился в рамках IV Международной научно-практической конференции «Homo legens в прошлом и настоящем». Мероприятие было организовано при содействии фонда «АРТ-дивизион» и журнала «Сибирские огни». Участники обсудили, почему прозаик часто оторван от читателя и какие незаполненные ниши должен осваивать современный писатель.

Проблема оторванности

Проблема понимания прозаика и читателя стала особенно острой в последний год. Ситуация на литературном рынке меняется. — Часть иностранных авторов — (в их числе Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Нил Гейман) расторгла — контракты с Россией, приостановлено сотрудничество с крупными западными издательствами. С лета 2022 года российские компании не могут купить лицензии на комиксы компании Marvel . Все это дает новые шансы отечественным писателям, в том числе молодым. Но вот вопрос: понимает ли прозаик запрос нынешнего читателя?

По оценке литературного критика Михаила Хлебникова, который два года работал в большом жюри премии «Нацбест», прозаик часто оторван от читателя. Во-первых, он часто не желает или боится быть понятным аудитории (понятность ассоциируется у автора со скукой), не изучает реалии, о которых пишет, не выстраивает ладного сюжета с отчетливым финалом. Во-вторых,...Читать далее »

Страницы