Вы здесь

Невеселые размышления

Иван ПЕТРОВ
Иван ПЕТРОВ


НЕВЕСЕЛЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ


Начало февраля 2004 года в Омске было ознаменовано сооружением в одном из центральных кварталов города памятника Чокану Валиханову — известному ученому, путешественнику, бывшему воспитаннику Омского кадетского корпуса.
Событие это общественностью было воспринято приветливо и в то же время настороженно. Вот как на другой день после установки бронзового Чокана озабоченно сообщалось в газете «Неделя»: «Учитывая ценность материала, из которого изготовлена фигура, возле нее установлено круглосуточное наблюдение патруля. Посмотрим, поможет ли это защитить памятник от рук вандалов, которые уже не раз демонстрировали свой цинизм по отношению к омским историческим и культурным ценностям».
Такое же беспокойство прозвучало и в газете «Новое обозрение»: «Бронзовый Чокан, бесспорно, украсил улицу Валиханова. Но приглядывать за ним надо, учитывая тягу некоторых наших современников к цветному металлу».
В чем дело? Почему так озабочены омские городские газеты? Увы, к стыду нашему, отнюдь не случайно. Кто из омичей не помнит сообщения о неоднократных налетах охотников за цветными металлами на воинский мемориал на площади Победы с целью разграбления? Или о том, как был разорен ими памятник Борцам революции? А кто не слышал, как такими же варварами в Октябрьском районе города был спилен бронзовый бюст Героя Советского Союза Лизы Чайкиной, или о том, как было разрушено надгробие поэта Тимофея Белозерова на Восточном кладбище?
А кто из омичей не читал, как в самом центре города вандалы надругались над памятником Анастасии Ларионовой — матери семерых сыновей, погибших на полях сражений в Великую Отечественную войну, или о том, как уже не раз была обмазана грязью скульптура несчастной Любы Гасфорд, что находится на углу улиц Ленина и К.Либкнехта? Кто из омичей не слышал и не читал в местных газетах об этих и не только этих преступных делах? В одной только газете «Новое обозрение» несколько раз сообщалось, например, о налетах на мемориал литераторов на бульваре, носящем имя поэта Леонида Мартынова. Только осенью минувшего года после очередного налета вандалов, когда мемориальный камень с именем Мартынова был обезображен уже в четвертый раз, она писала дважды. Об этом сообщала и «Неделя». «И месяца не простоял нетронутым после обновления памятный камень, восстановленный к августовскому Дню города», говорилось в ней.
Одновременно тогда был облит краской и камень с именем другого известного поэта — Георгия Вяткина. Причем и он был осквернен тоже уже не в первый раз. Невольно задумываешься о том, что же вокруг происходит? Ну, есть же какие-то объяснения всему. И когда речь идет о вандалах, готовых из за куска металла разгромить, разграбить все, что возможно, еще как-то понятно, хотя ни в коем случае не оправдываемо. Злодейскому преступлению оправдания быть не может. Но когда встречаются факты разгрома мемориальных досок, осквернения их путем обливания краской вообще без всякой на то причины, объяснить непросто.
Но нужно и можно, если смотреть в корень происходящего. Одна из таких попыток была высказана на страницах газеты «Новое обозрение», где рассказывалось о том, как оскверненный мемориал на бульваре Мартынова посетили дочь Георгия Вяткина — Татьяна Георгиевна и председатель Пушкинского общества, ведущая на Омском телевидении передачи «Пушкинский час» Валентина Русанова. Опечаленные очередным фактом вандализма, они подошли к сидевшим неподалеку на скамейке молодым людям и спросили их, знают ли они, в чью честь заложены эти мемориальные камни. Что же оказалось? Молодые люди признались, что понятия не имеют, кто такие Мартынов и Вяткин.
Вот так уважаемые сограждане! Оказывается, причины искать не надо где-то глубоко. Они на поверхности. Как говорится далее в статье, дело не только в дурных наклонностях этих людей, «это свидетельствует и о качестве преподавания в школе литературы, об уровне культуры нового поколения россиян, и о безразличии к собственной истории».
Да, именно так все легко и просто объяснимо. Другое дело, что не легко и не просто объяснить, почему эти причины наличествуют в нашей жизни, кто и зачем, например, добился сокращения в школьной программе уроков русского языка и литературы? Почему так низко упал культурный уровень современной молодежи? Почему она стала безразличной к родной истории? Ответить на эти жгучие вопросы отнюдь не просто. Слишком много накопилось у нас за годы перестроечных реформ такого, чего в нормальном, здоровом обществе не должно быть.
Дело, естественно, не только и не столько в сокращении уроков по русскому языку и литературе, что, конечно же, прискорбно, беда в том, что роль книги вообще — всякой: художественной, научной, исторической даже и в нашей взрослой жизни сегодня сведена к минимуму. В стране резко упало производство книжной продукции. Государство самоустранилось от этой важнейшей области культуры. Наши издательства сегодня не располагают необходимыми финансовыми возможностями. В результате авторы, чтобы издать свой труд, вынуждены искать спонсоров на стороне, что естественно, далеко не всем удается. Дело дошло уже до того, что у нас трудно стало издавать даже классиков.
Наглядный пример тому история с публикацией сочинений Ф.М. Достоевского в Омске. Чтобы добиться ее губернатору Л.К. Полежаеву пришлось лететь в Москву, просить помощи у спикера Гос. Думы Г. Селезнева. Если столь не проста сегодня судьба изданий даже гениев, то, что уж говорить о писателях, историках, ученых рядовых, тем более провинциальных. Да и всякий ли сегодняшний губернатор способен озаботиться подобным делом, понять незаменимую роль книги в жизни общества?
В самом деле, что такое книга для человека? Безусловно, это, прежде всего, источник знаний, неисчерпаемый кладезь мудрости, верный, незаменимый друг всякого культурного человека. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» — признавался Максим Горький. Именно благодаря им юноша из самых низов тогдашнего общества, не просто вырос духовно, а и стал писателем с мировым именем. Ему в становлении помогли, как видим, именно книги.
А что поможет нынешнему поколению молодых людей, когда книжный рынок в России обмелел? По свидетельству директора центрального издательства «Русская книга» Михаила Ненашева, десять лет назад в России выпускалось в среднем на душу населения двенадцать книг, а сегодня всего три. Причем 90 процентов их издается в Москве, 80 процентов которых там же и продается. В результате провинция получает в среднем менее одной книги на человека.
За 2001 год, например, сообщает он, в стране было издано 70 тысяч названий. Из них для детей младшего и среднего возраста немногим более одной тысячи названий. А общий тираж составил не больше семи миллионов. И это на 18,7 миллиона детей от 7 до 15 лет (не получается даже одной книги на двоих).
А ведь до начала перестройки даже в самых глубоких провинциях дело обстояло иначе. Книги издавались и переиздавались во всех областных и краевых центрах. Они легко доходили до читателей. Даже и большие тиражи не залеживались на прилавках. Скажу из собственного опыта, многие мои книжки выходили тридцатитысячными тиражами, были и по сорок, пятьдесят и шестьдесят тысяч. Надо признать, для книг краеведческого плана тиражи были очень приличные.
А что происходит сегодня? Если кому-то и удастся найти спонсора и напечататься, то не больше, как тиражами по двести–триста–пятьсот экземпляров. Редко тысяча, что считается уже удачей. И что печально, даже и эти нищенские выпуски некому продавать. Сегодняшние книготорговцы местной литературой мало интересуются. Им подавай нечто в духе телевизионных мыльных опер со стрельбой, погонями, убийствами, а особенно про секс. Конечно, там есть и вещи нужные и полезные, хорошо изданные. Одна беда они очень дорогие и чаще всего переводные. Те самые «ножки Буша», что совсем недавно занимали место у нас на продовольственном рынке. Слава Богу, наши хозяйственники в конце концов поняли, что кормить зарубежных фермеров, обрекая на нищету собственных, дело негожее. Однако в нашей культуре «ножки Буша» по прежнему в чести. На нашем книжном рынке вы можете найти книги японских, мексиканских, польских, немецких авторов и т.д. Но очень мало чего найдете своего, особенно сибирского.
Как же можно со всем этим мириться? Михаил Ненашев прав, когда пишет: «Пришедшее десятилетие уже привело к невосполнимым потерям в духовной сфере российского общества. Если в ближайшие годы не будут приняты действенные государственные меры, мы потеряем целое поколение, не приобщенное к книге и пребывающее в невежестве и бездуховности, за счет него будут пополняться толпы молодежных погромщиков».
Они уже пополняются. Причем широко. Потому-то и обеспокоены наши городские газеты. Даже от души приветствуя сооружение памятника верному сыну нашего многонационального Отечества Чокану Валиханову, они вынуждены с опаской оговаривать вполне возможные неприятности. Беда именно в том и состоит, что в представлениях многих молодых наших современников новый памятник связывается не с культурой и историей родного края, а прежде всего с возможностью преступного обогащения за счет цветного металла.
Что им до Отечества, до высокого чувства Родины, о которых у них нет никакого понятия? Не заложили мы в них этих святых понятий. Кого же тогда мы сегодня виним? В ком и в чем ищем причины? Ясно, что далее так продолжаться не может. Дело нуждается в коренном пересмотре сложившихся обстоятельств.
Чтобы не потерять еще одно поколение молодежи, работу эту надо начинать незамедлительно, вопреки ложно понятым постулатам о свободе, исповедуемым ныне многими, даже видными деятелями культуры. Так, например, поэт Андрей Воскресенский заявлял: «Да пусть они занимаются, чем хотят! Пусть поют, танцуют, как им нравится. Не думайте, что от этого будет кому-то плохо. Это нормальные ребята, не хуже других поколений. Так что давайте, оставим их в покое!..»
Согласиться с такой позицией нельзя. Ни один родитель, ни государство в целом не могут, не имеют права оставаться равнодушными к тому, чем занимается молодежь. Это было бы противоестественно. Такого никогда не было в прошлом, кроме досадных исключений, которые лишь подтверждают правило. Воспитание детей есть первейшая родительская забота. Это одновременно и долг государства. Как можно не обращать внимания на такие факты, как рост преступности, бездуховность, распространение в среде молодежи проституции, наркомании, алкоголизма?
То, что для исправления существующего положения надо что-то делать незамедлительно, начинают понимать уже и многие властные структуры. Вот и у нас в Омске областная администрация, справедливо признавая важность молодежного спорта, всячески способствовала его развитию. Что, конечно же, похвально. Но, как показывают факты, для полного оздоровления обстановки этого мало. Потому как воспитание нравственное при этом остается за кадром. А ведь любой человек в жизни характеризуется, прежде всего, своими нравственными достоинствами или недостатками, а потом уж всем остальным. Поэтому спорт в деле воспитания молодежи составляет лишь полдела. Это совсем не случайно в вандализме, четырежды имевшем место на Мартыновском мемориале, например, обвиняются именно поклонники спорта, возвращающиеся с очередных матчей со стадиона, что находится по соседству с мемориалом. Возбужденные, изрядно подпитые они громят на своем пути все, что попадает под руку.
Нашей администрацией, чтобы исправить положение, предпринимались и другие попытки. В частности ею был объявлен конкурс на публикации в местных газетах статей и очерков на темы патриотического воспитания молодежи. К большому сожалению, благородное начинание, не доведенное до конца, заглохло. А жаль. Потому как у нас сегодня в большинстве пропагандируется культура зарубежная. Наглядный пример тому телевидение. Под флагом свободы слова там нередко звучит даже мат и прочие скабрезности, без конца демонстрируются драки, погони, взрывы, стрельба и тому подобные сцены.
Откуда это идет? И не хочешь да поверишь коварству американца Даллеса, публично заявившего: «Мы будем всячески поддерживать тех, кто будет вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма. Мы найдем своих единомышленников в самой России». Похоже, нашли. И не только в среде телевизионщиков, а и среди многих наших политиков, помешавшихся на симпатиях к так называемому Западу. Готовых заимствовать у него все на свете.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что надо же, в конце концов, что-то предпринимать против напасти. А начинать надо бы с воспитания в молодых людях сознания гражданина своего Отечества, чувства любви к своему краю, знания его истории.
Не так ли поступают и сами любимые нашими политиками западники в своих государствах? Тем более, запад не есть нечто единое и целое. Это группа стран, каждая из которых имеет свои особенности, свою историю, свою отличную от других культуру. У каждой свое понимание происходящего в мире. Имевшие место многие войны между ними красноречивое тому свидетельство.
О том, что все мы по-разному понимаем и толкуем происходящее, свидетельствует даже смешной факт — как мы слышим и передаем на письме, например, петушиный крик. Русский слышит в нем «ку-ка-ре-ку!» Француз – «ки-ри-ко-о!» Англичанин – «кок-э-дудл-ду-у!» Да, на самом деле все мы разные. Да, у нас много общего. Да, все хорошее надо друг у друга перенимать, что русские и делают давно. Вспомним о Петре Великом, прорубившем окно в Европу. Но именно окно, а не дверь и не границу настежь. В то же время не надо забывать, что в мире высоко ценится и широко заимствуется другими народами и наша русская культура. Так что россиянам стыдиться за нее не приходится, а гордиться можно и нужно.
Но бывает очень стыдно, когда встречаешься с фактами невежества многих наших молодых людей, совершающих недостойные поступки, незнакомых с высоким чувством патриотизма.
Не с воспитания ли любви к Родине и надо приступать к делу? Начинается же она, наша Родина для них, как поется в известной песне, с картинки в букваре. А укрепляется это святое чувство привязанностью к родным местам, ко всему, что с детства нас окружает, — к своему дому, улице, селу, городу, реке, пригорку, тропинке — местам, по которым бегал, ходил, ездил, плавал.
Именно с этого все начинается. Но только начинается. Ибо чувство это не простое, не однозначное. Тот еще не патриот, кому нравится своя река, своя деревня, своя улица, свой город. Самое высокое, самое существенное во всем этом — чувство сопричастности к судьбе своего края, к деяниям своих предков, чувство гордости за их славу, чувство долга оберегать ее, не уронить ее, не запятнать. Тропинка же, речка, лес, улица — это аксессуары отчего края, его приметы, быт, внешнее выражение. Главное же, конечно, его судьба и сопричастность к ней. Именно оно, это чувство сопричастности и есть самое существенное в патриоте и гражданине. Именно его, прежде всего, и необходимо воспитывать в детях.
А как его можно воспитать в молодежи? Только прикосновением к истории родного края, к деяниям своих отцов и предков, осмыслением их. История такая вещь, к которой можно относиться по-разному: ее можно любить, можно не любить, но ее нельзя забывать, ее надо знать. Знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколений в целом. Не зря говорится, что народ, позабывший свою историю, не может иметь будущего.
Заканчивая невеселые размышления свои, хотелось бы надеяться, что все негативное, о чем упоминалось выше, у нас больше не повторится. Что усилиями местной власти и городской общественности будут, в конце концов, приняты необходимые меры, чтобы наши памятники впредь не подвергались осквернению, чтобы было кардинально изменено само отношение к воспитанию молодежи, прежде всего в сторону усиления патриотического и нравственного вектора.