16 августа (3 августа по старому стилю)

АНТОН-ВИХРЕВЕЙ

ИСААКИЙ-МАЛИННИК

 

Преподобного Исаакия (скончался в 383 г. н. э.)

Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (скончался в 1147 г.)

 

Успенский пост

 

* Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме. Принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Скитаясь, прожил на камне возле моря целый год, беспрерывно молясь и постясь. Страшная буря сорвала камень, унесла в море и чудесным образом принесла его вместе со святым в местечко недалеко от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховом. Случилось это под праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь преподобный Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

* Преподобный Исаакий, игумен Далматской обители, прославился строгой подвижнической жизнью. Приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364—378 гг. н. э.), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывались и разрушались храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, дабы утешать и укреплять православных. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379—395 гг. н. э.), он призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления. В частности, изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. В предместье Константинополя для святого построили жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь.

 

 

17 августа (4 августа по старому стилю)

ЕВДОКИЯ, АВДОТЬЯ-СЕНОГНОТЬЯ,

СЕНОГНОЙКА, МАЛИНОВКА, ОГУРЕЧНИЦА

СЕМЬ ОТРОКОВ ЭФЕССКИХ

 

Семи отроков, иже во Эфесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (скончались около 250 г. н. э.)

Преподобномученицы Евдокии (скончалась около 362—364 г. н. э.)

 

Успенский пост

 

* Семь отроков Эфесских за исповедование веры во Христа были замурованы в пещере. Через 200 лет по Воле Божией ожили с телами и одеждами нетленными, что доказало правду о будущем воскресении из мертвых и будущей жизни. Так была приоткрыта Господом тайна воскресения мертвых.

* Святая преподобномученица Евдокия была знатной римлянкой, в числе многих тысяч христиан попавшей в плен к персам, где среди персиянок проповедовала христианство. Обратив многих из них в христианство, была схвачена и после долгих истязаний обезглавлена.

* * *

* «По замечанию сибиряков, с этого дня начинают идти дожди, вредные для сена. Эти дожди называются сеногнойками» (И. Сахаров).

* Авдотья-сеногнотья сено гноит дождями.

* На Евдокию срывают огурцы.

 

18 августа (5 августа по старому стилю)

ЕВСТИГНЕЙ-ЖИТНИК

 

Предпразднство Преображения Господня

Мученика Евсигния (скончался в 362 г. н. э.)

 

Успенский пост

 

* Мученик Евсигний пострадал за Христа при царствовании Юлиана Отступника (361—363 гг. н. э.), которого обличил в отступлении от Христа. При жизни святой Евсигний был свидетелем явления на небе знамения Креста, которое предвещало победу в сражении императору-христианину, святому Константину Великому.

* * *

* На Евстигнея в разгаре и жатва и сев озимых.

* Одной рукой жни, другой сей.

* Красно поле снопами, красно гумно скирдами.

* * *

* «Рачительные домоводцы из наших поселян находят нужным заклинать жнивы. Это, говорят они, будто нужно для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот» (И. Сахаров).

Вот одно из заклинаний (с. Егоровка, Новосибирская обл.):

 

А жито мое ядрено —

Да нихто поля не мерия,

Да й нихто ж мое гора не веда...

Да й сам Божа поля мерия,

Да й сам Божа гора зна...

Да й сам Божа гора знае...

 

* На сжатом поле оставляли клочок нетронутого хлеба «на бородку» святым Илье, Николе, на праздник Спаса и торжество Покрова Пресвятой Богородицы.

* * *

* На Евстигнея крестьяне едят лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы (потребляя, впрочем, и в другие дни). Развешивают связки луковиц, чтобы и лук лучше сохранился, и воздух очищался.

 

19 августа (6 августа по старому стилю)

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ВТОРОЙ СПАС, ЯБЛОЧНЫЙ

 

* Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа свершилось перед тем, когда Иисус Христос должен был в последний раз идти в Иерусалим. Однажды Он сказал своим ученикам: «Среди вас есть некоторые, которые до смерти увидят силу Царствия Божиего». Через несколько дней Господь взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: “Господи! Хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте”» (Евангелие от Матфея).

* Тропарь Преображению, глас 7:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показывай ученикам Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

* * *

* «По всей Великой Руси с этого дня начинают есть плоды и фрукты. Люди, имевшие сады, в старину принашивали в храмы плоды для освящения. Здесь они из рук священника раздавались всем прихожанам. Кроме того, наши предки поставляли себе в обязанность наделять всех бедных плодами, а больным посылать в дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми, недостойными общения. Об них говаривали наши старики: “А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного”. К сожалению, должно заметить здесь, что заморские новизны вытесняют этот старый обычай. Со слезами смотрят старики на равнодушие молодых людей» (И. Сахаров).

* В русских деревнях Преображение Господне — большой храмовый праздник и постный день. День сей называется еще и «вторым Каллиником», потому что ожидается второй иней, не менее вредный для хлебов, чем первый (Восточная Сибирь).

* * *

* Продолжается жатва яровых хлебов (в холодных землях только начинается).

* Начинается отлет журавлей. (Кто как хочет, а журав во Спаса.)

* Пришел Спас — бери варьги (рукавицы) про запас (бывают холода).

* Пришел Спас — всему час (поспели хлеба и плоды).

* Придет Спас — не будет комаров у нас.

 

20 августа (7 августа по старому стилю)

МАРИНЫ, ПИМЕНЫ

 

Преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (скончался в 1110 г.)

Мученика Марина (скончался около 283—285 гг. н. э.)

 

Успенский пост

 

* Святой Марин, вдохновленный пламенной любовью ко Христу Спасителю, на одном из праздников в идольском капище разрушил жертвенник, стал топтать ногами жертвы и при всех исповедал себя христианином. После жестоких истязаний святой был обезглавлен.

* Преподобный Пимен Многоболезненный путем тяжкого недуга, который по воле Божией оставил его только на три дня перед преставлением, достиг Царства Небесного. Святой страдалец был пострижен в иночество ангелами в виде иноков.

* * *

* Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.

* Рясная малина — урожай на хлеб (Смоленская губерния).

* Если уродилась малина крупная и цельная — на будущий год рожь будет полноколосная.

 

21 августа (8 августа по старому стилю)

МИРОН-ВЕТРОГОН

 

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.)

Святителя Мирона чудотворца, епископа Критского

(скончался около 350 г. н. э.)

 

Успенский пост

 

* Святитель Мирон славился редкой добротой. Застав на своем гумне воров, святой Мирон помог им поднять мешки с зерном на плечи, что устыдило и исправило воров. Святитель Мирон был удостоен от Господа дара чудотворения. Однажды во время наводнения реки Тритон на некоторое время приостановил течение реки.

* Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких совершилось из Соловецкой обители Преображения Господня в придел Преображения собора, устроенный в их честь.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Тяготясь славой великого смиренника, постника, боголюбца и человеколюбца, преподобный Савватий уплыл с преподобным Германом по Белому морю на Соловецкие острова, где иноки водрузили крест и срубили келью. После того как Савватий преставился Богу, Герман отплыл с острова и в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединения. Вместе они отправились к Соловецким островам, где Бог благословил место их пустынножительства видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Там было положено начало знаменитой Соловецкой обители. (Сведения о преподобном Зосиме помещены 17 апреля; о преподобном Савватии — 27 сентября (по старому стилю).)

* * *

* Каковы Мироны, таков январь.

* Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, во красном поле стонут.

* Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

 

22 августа (9 августа по старому стилю)

 

Апостола Матфия (скончался около 63 г. н. э.)

 

Успенский пост

 

* Апостол Матфий после Вознесения Спасителя был избран двенадцатым апостолом вместо предателя Иуды Искариота. Проповедовал Евангелие во многих землях, творил Именем Господа великие чудеса и обратил многих язычников к вере во Христа. Был осужден синедрионом, и враги Христовы иудеи до смерти забили его камнями.

 

23 августа (10 августа по старому стилю)

ЛАВРЕНТИЙ

 

Мученика архидиакона Лаврентия, мучеников Сикста Папы, диаконов Феликиссима, Агапита и Романа Римских

(скончались в 258 г. н. э.)

 

Успенский пост

 

* Лаврентий Римский принял мученический венец за Христа Спасителя при императоре Валериане, пойдя на подвиг пролития крови за Христа.

Святой Папа Сикст, родом из Афин, был схвачен и посажен в темницу. Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: «Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!» Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом.

Император заключил святого Лаврентия в темницу. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: «Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища». За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: «Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном». После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученик, испуская дух, произнес: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои».

 

24 августа (11 августа по старому стилю)

ЕВПЛ

 

Мученика архидиакона Евпла (скончался в 304 г. н. э.)

 

Успенский пост

 

* Мученик архидиакон Евпл пострадал за Христа в сицилийском городе Катано при императорах Диоклитиане (284—305 гг. н. э.) и Максимиане (284—305 гг. н. э.). Всегда нося при себе Евангелие, святой Евпл бесстрашно проповедовал язычникам о Христе. Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемуся народу, его схватили и представили правителю города Калвисиану. Святой Евпл исповедал себя христианином и обличил идольское нечестие. За это его предали мучениям. Израненного святого бросили в темницу, где он пробыл в молитве 7 дней. Господь извел в темнице мученику источник воды для утоления жажды. Представ вторично судье, укрепленный и радостный, он вновь исповедал веру во Христа и обличил мучителя за пролитие крови неповинных христиан. Судья велел оторвать святому уши и отрубить голову. Когда святого повели на казнь, ему на шею повесили Евангелие. Испросив время на молитву, архидиакон стал опять читать и разъяснять народу Евангелие. Многие из язычников уверовали во Христа. Воины взяли архидиакона и усекли мечом.

 

27 августа (14 августа по старому стилю)

МИХЕЙ-ТИХОВЕЙ

 

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

Пророка Михея (из 12-ти малых пророков, VIII в. до Рождества Xристова)

 

Успенский пост

 

* Пророк Михей, шестой из 12 малых пророков, обличал Иудейское и Израильское царство, предрекал им великие бедствия за грехи. Святой Михей пророчествовал о рождении Спасителя мира. По словам пророка Иеремии, иудеи побоялись убить его.

* * *

* На Михей дуют ветры-тиховеи — к ведреной осени.

 

28 августа (15 августа по старому стилю)

УСПЕНЬЕ, УСПЕНЬЕВ ДЕНЬ, УСПЕНЩИНА, УСПЕНКИ

 

Успение Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии

 

Завершение Успенского поста

 

 

* После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова. За три дня до смерти Матерь Божию посетил архангел Гавриил, вручив ей пальмовую ветвь, он известил о скором ее переселении в жизнь Небесную. Божия Матерь пожелала видеть всех апостолов, которые чудным образом были собраны Господом из разных мест (за исключением апостола Фомы), чтобы послужить Пречистой. В назначенный день отхода Божия Матерь лежала на одре в окружении апостолов. Настал третий час, когда должно было совершиться Успенье Матери Господа. Внезапно заблистал неизреченный Свет Божественной Славы, и все увидели в его лучах Христа, окруженного множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцов и пророков. Без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога. После погребения ее тела пришел на третий день апостол Фома, и апостолы решили открыть гроб. Сделав это, они увидели, что тело Пресвятой Девы было дивно вознесено на Небо» (Православный календарь, 1992 г.).

* День Успенья считается не только постным, но даже траурным днем; по крайней мере, старухи-крестьянки любят в этот день одеваться во все черное, в воспоминание праведной кончины Богоматери» (С. Максимов).

* * *

* «15 (28) августа — Успенье, которое в старину праздновали 2 дня. Уже окончен сенокос, поспел урожай хлебов и кедровых орехов. Под Успенье обычно кололи (забивали) кабанов на осень. На два-три успенских дня все семьи выезжали в лес для заготовки кедровых орехов, ягод и грибов. После этого начиналась страда» (Ф. Болонев, Забайкалье).

* «Хлеб подкошен или сжат, снопы в копны поставлены, на гумнах становятся скирды, и чем их больше — тем лучше: красно поле снопами — красно гумно скирдами.

Начало и конец жатвы сопровождается различными обрядами, наговорами. Приступая к работе, делают «зажин ржи», приговаривая «стань, сноп, на тысячу коп»; первый, а местами последний «именинный» сноп украшают лентами и цветами, с песнями приносят в дом или к хозяину и ставят под образа. Первый сноп при жатве ставится на целый день вверх колосьями, чтобы жницы во время жатвы не болели и стояли так же бодро, как сноп. По окончании жнитва, валяются по ниве, приговаривая: «Нивка, нивка, отдай мою силку, што я тебя жала, силку теряла». <...> В Тверской области на полосе или загоне жнецы перекувыркиваются через голову и приговаривают: «Загон, загон, отдай мою силу» и т. п. Существуют еще и особые «заживные» песни, про которые говорят, что «заживная песенка колоском давится» (А. Ермолов).

* * *

* «С 15 августа (28 августа по новому стилю. — А. Б.) начинались осенние хороводы в городах и селах. В селах с этого дня в старину начиналось молодое бабье лето и продолжалось до 29 августа (11 сентября по новому стилю. — А. Б.), до Ивана Постного» (И. Сахаров).

* * *

* С Успенья солнце засыпает (спадает жара).

* До Успенья пахать — лишнюю копну нажать.

* На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября по новому стилю) капусту рубить.

 

29 августа (16 августа по старому стилю)

ТРЕТИЙ СПАС, ОРЕХОВЫЙ

 

Попразднство Успения

Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (944 г. н. э.)

 

* «Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя, в сирийском г. Эдессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах Господа дошел и до него. Не видя Христа, он уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом Авгарь послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Христа. Встретившись с Ананией в Иерусалиме, Спаситель обещал прислать одного из Своих учеников для исцеления Авгаря. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст), умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатался Его Божественный Лик. Авгарь, получив Образ, украсил его и установил в нише над городскими воротами. В 944 г. император Константин Багрянородный выкупил Образ у эмира — тогдашнего правителя г. Эдессы. С великими почестями Нерукотворенный Образ Спасителя и письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь» (Православный календарь, 1992 г.).

* * *

* «На языке крестьян он называется «Спас на полотне» или «Ореховый Спас». Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на саму идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона)» (С. Максимов).

* «Самый “настоящий Спасов день — всем праздникам праздник”, — выражался Еф. Кокорин. — День “Нерукотворенного Образа”; он — “третий Каллиник”, не столь вредный для более или менее созревших хлебов (если не были повреждены раньше инеями). Вообще же этот день считается за полупраздник; почитается преимущественно женщинами» (А. Макаренко).

 

31 августа (18 августа по старому стилю)

ФЛОР И ЛАВР, ФЛОР И ЛАВЕР ЛОШАДНИКИ,

КОНСКИЙ ПРАЗДНИК

 

Мучеников Флора и Лавра (II в. н. э.)

 

* Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Жили вначале в Византии, затем в Иллирии (будущая Югославия). Оба брата отличались христианским боголюбием и милосердием. По ремеслу они были камнетесами и трудились на стройке языческого храма. Когда храм был завершен, братья с другими христианами повергли идолов и водрузили святой крест. За это святые братья Флор и Лавр был брошены языческой властью в колодец и засыпаны землей. Через много лет мощи святых братьев были обретены нетленными и перенесены в Константинополь.

* * *

* Как повсеместно среди крестьян признается, что Флор и Лавр — покровители коней, также повсеместно признано, что работать на лошадях в день Флора и Лавра, т. е. в конский праздник, большой грех, от которого может быть падеж лошадей.

* * *

* Флор и Лавер до рабочей лошади добер.

* Умолил Флора и Лавра — жди лошадям добра.

* До Флора и Лавра не выжигай лошадям тавра.

* * *

* К этому дню засевают озимую рожь. Хлеборобы говорят:

— Кто сеет на Флора, у того флорки и будут (цветочки).

— Коли до Флора не отсеешься, флоры и родятся.

— С Флора начало осенним утренникам.