ИЮЛЬ

 

2 июля (19 июня по старому стилю)

ЗОСИМА

 

Апостола Иуды, брата Господня (скончался в I в.)

Мученика Зосимы (скончался во II в.)

 

Святой апостол Иуда был из числа двенадцати учеников Христа (не путать с Иудой Искариотом, что за тридцать сребреников предал Христа) и после вознесения Иисуса Христа проповедовал Евангелие во многих странах. Принял за учителя и веру мученическую смерть — был распят на кресте в Армении и пронзен стрелами.

Мученик Зосима, пострадавший за Христа во Фракии и во II в. от Рождества Христова, в русской народной обрядовой культуре сблизился с российским святым, преподобным Зосимой Соловецким, покровителем пчеловодства. Причины такого сближения чисто внешние и условные: одно имя и то, что в эту пору у пчел самый медосбор.

* * *

* Зосима — пчелы меда запасают.

* Где цветок, там и медок.

* На всякий цветок пчела садится, да не со всякого мед берет.

* Нет сада без пасеки, а плодов — без пчел.

* Мужик с медом и лапоть съел.

 

3 июля (20 июня по старому стилю)

МЕФОДИЙ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК

 

Священномученика Мефодия, епископа Патарского

(скончался в 312 г.)

 

Священномученик Мефодий, живший в Малой Азии, не только отличался глубоким иноческим смирением, но и вошел в историю христианства как охранитель чистоты православия, борец с ересями, как автор большого литературного наследия: сочинений в защиту христианства против язычества и многих других работ. Принял мученическую смерть от язычников, неколебимо исповедуя перед ними веру во Христа Спасителя.

* * *

* В России на день Мефодия перепелиные охотники гадают об удачном лове.

* «Если над озимым хлебом носится паутина, летает мушкара, то здесь-то более всего будут сбираться перепела. <...> Где более слышно перепелиного свиста, всегда менее можно ожидать успеха. <...> И у них есть своя страсть: поймать совершенно белого перепела, предводителя птиц своего рода, обещающего всегдашний успех в ловле. <...> Каждый охотник старается для будущего счастья непременно в этот день поймать хоть одну птичку» (И. Сахаров).

 

6 июля (23 июня по старому стилю)

АГРАФЕНА-КУПАЛЬНИЦА, КУПАВА,

АГРАФЕНА — ЛЮТЫЕ КОРЕНЬЯ

 

Владимирской иконы Божией Матери а Русь икона попала из Византии около 1130 г. как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу). Мученицы Агриппины (скончалась около 253–260 гг.)

 

Кондак Владимирской иконе Божией Матери:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.

Святая мученица Агриппина, известная среди русского простонародья как Аграфена, была римлянкой и, не вступая в брак, всю жизнь посвятила подвигу служения Господу. Во время гонения на христиан приняла мученическую смерть. От гроба ее совершались многие чудесные исцеления.

* * *

* В русском простонародье день Аграфены-купальницы по своему значению и обрядам близок ко дню Ивана-купальника. Они и во времени полуслиты, и во многом связаны с водой.

* С Аграфены-купавы начинали купаться — согревалась вода; перво-наперво вершилось обрядовое купание во красу и здравие душевное и телесное — очистительное купание, которое сохранилось с языческих времен. Начиналось оно с полудня и завершалось перед вечерней. Праздничное купание перемежалось с играми, девичьими хороводами, веселым застольем. В воду, чтобы задобрить Купалу, бросали медные монеты, старые нижние рубахи. В этих обрядах, конечно, выжило много языческого поклонения природе. Однако обряды эти уже не имели ярко выраженного языческого религиозного окраса. В них выражалась лишь праздничная, торжественная любовь к природе, которая не только кормит и поит, но и по милости Божией очищает человека от житейской скверны, поскольку природа суть Божий храм на земле.

При свершении обрядов пелось много купальских песен. Такая вот песня была записана в Сибири:

Сегодня Купала, завтра Иван.

Будет, парни, лихо вам.

Будет лихо лихое,

Погоните кошек в поле.

Кошки на елку скакали,

Парни на кошек брехали:

— Лезьте вы, кошки, с елки долой,

Погоним вас, кошки, с поля домой.

Будут вас девки доить,

Парням кашу варить.

 

* Из глубокой русской древности пришел обряд обливания водой. Обливанием и купанием очищались от внешней и внутренней скверны, а также дабы вымолить у неба дождя, чтобы земля была плодородной, а жены и девки красны и чадородливы. Этот обычай давно превратился в веселую забаву — крестьяне, проводящие все время в трудах, любили иногда потешиться, буйно повеселиться, при этом как бы сливаясь с природой.

* В крестьянском миру день Аграфены-купальницы (Агриппины-мученицы) считался бабьим днем: мужние жены и девицы не стирали белья — грех великий; обливались, купались, умывались утренней росой, катаясь нагими по росным травам, опять же во красу и здравие.

* * *

* «К вечеру молодые сибирячки идут в поле рвать “двенадцать разных трав”; по возвращении домой кладут их в изголовье постели, “завечая” (загадывая) на свою судьбу. Всякий сон в эту ночь считается вещим» (А. Макаренко).

* * *

* «На Руси исстари велось париться в сей день утреннею порою в банях <...> Этот день называют лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть» (И. Сахаров).

* С Аграфены-купавы начинают заготавливать банные веники — лист на березе о сю пору самый крепкий: и уже зрелый, но и не перезрелый, не ослабший и не отяжелевший — самый звонкий. Вязались в этот день и ритуальные веники, в которые, кроме березы, вплеталась и ольха, и черемуха, ива, липа, смородина, калина, рябина, полевые цветы. Одним парились в этот день, другим обряжали недавно отелившихся коров, третий самые суеверные крестьяне перебрасывали через голову, кидали на крыши бань, загадывая судьбу. Пол в банях застилали свежими травами, парились только молодыми вениками, которые иногда украшали цветами.

При хворях парились вениками со жгучими кореньями — с крапивой, другими целебными травами. Парка с крапивой особенно полезна при болезнях кожи, суставов, почек. При выходе из бани устраивалось праздничное застолье, где заранее выставлялась обетная каша — русское православное ритуальное блюдо. В этих банных обрядах, если отбросить богопротивные суеверия (загадывание судьбы), было много украшающего быт крестьянина и укрепляющего его натруженную плоть.

* * *

* Как считали суеверные крестьяне, уже с Аграфены-купальницы начинает оживляться нечистая сила, чтобы уж на Ивана-травника (колдовника) разгуляться во всю свою буйную, пакостливую силу. «Крестьяне для предохранения себя от ведьм кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое дерево, вырванное непременно с корнем» («Круглый год»).

* * *

* Этот день в крестьянском миру именовался чаще не днем Аграфены-купальницы, а днем Владимирской Божией Матери. Праздник Владимирской Богоматери отмечался великой, торжественной службой в церквях и тем, что в этот день поселяне уделяли особое внимание нищей братии — убогим (которые у Бога). Посреди деревень, часто возле храмов (в селах) собирались многие сотни нищих из окрестных деревень. «В старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варили эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирской кашей. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни... Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней» (И. Сахаров).

 

7 июля (24 июня по старому стилю)

 

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ,

ИВАНОВ ДЕНЬ, ИВАН КУПАЛА, КУПАЛЬНИК, ИВАН-ТРАВНИК,

ИВАН ЦВЕТНОЙ, ПРАЗДНИК РОСЫ

 

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Рождество честного Иоанна Предтечи произошло в Хевроне. Его отец священник Захария и мать Елисавета были уже старыми, но святому Захарию, когда он совершал богослужение в Иерусалимском храме, явился архангел Гавриил и предсказал, что у него будет сын, который станет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — мессии. Когда святая Елисавета зачала, она таилась пять месяцев, боясь насмешек, ибо была стара. В эту пору к ней пришла ее дальняя родственница святая Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Святая Елисавета первая приветствовала родственницу как Матерь Божию. Когда свершилось Рождество Иисуса Христа и нечестивый царь Ирод приказал избить всех младенцев, чтобы погубить Богомладенца, святая Елисавета спасала своего сына в пустыне, в пещере. Прямо в храме был убит праведный Захария, не сказавший воинам, где прячется его сын Иоанн. Долго находился святой Иоанн в пустыне, а потом вышел на проповедь покаяния, пророчествовал о Христе и сподобился крестить Иисуса Христа.

* Тропарь Рождеству Предтечи: Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущий тя: неплодоство бо рождишия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

 

* * *

* В честь Иоанна Крестителя Русская православная церковь учредила семь1 праздников в году, но мы поведем речь лишь о Рождестве Иоанна Крестителя (7 июля). Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – великий праздник, напоминающий всякой христианской душе, что крестилась душа в Божией купели. «…Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея. 3: 16–17).

Русские крестьяне уже давно запамятовали древнеславянского идола Купалу, а посему купальские обряды напрямую связывали со святым Иоанном Крестителем. И воду в сей праздник крестьяне почитали за святую воду… Хотя в христианской религиозной этике вода обретает очистительную силу лишь после ее освящения крестом и молитвой.

На Стоглавом соборе (проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 г. в Успенском соборе Кремля с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей боярской думы) народ порицали за языческие обряды: «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумны творят всякими играми, и всякими скомрашествы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росой».

* * *

Основные обряды Купалы:

*купальские огни — ночные костры, песни, пляски, хороводы, перепрыгивание через огонь и крапивные кусты; парка в бане;

* купание — в росе, потом в реках или озерах;

* дерево Морена — пляски вокруг него, погружение дерева в воду;

* девичьи обряды;

* зарывание трав — сбор целебных и чарующих трав; поиски волшебного, светоносного цветка-папоротника, с помощью которого отыскиваются клады;

* обереги от нечистой силы — особо от ведьм, что, по суевериям, летают на Лысую гору для шабаша.

* «Вечером 23 июня (6 июля по новому стилю. — А. Б.) крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собой дегтярные баклаги.

Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полной уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание через огонь избавляет от очарования (от колдовских чар. — А. Б.)... В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. <...> Огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя огня, лекарственного» (И. Сахаров).

 

Купание

* Купалу величали — любовным, чистоплотным, веселым.

* Чистоплотным его прозвали за то, что в ночь на Ивана Купальника купаются в росах, с утренней зари — в озерах, реках, прудах; тогда же и обливаются, парятся, моются в банях — и всему этому приписывается целебная, очистительная сила. Впрочем, для укрепления плоти это было очень полезно. В обряде обливания совершалось заклинание дождя, особенно в сухое лето. У древних русичей, как и у всех славян, дождь понимался как живородное семя отца неба, который оплодотворяет мать землю, и та рожает плоды земные. Посему и обливались для чадородия жен и дев, для плодородия земли. Купала же, как можно догадаться, у отдельных восточнославянских народов играл роль посредника между отцом небом и матерью землей, будучи покровителем земных плодов, и как бы принимал от матери земли роды.

* С Аграфены-купальницы или на другой день, с Ивана-травника, начинали заготавливать банные веники. Собирался и увязывался на Иванов день и ритуальный веник, в который вплеталась крапива и многие целебные травы; сама баня украшалась цветами, пол застилался свежими травами.

* Иванов день когда-то в народе отмечался и как праздник росы.

Чтобы «отыскать целебную силу, поутру Иванова дня вологодские бабы “черпают росу”; для этого берется чистая скатерть и “бурак”, с которым и отправляются на луга. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бураки и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую “болесть”. <...> Вообще, баня, купание в реках и умывание росой составляют одни из наиболее распространенных в народе купальских обычаев» (С. Максимов).

 

Дерево Морена и девичьи обряды

* Если взрослые поселяне, будучи глубоко православными в душе, избегали купальских игрищ, то молодежь, как это ни прискорбно, все же не могла удержаться и веселилась в этот день на полную отмашку. Особенно любимы среди русской молодежи были обряды-игры, связанные с деревом Морена (Марина), Купала, Купайла.

* Это обычное дело в русских народных молодежных обрядах-играх, когда парни, любя-играюче, нападают на девиц, чем как бы всякий раз утверждая свое верховенство сейчас и первенство в будущем домостроительстве.

* Купава величается и любовным, поскольку молодые в это время много хороводились промеж себя, «потому что в его день, раз в году, расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, “сердце девичье огнями зажигается на любовь”» (С. Максимов). В это время говорилось много любовных заговоров, чтобы присушить к себе любимую, любимого, чтобы разжечь сердце на любовь, чтобы нагнать любовную тоску-кручинушку.

* На Ивана Купалу девицы завивали венки из трав и цветов: иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка; вечером пускали эти венки на воду и смотрели, как и куда они плывут. Если венок тонет — милый разлюбил, не женится.

 

Зарывание трав

* Чаще всего Ивана Купалу величали травником, ибо «все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год.

* «Откуда возникло это сказание, трудно вообразить; по всему можно думать, что невозможность цвести папоротнику в явь, как растению тайнобрачному (возьмем хоть грибы, которые тоже не цветут, не есть ли это насмешка, ради того, что никому не нужно рассчитывать на слепое счастье, а пользоваться только трудом и от него получать средства к жизни» (М. Забылин).

Но сорвать его трудно, почти невозможно, потому что огненный цветок охраняют полчища нечистой силы, а если сорвал, нужно бежать, не оглядываясь, хотя за спиной крики, вопли нечистой силы.

* У древних славян папоротник считался наземным знаком молнии и посвящен был Перуну, покровителю грома и молнии и самого солнца. А посему, считали наши предки-язычники, не просвещенные Светом Христовой веры, все чудодейственные свойства папоротника связаны с Перуном, который якобы молнией (папоротником) разгоняет нечистую силу из тела, души, из жилища.

 

Обереги от нечистой силы

В ночь на Ивана-травника старались предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы: колдунов, волхвиток (такое древнерусское прозвание женщин-колдуний сохранилось на Чикое в Забайкалье. — А. Б.), оборотней, которые будто бы буйствуют в эту ночь, насылают порчу на людей и коров. <...> По сообщению К. М. Афанасьева (с. Новая Брянь): «В день Ивана-травника снимали с телят ошейники и привязку (веревку или ремень для привязи теленка у места доения. — А. Б.), прятали подойник и стульце для дойки и с воскресной молитвой обходили двор кругом (охранительный знак. — А. Б.). Ворота закрывали тоже с молитвой, т. е. предпринимали меры предосторожности, ибо верили, что в эту ночь бесчинствует нечистая сила: ходят колдовики, колдуны. В оборотничестве подозревали баб, о которых рассказывали, что они превращаются в собак, свиней, ворон, в сорок, в сов...»

* От нечистой силы (колдунов, колдуний) русские крестьяне чаще всего оборонялись все же не древними оберегами (борона, крапива, огонь, вода, заговор), а перво-наперво молитвой Иисусовой: также крестили дегтем ворота, окна и даже крапиву клали у ворот и калиток крест-накрест.

 

* * *

* Обильная роса на Ивана-цветного — к обилию огурцов.

* Ивановой слезой — росой — моют больные глаза.

* На Иванову ночь звездно — к грибам.

* Ивановские дожди лучше золотой горы.

* До Ивана дня просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я сам упрошу.

* * *

 

8 июля (25 июня по старому стилю)

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ

 

Благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (скончались в 1228 г.)

 

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, для православных мирян явили собой высокий образец взаимной любви и преданности, будучи при этом смиренными, боголюбивыми и человеколюбивыми, отчего и стяжали Божий дар чудотворений. Крестьянская девица из рязанской деревни Ласковой, исцелившая муромского князя Петра от проказы, становится его женой, несмотря на сопротивление бояр. Через всю свою нелегкую жизнь, через бесчисленные козни недоброхотов и жестокие испытания пронесли они любовь и верность друг к другу. Перед смертью приняв иночество, завещали положить их в одном гробу и отошли в один день. Хотя их, вопреки завещанию, сначала положили в разных гробах, по Божьему промыслу очутились они в одном гробу. Так их и похоронили. Православные люди в этот день молятся: «Радуйся, Петре, яко дана та бысть власть убити летящего змия! Радуйся, Февроние, яко в женьстей главе святых муж мудрость имела еси!» В память о святых Петре и Февронии осталась летопись: «Повесть от жития святых новых чудотворцев Муромских благоверного и преподобного и достохвального князя Петра, нареченного во иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя княгини Февронии, нареченной во иноческом чину Ефросинии. Благослови, Отче».

* * *

* Этот день русские считали самым счастливым для венчания.

* С этого дня ожидается еще сорок жарких дней.

 

9 июля (26 июня по старому стилю)

ДАВИД-ЗЕМЛЯНИЧНИК

 

Преподобного Давида Солунского (скончался около 540 г.)

 

Преподобный Давид Солунский, инок, пустынник, прожил 70 лет в шалаше, находясь в постоянной молитве, соблюдая самый суровый пост, терпя жару и холод. Преподобный обрел Божий дар чудотворения и многих исцелил от хворей.

* * *

* На Руси в эту пору повсеместно поспевает земляника, почему день и величается Давид-земляничник.

* «Пчельники твердо уверены, что тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором» (И. Сахаров).

* На деревне девки пели:

Земляничка-ягодка,

Мне не двадцать два годка,

Мне всего семнадцать лет,

От ребят отбою нет.

 

10 июля (27 июня по старому стилю)

САМСОН-СЕНОГНОЙ

 

Преподобного Сампсона Странноприимца (скончался около 530 г.)

 

Преподобный Сампсон Странноприимец родился и жил в Константинополе. Все свое время он посвящал служению нищим, больным, странникам. Господь благословил такое служение ближним и даровал святому Сампсону дар чудотворения. Благодаря этому дару он исцелял больных не только как талантливый врач, но и как носитель Божией благодати. Его заботами были построены странноприимный дом и больница. После смерти святого Сампсона странноприемница была названа его именем, потому что святой покровительствовал ей даже после своей плотской смерти. От гроба преподобного Сампсона совершались многие исцеления.

* * *

* На Самсона дождь — через семь недель то ж.

* На Самсона-сеногноя дождь — до бабьего лета мокро.

* * *

* Нередко именно в эти дни начинаются дожди — отчего и Самсон-сеногной. Ребятишки окликают солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

Серу колупают,

Нам не дают,

На базаре продают.

(Забайкалье, записано составителем.)

 

12 июля (29 июня по старому стилю)

АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

ПЕТРЫ И ПАВЛЫ, ПЕТРОВ ДЕНЬ, ПЕТРОВКИ

 

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (скончались в I в.)

 

Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедование Его Божества «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою» (Евангелие от Матфея 16, 16–18). <...> Господь наш Иисус Христос в последние дни земной жизни Своей избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Евангелие от Матфея 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «И дам ти ключи Царствия Небеснаго; и еже аще свяжеши на земли, будет связано но Небесах; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесах» (Евангелие от Матфея 16, 19). <...> ...Апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой. <...>

Апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем. Прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. <...> ...Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях: Сам сострадал ему в его страданиях. Сам руководил его к этому дню. <...> Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания» («Слово Блаженного Августина, епископа Иппонийского». Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

* * *

* Крестьяне говорили: «Петров пост — бабий копеж». Благодаря тому, что скоромное в пост есть грех, хозяйки скапливали за эти дни сметану, масло, творог, яйца. Начинался сенокос, и покосчикам нужен был сытный харч, чтобы ладно работали.

* * *

* В Петров день — дневные и ночные веселые гуляния. «Иностранцы... удивляются, что русские в течение года держат жен и дочерей взаперти, редко отпуская даже к родным в гости или в церковь, в Петров день позволяют им гулять, качаться на качелях, водить хороводы и пользоваться другими забавами» (М. Забылин).

* * *

* Святые апостолы Петр и Павел почитались крестьянами как покровители рыболовства и рыбаков; более того, среди приморских, приозерных, приречных поселян апостол Петр прозывался рыболовом, ибо из рыбаков и вышел и сподобился от Господа Бога своего Учителя улавливать в духовные сети людские души для их спасения.

* * *

* В свое время родовитые промысловые рыбаки ведали уйму наговоров на рыбную ловлю, которые, как и все позднейшие наговоры, стали утрачивать религиозно-языческое значение и превратились суть в стихийные народные молитвы, обращенные к Господу Богу Иисусу Христу, Божией Матери и христианским святым.

* * *

* Как это ни причудливо и, скажем прямо, грешно, но с именами святых апостолов Петра и Павла связано заклинание от зачатия: «Шли-прошли Петры и Павлы. Где вы, Петры и Павлы, ночевали? В городу Ерусалиму, в Божьей церкви на престоле; ключи, замки обронили, нечем грешну душу пропустити: грешна душа согрешила, младенца в утробе потребила, всякими зельями заедала, всякими травами заливала; попала в тар-тары, в огонь горючей, попала в тар-тары, в смолу кипучу».

Это же заклинание шепчется при искушении (искусе) начинающей лекарки, то есть при ее посвящении в чудодейное знахарство.

* * *

* Во дни Петровского поста (петровок-голодовок) крестьяне старательно готовились к покосу: ладили березовые грабли, вилы, стожни (трехрогие вилы для метания зародов-стогов), бастрики (гнеты, которыми прижималось сено к возу), гнули дуги, полозья для саней; чинилась конская сбруя, ладились березовые туеса под сметану и масло; шли и другие приготовления.

* * *

* С Петрова дня — красное лето, зелен покос, зарница хлеб зарит.

* На Петров день и солнышко играет.

* С Петрова дня и барашка в лоб (разговение после поста).

 

13 июля (30 июня по старому стилю)

СОФРОНИЙ ИРКУТСКИЙ

СЕННОЙ ПОКОС

 

Собор славных и всехвальных двенадцати апостолов: Петра, Андрея, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Святителя Софрония, епископа Иркутского (прославление 1918)

 

* «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Заведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, мытарь, Иаков Алфеев и Леввий, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Евангелие от Матфея 10:1–4). На соборе апостолов двенадцатым вместо Иуды был избран Матфей.

* * *

* «Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился 30 марта 1771 года, на второй день Святой Пасхи. Пока ожидали решения святейшего Синода о погребении, шесть месяцев его тело оставалось не преданным земле и за это время не подвергалось тлению. Уже тогда, ввиду этого обстоятельства, а также зная строгую подвижническую жизнь святителя Софрония, паства стала почитать его как угодника Божия. Многократно (в 1833, 1854, 1870 и 1909 гг.) его мощи свидетельствовались как нетленные и источающие благодатные чудотворения. Случившийся 18 апреля 1817 года пожар в Богоявленском соборе Иркутска оставил только кости святителя, но не умалил, а только увеличил благоговейное почитание святителя верующим народом. Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику святых угодников Божиих. Само торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня (13 июля по новому стилю) (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

* * *

 

14 июля (1 июля по старому стилю)

КУЗЬМА И ДЕМЬЯН, ЛЕТНИЕ КУЗЬМИНКИ

 

Святых бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

(скончались в 284 г.)

 

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан, братья из Рима, врачи, вели строгую, целомудренную жизнь христиан, за что Господь Бог удостоил их благодатного дара исцелять болезни. Святые говорили: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». Страстное, смиренное служение ближним бескорыстных врачей Космы и Дамиана многих язычников обратило ко Христу. Вскоре святые братья были схвачены римскими языческими властями, которые потребовали от них принести жертвы языческим богам. Святые братья отказались. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством. В чем вы нас обвиняете? Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал своим ученикам: «Даром получили, даром давайте». Император Карин настаивал на том, чтобы святые братья принесли жертву языческим идолам. По молитве чудотворцев Космы и Дамиана Бог поразил Карина болезнью. Святые исцелили его, были отпущены и продолжали бескорыстно лечить своих ближних. Но потом, доведенный до исступления черной завистью врач-наставник, который когда-то учил святых братьев врачебному искусству, убил в горах Косму и Дамиана, а тела их бросил в реку. Господь прославил святых угодников. По молитвам святых бессребреников получают исцеление все христиане, прибегающие с верой к их помощи.

* * *

* Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли.

* До Ильина дня (2 августа по новому стилю) в сене пуд меду, после Ильина дня пуд навозу (после Ильи Пророка и трава перестоялая, и дожди могут пойти).

* На Кузьму и Демьяна девки и бабы, страдуя в огороде, в поле, на покосе, не забывая накормить и обиходить семью, успевали и весельем отметить свой праздник — летние кузьминки.

 

 

1 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения Господня, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.