17 июля (4 июля по старому стилю)

АНДРЕЙ-НАЛИВЫ

 

Святителя Андрея, архиепископа Критского

(скончался около 712 — 726 гг. н.э.)

Благоверного великого князя Андрея Боголюбского

(скончался в 1174 г.)

 

* Этот день в крестьянском хозяйственном календаре обозначен как день Андрея-наливы, ибо в эту пору наливается хлеб в полях. Имелся ли при этом в обозначении этого дня великий богослов, учитель и гимнотворец святитель Андрей, архиепископ Критский или охранитель и молитвенник Земли Русской святой благоверный князь Андрей Боголюбский, теперь уже неведомо. Вероятнее всего, в сознании русского простонародья имелся в виду русский князь Андрей Боголюбский  святой, принявший от предателей Руси мученическую погибель.

 

18 июля (5 июля по старому стилю)

АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ. СЕРГЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

 

Преподобного Афанасия Афонского

(скончался в 1000 г. н.э.)

Преподобного Сергия, игумена Радонежского

(обретение честных мощей в 1422 г.)

 

* Преподобный Афанасий Афонский считал истинной жизнью пост и бодрствование, посему вел самую строгую монашескую жизнь. Спал он очень мало, сидя, питался только хлебом и водой. Святой Афанасий подвизался в Киминском монастыре, где достиг такого духовного совершенства, что святой игумен Михаил благословил его на подвиг безмолвия и пустынничества. На краю Афона преподобный Афанасий построил себе келью, где в трудах и молитвах восходил к высшему иноческому совершенству. Спустя много времени на этом месте преподобный по воле Божией устроил монашескую обитель. Так на Святой Горе Афон явились храмы в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна, во имя Пресвятой Девы Богородицы, были построены трапезная, больница, странноприимный дом и другие постройки. Сама Божья Матерь, Небесная Владычица Афона, покровительствовала святому Афанасию.

* * *

* Обретение честных мощей Преподобного Сергия произошло 5 июля 1422 года, когда основанная в 1337 Сергием Радонежским Свято-Троицкая Лавра была захвачена татарскими ордами Едигея, опустошена и сожжена, а иноки под предводительством игумена Никона вместе со святынями, связанными с памятью Преподобного Сергия укрылись в лесах. После освобождения обители, когда рыли рвы для фундамента при строительстве нового храма во имя Живоначальной Троицы,  были открыты и изнесены нетленные мощи Преподобного, тело которого, и даже одежды, были невредимы, хотя кругом стояла вода. При освящении Троицкого собора в 1426 году они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

«Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя.)

 

Акафист Преподобному Сергию Игумену Радонежскому, чудотворцу. Кондак 1: Возбранный от Царя сил Господа Иисуса, данный России воевода и чудотворче предивный, преподобный отче Сергие! Прославляюще мы Прославльшаго тя славы Господа, благодарственное пение воспеваем ти: ибо молитвами твоими от нашествия иноплеменных и скорбных обстояний нас присно избавляеши, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свобода, да зовем ти: Радуйся, Сергие, скорый помощнице и преславный чудотворче.

Подробнее о житие Преподобного Сергия см. в день памяти святого Сергия 8 октября по новому стилю.

* * *

* Святой Сергий, игумен Радонежский, чудотворно открывший источник в святой Троицкой обители (ныне Троице-Сергиева лавра) и святая великомученица Параскева-Пятница в русском народе почитаются как покровители вод и целебных источников. Их именами освящены многие источники, с их именами православные русичи, принося молитвы святым Сергию и Параскеве, получают исцеление от хворей и свято оберегают эти благодатные, целебные источники.

«Охрана чистоты вод доведена в некоторых местах до такой крайности, что никто из верующих не решится плевать в воду, а тем более производить в ней испражнения». (С. Максимов).

 

19 июля (6 июля по старому стилю)

ЕРМИЙ, СИСОЙ

 

Преподобного Сисоя Великого (скончался в 429 г. н.э.)

Святых мучеников Ермия, Руфа и Руфина (скончались в III в. н.э.)

 

Преподобный Сисой Великий был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника  преподобного Антония Великого (память 17 января). За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения  однажды своей молитвой он вернул к жизни умершего отрока (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя). Перед самой своей кончиной Сисой Великий поведал ученикам о видении им ангелов, пришедших по его душу, и самого господа.

Святой мученик Ермий, афинянин, пострадал за Христа в числе других святых мучеников-афинян в Македонском городе Аполлонии при императоре Нумериане (283-284 гг. н.э.). Вместе с ними были усечены уверовавшие во Христа два градоначальника — Руф и Руфин.

* В крестьянстве говорили на день Ермия (Еремея в простонародье): «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать».

 

21 (8 июля по старому стилю.)

КАЗАНСКАЯ, КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ПРОКОПЬЕВ ДЕНЬ, ПРОШКИН ДЕНЬ, ПРОКОПИЙ-ЖНЕЦ.

 

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) Великомученика Прокопия и с ним мучеников: Феодосии, 12 жен, Антиоха, Никострата и Авды (скончались в 303 г. н.э.)

 

«1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовящихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Покорением Казани под покровительством Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским (скаончался в 1174 г.; память 4 июля). (...) Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, (...) видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону. (...) ...Строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. Матрона с матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. Архиепископ Иеремия перенес образ в Благовещенский собор; во время крестного шествия получили исцеление два слепца. Икона стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви. Много раз святая икона Казанской Божией Матери указывала путь к победе русским воинам». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

 Удостоенный видения святого крещения от Самого Господа со светлыми Ангелами святой великомученик Прокопий, будучи брошен в темницу, принял мученическую смерть за Христа от римских язычников.

* * *

* Прокопка пришел — говори, что лето на закат идет.

* После Прокопки и жнитва не за горами.

* День Прокопия-жнеца был своего рода праздничным советом перед жатвой; многие крестьяне пекли разные хлеба из самой лучшей муки, чтобы задобрить всех святых покровителей хлеборобов, в том числе и святого Прокопия, чтобы дожди не сгноили спелый хлеб.

* * *

* На покосе, на жатве не забывали русские крестьяне о помочи.

«Помочи — одна из древнейших принадлежностей русского быта. Красота этого обычая совсем лишена внешней нарядности и броской, например, свадебной декоративности, она вся какая-то нравственная, духовно-внутренняя. Пословица «дружно не грузно, а врозь хоть брось» отражает экономическое, хозяйственное значение обычая. Семья (хозяйство, дом, двор) заранее объявляла о помочах, готовила угощение и все, что потребуется для большой коллективной работы. (...) Чаще всего это была рубка дома, гумна. Но собирались помочи и на полевые работы, на сенокос, и подъем целины, на битье печей и строительство плотин». (В. Белов).

 

* День этот, посвященный явлению святой иконы Казанской Божией Матери, особо почитался женщинами, которые старались не пропустить ни службы, ни крестного хода в честь «Казанской Матушки».

 

22 июля (9 июля по старому стилю)

ПАНКРАТИЙ И КИРИЛЛ

 

Священномучеников Панкратия, епископа Тавроменийского

(скончался в I в. н.э.)

Кирилла, епископа Гортинского

(скончался в III-IV вв. н.э.)

 

* Священномученик Панкратий прожил юные годы еще при жизни на земле Иисуса Христа, и даже в юных летах сподобился вместе со своим отцом быть свидетелем чудес Христовых и слышать божественное учение. Святой Панкратий долгое время провел в отшельничестве, в пещере, где встретил его святой апостол Петр, который вместе с апостолом Павлом рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении. Святой Панкратий принял мученическую смерть за Христа от язычников.

* Священномученик Кирилл, епископ Гортинский, с ликованием принял весть, что сподобился мученической смерти за Спасителя и сам преклонил голову под меч.

 

 

24 июля (11 июля по старому стилю)

ЕФИМЬЯ-СТОЖАРНИЦА

 

Равноапостольной Ольги, во святом Крещении Елены, великой княгини Российской (скончалась в 969 г. н.э.)

Воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной, которым утвердилось православие (451 г. н.э.)

 

* Святая равноапостольная княгиня Ольга стоит у истоков духовного христианского просвещения русской земли. Она была супругой великого князя Киевского Игоря. После его гибели в 945 г. от рук восставших древлян взяла на себя бремя государственного правления. В 954 г. княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и с дипломатической миссией прибыла в столицу Византии Царьград, где таинство Крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт. Вернувшись на Русь, святая Ольга стала воздвигать первые православные храмы и, проповедуя христианство, боролась за единство русских земель.

Кондак св. Ольге, глас 4-й: Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ей подаст душам нашим грехов оставление.

* * *

* В этот день Русская православная церковь отмечает чудо святой Евфимии Восхвальной, которое было явлено в церкви с ее прославленными чудесами мощами в то время, когда здесь происходило заседание IV Вселенского Собора. На Соборе разбиралось противоречие между православными и монофизитами, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой, ложно утверждали в нем одну природу — божественную, внося в Церковь смуту и раздор. Когда спор зашел в тупик, по предложению патриарха Константинопольского Анатолия православные святители и их противники написали свое исповедание на отдельных свитках, которые положили в гробницу на грудь святой Евфимии. Через три дня, когда вскрыли запечатанный ковчег, они обнаружили, что святая держала в правой руке православный свиток, а еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия подняла руку и подала свиток патриарху.

* * *

* Этот день получил именование в народе "Ефимья-стожарница" по той причине, что в ночь с этого дня особенно ярко разгоралось созвездие Стожар (Плеяды).

* Сияние Стожар в этот день сулило удачную охоту на медведя.

* На Ефимью-стожарницу у добрых хозяев уже стояло много зародов сена.

 

25 июля (12 июля по старому стилю)

ПРОКЛ-ВЕЛИКИЕ РОСЫ

 

Мучеников Прокла и Илария (скончались во II в. н.э.)

 

* Святой мученик Прокл после страшных пыток был расстрелян язычниками из луков за исповедование веры во Христа и за нежелание принести жертвы языческим идолам. Следом за ним принял мученическую смерть за Христа и его племянник Иларий.

* * *

* На Прокла поле от росы промокло.

«По замечаниям поселян, будто с этого дня наступают большие росы. До этого дня они спешат высушить сено грядушками. Большие росы будто загнаивают сено. Старушки-лечейки собирают большие росы для очного врачевания. Этой, де, водицей, говорят они, изводится очной призор». (И.Сахаров).

 

26 июля (13 июля по старому стилю)

ГАВРИИЛ

 

Собор Архангела Гавриила

 

* Поводом к возникновению праздника Собор Архангела Гавриила послужило, вероятно, освящение в ХVII веке в Константинополе храма, воздвигнутого во имя святого Архистратига (сведения о святом Архангеле помещены в Русский Месяцеслов 8 апреля и 21 ноября по новому стилю)

 

28 июля (15 июля по старому стилю)

КИРИК И ИУЛИТА

 

Равноапостольного великого князя Владимира, во святом Крещении Василия (скончался в 1015 г.)

Мучеников Кирика и Улитты (скончались около 305 г. н.э.)

 

* Святой равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василий, сын святой княгини Ольги, был в первые лета своего княжения ярым язычником. По некоторым источникам, отличался женолюбием. Но пришло время, и великий князь просветился светом истинной веры Христовой.

В «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин написал: «Древний Летописец наш повествует, что не только Христианские проповедники, но и Магометане, вместе с Иудеями, обитавшими в земле Козарской или в Тавриде, присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию Веры своей, и что Великий Князь охотно выслушивал их учение. (...) Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого Князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не может быть без него. — Послы немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме, — ответствовали проповедники, — но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым». «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?» — сказал Владимир. «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Наконец безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения... (...) И в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» «Крестися, — ответствовал Философ, — и будешь в раю с первыми».

Великий князь Владимир, помня свою бабку, святую княгиню Ольгу, мудрости которой поклонялись великие правители ее времени, принял, как и она, Святое Крещение и крестил в Православную Веру русский народ.

«Накануне великого Крещения в водах Днепра св. Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». В чистых водах осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения Богу и человечеству» (Православный календарь, 1992 г.).

 

Величание святому Владимиру: Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.

* * *

* Святая мученица Иулитта со своим маленьким сыном, святым мучеником Кириком, были умучены, убиты за Христа Спасителя от рук язычников в Малой Азии. По русскому народному поверью, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении хворых чад.

* * *

* Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения, мороку).

* Кирики-мокродырики (частые дожди).

* Кирик и Улита для поселянок — куриные покровители.

 

29 июля (16 июля по старому стилю)

АФИНОГЕН

 

Священномученика Афиногена и десяти учеников его

(скончались около 311 г. н.э.)

 

* Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа от рук язычников в городе Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал севастийским гражданам принести жертву идолам. Жители Севастии, в большинстве своем христиане, отказались участвовать в нечестивом празднестве и приносить жертвы идолам. Воинам было приказано избивать народ и многие христиане приняли тогда мученические венцы.

Правителю стало известно, что христианство широко распространилось благодаря проповедям епископа Афиногена. Было приказано разыскать старца и привести на суд. Святитель Афиноген был схвачен. В тюрьме святой Афиноген укреплял своих духовных детей на подвиг. Приведенные на суд, все святые мученики исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. Перенеся жестокие истязания, ученики святого епископа были обезглавлены. После казни учеников палачам было приказано пытать старца. Святитель Афиноген с достоинством перенес мучения. Господь сподобил святого услышать перед смертью его голос, возвестивший обетование «Днесь со Мною будешь в раю». Священномученик сам склонил свою голову под меч.

* * *

* На Афиногена лето перешагивает зной.

* На Афиногена пташки притихают, задумываются.

* В некоторых губерниях с этого дня начинали жать рожь.