16 июня (3 июня по старому стилю)

ЛУКЬЯН-ВЕТРЕНИК

 

Мученика Лукиллиана (скончался около 275 г.)

 

Лукиллиан был языческим жрецом при римском императоре Валенте (270–275 гг.). В старости он убедился в ложности языческой религии, обратился к вере во Христа-Спасителя и крестился. Под влиянием его проповеди многие язычники стали обращаться к христианству. Тогда иудеи за распространение веры в распятого ими Христа донесли на Лукиллиана градоначальнику Никодимии Сильвану. Тот стал принуждать старца возвратиться к идолослужению. За отказ святому Лукиллиану сокрушили челюсти, били палками и повесили вниз головой, а затем заключили в темницу... Святой мученик Лукиллиан многочисленными гвоздями был пригвожден ко кресту.

* * *

ВЕТЕР

Как о солнце и месяце, как о дождях и снегах, так и о ветре русским народом сложена уйма поговорок и пословиц; с ветром связаны и бесчисленные приметы.

* Отколь ветер — оттоль и погода (оттоль и дождь).

* Ветром принесенное ветер и унесет.

* Куда ветер — туда и дождь (Смоленск. губ.).

* Если ветер воет на все лады, дико, погода испортится (чуваш.).

* * *

* На Руси крестьянской и рыбацкой жило такое обозначение ветров: северный — сивер; северо-восточный — полуночник; восточный — восток; юго-восточный — обедник; южный — полдень, полудник; юго-западный — верховик или летник; западный — закат; северо-западный — осенник.

* Имелось в русском языке и немало других величаний ветра:

— южный — летний, летник, меженец (он же и юго-восточный), полуденник, «русский ветер, ветер с Руси» (Архангел. губ);

— юго-западный — нижний полуденник, поужник, шелоник;

— юго-восточный — зимняк, обедник (Олонецк. губ., сиб.);

— западный — мокрогузый, плаксун, крестовый;

— северо-западный — глубник (Тобольск. губ.);

— северный — сельдяной (Архангел. губ), гонит сельдь с севера к берегам; средний ветер, сиверик, сиверяк, моряна (резкий северный ветер);

— северо-восточный — зимняк, меженик, полуночник, обедник, устюк;

— ветер, дующий с материка, с горы — горний.

 

17 июня (4 июня по старому стилю)

МИТРОФАН

 

Святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского

(скончался около 326 г.)

 

Святитель Митрофан был первым Патриархом Константинопольским, отличался святостью и обладал даром пророчества.

* * *

* С Митрофана сей гречу.

* Кое-где в русских землях гречиху сеют, когда краснеет земляника.

* Гречиху должно сеять в самое полнолунье.

 

18 июня (5 июня по старому стилю)

ДОРОФЕЙ

 

Священномученика Дорофея, епископа Тирского

(скончался около 362 г.)

 

Священномученик Дорофей предал Богу душу в возрасте 107 лет под пытками за отказ принести жертву языческим идолам.

* * *

* Если погода теплая и ясная — зерно будет крупное.

* Короткие воробьиные ночи.

 

21 июня (8 июня по старому стилю)

ФЕДОР-СТРАТИЛАТ

 

Великомученика Феодора Стратилата (скончался в 319 г.)

 

В этот день Церковь празднует в числе других памятей перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата. Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. За милосердие Бог просветил его совершенным по­знанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой к Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. В это время им­ператор Ликиний (307–324 гг.) начал жестокое гонение на христиан. За крушение языческих идолов Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким, изощренным пыт­кам. После чего он предал Богу свою святую душу.

* * *

День Федора-летнего особо почитали русские колодезники. «Колодезники, особый класс народа на Руси, выводящие начало своего искусства из Вологодской и Пермской губерний, считают сей день важным в своих работах. С вечера они кладут сковороды на места, назначенные для колодезей. На другое утро, при солнечном восходе, они снимают их и по отпотевшей сковороде выводят свои наблюдения: сковорода, покрытая водяными струями, указывает на обильные водяные жилы, сковорода, слегка отпотевшая, обещает маловодный колодезь; сковорода, совершенно сухая, ничего не обещает хорошего; сковорода, облитая дождем, предвещает все невыгоды их летних занятий» (И. Сахаров).

* * *

* Кое-где об эту пору начиналась прополка хлебов и овощей.

* Осот да лебеда — для посевов беда.

* Посеяли злаки, а косим осот да маки.

* С Федора шла назьмица — назьмили земли под парами, то есть удобряли навозом.

 

22 июня (9 июня по старому стилю)

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

 

Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

(скончался в 444 г.)

 

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский — выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви. <...> Возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. <...> Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. <...> Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. <...> Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

 

* * *

* На Кирилу — конец весне, почин лету.

* На Кирилу отдает солнышко земле всю силу.

* Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон дает (земляника).

 

23 июня (10 июня по старому стилю)

ЗНАМЕНИЯ

 

Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (скончался в 1715 г.)

 

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 г. Он придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божие?» Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни под названием «Илиотропион (Подсолнечник), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его творениях... Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Принимал горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им в те тяжкие годы существенную материальную помощь. Сохранились его архиерейская грамота в Русском Пантелеймоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам. 14 августа 1711 г. святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Там он продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. О жизни Святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: «Примите во Имя Иисуса Христа». В день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом.

Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна в 1916 году Церковь установила 10 июня всероссийское празднование в честь преставления Святителя к Богу.

 

25 июня (12 июня по старому стилю)

ПЕТР-СОЛНОВОРОТ,

СОЛНЦЕВОРОТ, ПОВОРОТ, КАПУСТНИК

 

Преподобного Петра Афонского (скончался в 734 г.)

 

Преподобный Петр Афонский с Божией помощью и благословения в видениях Пресвятой Богородицы, святителя Николая и святого Симеона Богоприимца совершил всей своей жизнью духовный подвиг полного отречения от мирской жизни, отшельничества в Святой Горе Афон. Святой Петр Афонский прожил в пустыне, не видя людей, 53 года. Одежда его истлела, волосы и борода покрыли тело вместо одежды. Святые мощи преподобного Петра хранились на Афоне в обители святого Климента.

* * *

* В Забайкалье с Петра-солноворота начинали прополку хлебных нив. «Сорняки срубали косами, а чаще вырывали руками. Поэтому существовали пословицы: поле полоть, руки колоть, а не полоть — так и хлеба не молоть; походишь рабой, так и поешь госпожой. Правда, семейский крестьянин (старообрядец Забайкалья. — А. Б.) знал еще одно рациональное средство от сорняков — это подъем паров» (Ф. Болонев).

* С прополкой поле — хлеба боле.

* Где сорняки цветут, там хлеба вянут.

 

26 июня (13 июня по старому стилю)

АКУЛИНА-ГРЕЧИШНИЦА,

КОМАРНИЦА, ЗАЕДАЛА, АКУЛИНА ЗАДЕРИ ХВОСТЫ И ПОБЕГАЙ В КУСТЫ

 

Мученицы Акилины (скончалась в 293 г.)

 

Святая мученица Акилина пострадала за Христа в Финикии от язычников, когда ей было всего 12 лет. Святые ее мощи были перенесены в Константинополь и положены в сотворенном в ее честь храме.

* * *

* Имя святой Акилины в хозяйственной жизни русских крестьян было связано с гречихой — во многих степных и нежарких краях России с этого дня начинали сев гречихи.

* «По старому русскому обычаю наши степные поселяне варили в этот день мирскую кашу для нищей братии. На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон. После небогатого, но сытного стола нищая братия благодарила хозяев ласковым словом: “Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом — на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету. Без хлеба, да и без каши ни во что труды наши”» (И. Сахаров).

 

28 июня (15 июня по старому стилю)

МОДЕСТ И АМОС

 

Пророка Амоса (VIII в. до Рождества Xристова). Святого мученика Модеста (скончался около 303 г.)

 

Святой пророк Амос жил в то время, когда еврейский народ был разделен на два царства: Иудейское и Израильское, которые противостояли друг другу. Израильское царство было идолопоклонническим, и пророк Амос, верящий в Истинного Бога, обличал израильтян, за что был жестоко побит ими и скончался от ран.

* Святой мученик пострадал за Христа от сицилийских язычников, требовавших принести жертвы идолам.

* * *

* Модесту молятся на случай падежа скота.

* Пророк Амос — пошел овес в рост.

 

29 июня (16 июня по старому стилю)

ТИХОН

 

Святителя Тихона, епископа Амафунтского (скончался в 425 г.)

 

Святитель Тихон родился на острове Кипр и уже с юности имел Божий дар чудотворения. Всю свою пастырскую жизнь святитель Тихон прожил в любви к ближнему, в милосердии и постоянно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре.

* * *

* В этот день в иных русских краях весело и дружно справляли толока (изначально толока — место в поле, вытравленное скотом) — пир для крестьян, собранных на помочи для совместного унаваживания полей. Где-то такой праздничный сбор перед работой называли просто помочи, где-то сами увеселения после пира величали так: в назьмы играть.

* Заканчивается сев позднего ярового хлеба.

* На Тихона птицы стихают, солнце ходит тише.

 

30 июня (17 июня по старому стилю)

МАНУИЛ

 

Мученика Мануила (скончался в 362 г.)

 

Святой мученик Мануил происходил из знатного персидского рода. Он принял мученическую смерть от язычников за Христа. При жизни святой Мануил был праведным, и мощи его прославились чудотворениями.

* * *

* На святого Мануила солнце застаивается.

* Солнце сияет на благия и злыя.

* Поколе солнце взойдет, роса глаза выест.