АВГУСТ

 

ЖНИВЕНЬ, ЗАРЕВ, ЗАРНИЧНИК,

РАЗНОСОЛ, ГУСТОЕД, СЕРПЕНЬ

 

* Август — время туманов. В конце месяца, случается, падает иней, особенно на Русском Севере и в Сибири. Но вся земля еще в зрелом цвету, хотя уже тень предосенья отяжелила листву. Цветут темно-синие горечавки, алтайские астры, заячья капуста, вероника, золотистая володушка, маки, вьюнки. Полностью вызревают ягоды (кроме брусники, облепихи): голубица, черника, смородина, малина. Во время жнитва собирают в борах грузди, ищут рыжики, которые высыпают иногда в сосновых лесах по самым закрайкам хлебных полей. Готовятся к отлету птицы, разминаются, кружа в небе. Отлетают стрижи, кулики, козодои, луговые воробьи (Сибирь). Утята встают на крыло. Начинается линька у медведей, которые большее время проводят в малинниках. На Байкале лов омуля. На Ангаре спустя неделю после Успенья собираются на промысел красной рыбы. Ночами лучат рыбу. Местами ловят нельму (Сибирь).

* С первого Спаса до Флора и Лавра в некоторых восточносибирских уездах сеют озимую рожь. Дергают и выстилают льны; убирают коноплю. Идет запоздалая вспашка земель.

* * *

* Август — собериха, припасиха.

* В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

* Август — каторга, да после будет мятовка.

* В августе серпы греют, вода холодит.

* Август — разносол, всего вдоволь.

* В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

 

* * *

1 августа (19 июля по старому стилю)

МАКРИНА

 

Преподобной Макрины, сестры святого Василия Великого (скончалась в 380 г. н. э.)

Преподобного Серафима, Саровского чудотворца (обретение мощей, 1903 г.)

 

* Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца, совершилось в день его рождения 19 июля (по старому стилю). С великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. В это святое для православного человека время свершилось много чудесных исцелений хворых, в великом множестве прибывших в Саров помолиться и поклониться святому старцу Серафиму. Горячо любимый при жизни, наставивший на путь истинный многих людей беседами, а главное — духовными подвигами, преподобный Серафим, Саровский чудотворец, преставившись Богу, становится одним из самых любимых святых православного русского народа, молитвенником и печальником за Русь Святую. В этом смысле он сближается в духовном русском сознании с преподобным Сергием Радонежским.

Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 г. в Курске. В ноябре 1778 г. он пришел в Саровскую пустынь и через восемь лет послушничества принял постриг. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично входят в жизнь святого. <…>

В 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. <…> Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу. <…> Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще вначале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненные любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной славы. “Сыне, даждь Ми сердце твое! — говорит Он. — А все прочее Я Сам приложу тебе”, — ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся» (Преподобный Серафим Саровский).

* * *

* Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, выросла в христианском благочестии и в непрестанных трудах. Когда умер ее жених, избрала девственную жизнь. Позже святая Макрина удалилась в девичий монастырь, где вела самую строгую постническую жизнь в постоянной молитве и была удостоена дара чудотворения.

* * *

* На день преподобной Макрины (в простонародье — Макриды) крестьяне рассуждали о погоде: «Смотри осень по Макриде: Макрида мокра — и осень мокра, Макрида суха — и осень суха».

 

 

2 августа (20 июля по старому стилю)

ИЛЬИН ДЕНЬ, ИЛЬЯ ПРОРОК, ИЛЬЯ ГРОЗНЫЙ, ИЛЬЯ СЕРДИТЫЙ, ИЛЬЯ ГРОМОВНИК

 

Пророка Илии (IX в. до Рождества Христова)

 

* Святой пророк Илия — один из самых великих пророков и первый девственник Ветхого Завета. Полученное от рождения имя Илия («крепость Господня») указало ему жизненный путь. С малых лет он посвятил свою жизнь Богу, жил в пустыне, в суровом посте, богомыслии и молитве. Призывая к покаянию еврейский народ, предавший Бога и поклоняющийся идолам, святой Илия по молитве творил чудеса: вызывал засуху на три года, огонь, спаливший идола Ваала, которому падший народ приносил жертвы. Много израильтян, благодаря страстным пророчествам, чудесам и смелым обличениям язычников святого Илии, приобщились к истинной вере. За свою горячую ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого был пророк Енисей, которого святой Илия помазал на пророчество по воле Божией. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет предтечей страшного Второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

* * *

* В крестьянском воображении пророк Илия — самый суровый христианский святой: Сердитый, Грозный, Громовник, Громобой, Громовержец. На Ильин день случались грозы с раскатами грома… но суровость пророка была словно суровость отца в благочестивой, домостройной семье, который строг, но справедлив и за которым домочадцы как за каменной стеной.

* «На огненной колеснице могучий седой старец с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших Закон Божий сынов человеческих. <…> Даже сам сатана трепещет перед грозным Ильей и, застигнутый пророком в облаках, пускается на хитрости, чтобы избежать могучих ударов. “Я в христианский дом влечу и сожгу его”, — грозится сатана. А Илья гремит ему в ответ: “Я не пощажу дома, поражу тебя”. И ударяет в ту пору своим жезлом с такой силой, что трещат небесные своды и огненным дождем рассыпаются каменные стрелы. “Я в скотину влечу, я в человека войду и погублю их, я в церковь Божию влечу и сожгу ее”, — снова грозится сатана. Но Илья неумолим: “Я и церкви святой не пощажу, но сокрушу тебя”, — гремит он опять, и все небо опоясывает огненной лентой, убивая скотину, людей, разбивая в щепки столетние деревья и сжигая св. храмы. <…> Народ представляет себе Илью не только как вестника Небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу, эту виновницу человеческих несчастий и болезней. По народному поверию, для нечистой силы страшен не только сам Илья, но даже дождь, который проливается в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умываются от вражьих наветов, от напусков и чар» (С. Максимов).

* «Гром гремит, говорят, — Илья едет на колеснице, запряженной быком и львом (в других толкованиях — на тройке белых коней. — А. Б.). Он преследует сатану: где тот спрячется — туда и “громова стрела падат”. <…> Лешему надо было к спеху шубу; днем он не поспел сшить, сел шитца ночью под сосну, когда Илья гремел. Молонья блеснет — лешак продернет иголку в шубу да проворчит: “што, молнишка, не часто светишь!” Илья на это осерчал, пустил в черта Громову стрелу: деревину расщепило на кусочки, а лешак увернулся и убег с шубой (село Кежемское, Восточная Сибирь. — А. Б.). Варианты этого сказания встречаются также в России» (А. Макаренко).

* «Илья-пророк, наследовавший в народе древнего Перуна, почитается покровителем земледелия и сельского довольства. <…> Одна из отличительных черт его поклонения у всех народов — посвящение ему горных вершин как земной его обители. Храмы и места его обоготворения большею частью помещались на высоких горах или холмах, обросших густыми дубравами, и как символ растительной жизни природы ему же посвящается вечно зеленеющий дуб» (Д. Шеппинг).

* * *

* Русская православная церковь с особенной святостью чтит любимого в народе святого. Первая церковь, воздвигнутая в Киеве еще при князе Игоре, была освящена во имя пророка Илии; и святая княгиня Ольга после Крещения построила храм пророка Илии в своем родном селе Выбуты.

* По всей Святой Руси испокон крещеного веку это престольный праздник: в храмах Божиих строгая и величественная служба, после чего совершаются крестные ходы и молебны в поле, особенно в засушливое лето или, наоборот, когда в самую жатву зарядят вдруг дожди. Зная суровый характер пророка Илии, крестьяне стараются этот день прожить в особенной духовной строгости, в молитве и, по ветхим своим замашкам, стараются умилостивить святого жертвами.

* * *

* До Ильи поп дождя не намолит, а после Ильи баба фартуком нагонит.

* Илья-пророк разъезжает по небу на огненной колеснице и расплескивает святую воду.

* На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы, молнии или гадов, коим в этот день дана воля).

* * *

* С Ильина дня крестьяне боялись купаться:

— До Ильи мужик купается, а с Ильей с рекой прощается.

— На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.

— Крестьяне считали, что после Ильина дня купаться и грешно, и опасно: можно заболеть или утонуть, да и воды остужались, коль в нее ронял подкову конь пророка Ильи.

* * *

* На Ильин день крестьяне старались кровь из носа завершить сенной покос:

— «К Ильину дню стараются скошенное сено высушить и убрать в стоги. Здесь, де, говорят поселяне, сладимая яства в цветах для скотинки» (И. Сахаров).

* * *

* В большинстве русских губерний именно с Ильина дня начиналась жатва хлебов, которая открывалась и сопровождалась торжественными обрядами:

— «Ильин день (20 июля, по нов. ст. — 2 августа. — А. Б.) в крестьянском сословии есть торжественный; в лугах кошенное с Казанской (21 июля. — А. Б.) сено собрано уже в стоги, в полях рожь созрела, начинается жатва, или страда, страдная пора. Помолясь в этот праздник, с веселым упованием на милость Божию крестьяне продолжают полевую жатву с соблюдением поста семидневного в честь св. пророка; скопленное в это время масло продают, а деньги прикладывают на масло и свечи в церковь. Начиная от Св. недели до Ильина дня крестьяне не работают по пятницам, кои называют Ильинскими и в кои бывают по местам торги. В Шенкурском и Вельском округах из новой ржи приготовляется хлеб и в Ильин день приносится для благословения в церковь. В Рязанской губ. на Ильин день — первый сноп и первый осенний праздник. Тогда же вынимают и соты из ульев; отсюда и поговорка: богат, как сот Ильинской. В Новгородской губ. собранную в этот день солому называют Ильинской перинкой» (И. Снегирев).

* «В этот день на Руси совершаются многие местные обряды. <…> Пекут из новой ржи хлеб и приносят для благословения в церковь. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины. <…> Поселяне устраивают себе постели из новой соломы, о которой они говорят: “Ильинская соломка — деревенская перинка”» (И. Сахаров).

 

4 августа (22 июля по старому стилю)

МАРИЯ МАГДАЛИНА

 

Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I в. н. э.)

 

* Святая Мария Магдалина родилась в небольшом городке Магдале на берегу Генисаретского озера. По преданию, в молодости она была красива и вела грешную жизнь. Но после того как Христос изгнал из нее семь бесов, Мария умерла для грешной жизни, стала верной ученицей Господа и прошла за Спасителем, когда он проповедовал, по Иудее и Галилее. Шла за ним и по Крестному пути, рыдала у ног распятого Иисуса и присутствовала при его погребении. Святая Мария удостоилась первой видеть воскресшего Спасителя и оповестила о том апостолов. После Вознесения Господня Мария проповедовала христианство в Риме, где поднесла императору Тиверию красное яйцо как символ Воскресения. В Эфесе апостол Иоанн со слов святой Марии написал 12 глав своего Евангелия, и здесь святая Мария Магдалина предала Богу душу.

* * *

* На Марию вынимают цветочные луковицы.

* В Марью гроза — сена будет за глаза (много).

* Мария Магдалина — ягодница, сладостница (ягоды поспевают).

 

5 августа (23 июля по старому стилю)

ТРОФИМ-БЕССОННИК

 

Мученика Трофима, мученика Феофила и с ними 13 мучеников (скончались в IV в. н. э.)

 

* Святой мученик Трофим с Феофилом и с ними тринадцать святых мучеников пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284—305 гг. н. э.). Приведенные на суд, они мужественно исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. После жестоких истязаний святых мучеников с перебитыми голенями бросили в огонь. Укрепляемые Господом, они вышли из огня невредимыми и еще более прославляли Христа. Отчаявшись сломить волю святых исповедников, мучители обезглавили их.

* * *

* «К этому времени созревают ранние посевы озимого и даже ярового хлеба и наступает жатва хлебов; между тем сенокосная страда еще продолжается, надобно поспевать во всех работах и потому много спать не приходится» (М. Забылин).

* Некогда отсыпаться, когда хлеб начал осыпаться.

* День прозевал — урожай потерял.

 

6 августа (24 июля по старому стилю)

БОРИС И ГЛЕБ

 

Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (скончались в 1015 г.)

 

* Благоверные князья Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид, – в числе первых русских мучеников-страстотерпцев. Оба брата святых были убиты в одном году людьми Святополка Окаянного, который тем самым убрал возможных претендентов на княжеский престол.

* * *

* На Бориса-леба не робят до обеда (поминают святых).

* Борис и Глеб — поспел хлеб.

* Борис и Глеб — дозревает хлеб.

 

7 августа (25 июля по старому стилю)

АННА-ХОЛОДНИЦА

МАКАРИЙ

 

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (скончался в 1444 г.)

 

* Успенье праведной Анны произошло в Иерусалиме, когда ей было 79 лет. Богомудрая, богоблаженная и благословенная Анна была дочерью священника Матфана и жены его Марии. В городе Девтере был выстроен храм в ее честь.

* Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский вырос в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. Двенадцати лет он тайно ушел от родителей и, приняв иноческий постриг, подвизался в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия. Перед всеми братьями его отличали строжайший пост, твердое исполнение иноческих правил. Тяготясь славой, преподобный Макарий удалился из монастыря и скрылся на берегу озера Желтые воды в пещере. Здесь, живя в самом суровом воздержании и терпении, он проповедовал христианство черемисам, чувашам, крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. Святой Макарий, наделенный благодатным даром, исцелял хворых при жизни. Но и по преставлении святого люди получали облегчение по молитвенному обращению к преподобному Макарию.

* * *

* На Руси этот день был известен как День калик перехожих.

* Если на этот день наступит холодный утренник, то зима будет холодная и ранняя.

* На Макария Нижегородская ярмарка именинница (она описана в романе П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «На горах»).

 

9 августа (27 июля по старому стилю)

НИКОЛА КОЧАНСКИЙ

ПАНТЕЛЕЙМОН ПАЛИЙ

 

Великомученика и целителя Пантелеймона (скончался в 305 г. н. э.)

Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского (скончался в 1392 г.)

 

* Великомученик и целитель Пантелеймон родился в Никомидии, где стал известным врачевателем. Еще до святого своего крещения Пантелеймон, знавший о Христе Спасителе, горячим молитвенным обращением к нему воскресил мертвого ребенка, укушенного ехидной. После этого чуда святой Пантелеймон крестился и всю свою жизнь посвятил служению нищим, убогим и больным. Он безвозмездно лечил их, исцеляя именем Иисуса Христа. Особенно часто посещал узников в темницах, где исцелял их раны. Вскоре был схвачен языческими властями и доставлен императору Максимиану, потребовавшему от святого Пантелеймона принести жертвы языческим идолам. Святой отказался. Его предали страшным пыткам, бросали к диким зверям, но мученик Пантелеймон всякий раз оказывался невредимым. Много чудес свершилось во время страданий святого, и много язычников, видя эти чудеса, уверовали во Христа Спасителя. Мучителям долго не удавалось предать святого Пантелеймона смерти, но потом был Голос с Неба — призвал мученика в Небесное Царство.

Святые мощи великомученика Пантелеймона хранятся в разных храмах. Честная глава его находится в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где день памяти святого является храмовым праздником. Велико почитание святого мученика Пантелеймона в Русской православной церкви, в самом русском народе и особенно в русском войске. Заступлением этого святого остался жив князь Изяслав, в крещении Пантелеймон, и были одержаны две морские победы над шведами, в 1714 году при Гангаузе и в 1720 году при Гренгаме.

* * *

* Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы, начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды и насмешки. Блаженного Николая прославил Господь даром чудес и прозорливости. По кончине блаженный Николай был погребен в конце кладбища, расположенного вокруг Яковлевского собора.

* * *

* Никола Кочанский вилки в кочаны завивает.

* На поле капустном — кочанов густо.

* На Пантелеймона грех возить хлеб и сено — Пантелеймон сожжет.

 

10 августа (28 июля по старому стилю)

ПРОХОРЫ И ПАРМЕНЫ НЕ ЗАТЕВАЙ МЕНЫ

 

Смоленской иконы Божией Матери,

именуемой Одигитрией («Путеводительница») (1046 г.)

Святых апостолов от 70-ти: диаконов Прохора и Пармена (I в. н. э.)

 

* Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия), по церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время его земной жизни. По легенде, греческий император Константин IХ Мономах (1042—1054 гг.), выдавая в 1046 году дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. В начале ХII в. икона была установлена в Смоленской соборной церкви в честь Успенья Пресвятой Богородицы и стала именоваться Одигитрия Смоленская. Богородица через свою икону Смоленскую способствовала многим победам русского народа за Веру, Царя и Отечество в борьбе с неприятелями. Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской православной церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.

* * *

* Святой Прохор был поставлен епископом в г. Никомидию и был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна. Вместе с ним был сослан на о. Патмос, где записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). Вернувшись в Никомидию, святой Прохор обращал язычников в христианство и там принял мученическую смерть.

* Святой Пармен в то же время проповедовал Христа в Македонии и, по одному из предположений, также принял мученическую кончину.

* * *

* Крестьяне считали, что в этот день нельзя затевать мены:

— Променял шило на мыло.

— Променял серка на волка.

— Не в мене сила — в придаче.

 

11 августа (29 июля по старому стилю)

КАЛЛИНИК, КАЛИНОВ ДЕНЬ

 

Мученика Каллиника (III—IV в. н. э.)

 

* Святой мученик Каллиник, родом из Киликии, ходил по городам и весям, проповедовал язычникам Иисуса Христа и Его учение, многих обратив в христианство. Был схвачен гонителями христиан и после страшных пыток, которые перенес с благодарением Богу, был сожжен на костре. Его неповрежденное огнем тело погребли верующие.

* * *

* Коли на Каллиника туманы, припасай косы про овес с ячменем (будет на них урожай).

* Если спелый овес во второй раз зеленеет — осень будет ненастной.

* Калина сама себя хвалила, что она с медом хороша.

 

12 августа (30 июля по старому стилю)

СИЛА И СИЛУЯН

 

Святых апостолов от 70-ти: Силы, Силуана и других (I в. н. э.)

 

* Святые апостолы от 70-ти: Сила, Силуан и другие – ученики Спасителя. Святой Сила был в первоначальной Иерусалимской церкви мужем уважаемым, «начальствующим между братиями» (Деяния святых апостолов). Апостолы Павел и Сила проповедовали христианство, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви. В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа. Там он, совершив многие знамения и чудеса, окончил свою жизнь.

* Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом. В Первом соборном послании святой апостол Петр упоминает о нем: «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата». Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.

* * *

* На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (полна зерном и клонится к земле).

* Рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно.

* * *

* На Силу, по крестьянским темным суевериям, ведьмы обмирают, опившись молока. «Кому неизвестно, что ведьмы умеют задаивать коров до смерти, тот не может себе представить, как они приходят в такое состояние. Уж если обомрет ведьма, говорят поселяне, то ее ничем не пробудишь. Жги скорей пяты соломой; все дело пойдет на лад. Наши поселяне были бы очень рады видеть их всех мертвыми, да то беда; умирают страшно, страшнее того смотреть на ведьму, когда она обомрет: под ней земля трясется, и в поле звери поют, и от ворон на дворе отбою нет, и скот нейдет во двор, и в избе все стоит не на месте. От такой напасти поневоле примешься за солому да жечь пяты» (И. Сахаров).

 

14 августа (1 августа по старому стилю)

СПАС ПЕРВЫЙ, СПАС МЕДОВЫЙ, МОКРЫЙ

МАККАВЕЙ, СОЛОМОНИДЫ

 

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164 г.)

Начало Успенского поста. Маккавей. Соломониды

 

* Спас утвердился в Константинополе. Существовал обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест из-за часто бывавших в августе болезней. В Русской православной церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г.

* Тропарь всемилостивому Спасу, глас 8:

С вышних призирая, убогая приемля, посети нас, озлобленныя грехом, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим великую милость.

* * *

* «Праздник Преображения Господня (6 августа), известный в народе под именем Спаса, повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Но так как ко дню 6 августа далеко еще не все плоды поспевают (иные же поспевают ранее), то крестьяне повсеместно празднуют первый Спас (1 августа), второй (6 августа) и третий (16 августа).

Первый Спас всюду называется «медовым», а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли от того, что к первому Спасу пчеляки второй раз подрезывают ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несут в церковь «на помин родителев». К этому же дню варят «медяные» квасы и угощают всех, пришедших в гости. «Мокрым» же первый Спас называется потому, что, по установлению Церкви, в этот день бывает крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купаются после крестного хода, но имеют обыкновение купать в реках всю скотину, которая будто бы здоровеет после этого, то и самый праздник получил название «мокрого» (С. Максимов).

* * *

* «В разгаре сенокос. Крестьяне косили телятники (огороженные участки покоса) около усадеб. Недаром говорили: “Придет Спас — не будет нас”» (Ф. Болонев).

* Начинают пробовать огородину: брюкву, морковь, бобы. Солят огурцы. Дозревают или вызрели сладкие ягоды, отчего и первый Спас — лакомка, или спасовки-ласовки (ласковый), или спасавки-сливасовки (в Успенский пост сливали масло, копили его).

* Начинают защипывать горох, пашут под озимь, заламывают в ульях соты, отделывают овины, очищают гумно под близкую уже молотьбу.

* * *

* На Спаса инею не было, хлеба дозреют.

* На Спаса паши под озимь, сей озимь.

* На первый Спас олень копыто обмочил (похолодание).

 

МАККАВЕЙ

* Во что Маккавей, в то и разговение (какая погода на Маккавея, такая и на конец Успенского поста; примета приблизительная).

* На Маккавея собирают мак.

* Не уродится мак, пробудем и так.

 

соломониды

* «Соломониды, или Соломонидины бабушки, почитаются детными бабами, особенно теми, которые на сносях, и лекарицами; имя ее упоминается в народной молитве от “ветрянова перелому” и когда парят в бане детей» (А. Макаренко).

 

15 августа (2 августа по старому стилю)

СТЕПАН-СЕНОВАЛ

 

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана (около 428 г. н. э.) и обретение мощей праведных Никодима, Гамалиила и сына его Авива

Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (скончался в 557 г. н. э.)

 

Успенский пост

 

* После того как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамаил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе, <...> предал его погребению на своей земле. <...> В 414 году мощи святых Стефана и Никодима были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим... С того времени от мощей начали совершаться исцеления. Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408—450 гг. н. э.), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь.

* * *

* Московский чудотворец святой Блаженный Василий родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто нуждался в помощи более других, но стыдился просить милостыню. Был случай, что он дал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы, молитвой угасил пожар в Новгороде. Однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

* * *

* В иных русских землях только к этой поре приступал край сенокосу.

* Кое-где с этой поры косят отаву (остатки травы на пастбищах; трава, выросшая после косьбы, — подрост).