Вы здесь

Системная государственная политика противодействия политическому и религиозному экстремизму — глобальная проблема уже сегодняшнего дня

СИСТЕМНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА УЖЕ СЕГОДНЯШ Системная государственная политика противодействия политическому и религиозному экстремизму — глобальная проблема уже сегодняшнего дня
Автор — командующий войсками Сибирского военного округа генерал армии Николай Егорович Макаров излагает свои взгляды на современные характеристику и базисные источники экстремизма и терроризма, анализирует проблемные стороны противодействия этим проявлениям, а также оценивает некоторые военные аспекты антитеррористических усилий государства.

В настоящее время экстремизм и терроризм стали долговременными факторами современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества. Наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций. Терроризм и экстремизм в своих различных проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносят человеческих жизней, преимущественно мирных граждан. При наблюдаемом многообразии террористической деятельности усложняется ее характер, возрастают изощренность и масштабность террористических актов. По некоторым оценкам, совокупный годовой доход преступников, «работающих» в сфере терроризма, достигает 20 млрд. долларов.
В 1998 г. в мире было совершено 274 террористических атаки, в 2000 г. — 426, в 2002-м, когда война с террором принесла первые результаты, их число снизилось до 198, зато в 2004-м достигло уже 650, а по итогам текущего года наверняка окажется больше.
Современный терроризм представляет собой сложную систему, состоящую из комплекса взаимодополняющих процессов — идеологических, криминальных, военных, экономических, политических, религиозных и национальных. В целом терроризм сегодня является как бы ответной реакцией на длительное затягивание решения назревших (а во многих случаях давно перезревших) политических, этнических и социальных проблем.
Терроризм, как крайняя форма политического и религиозного экстремизма, прочно вошел в политическую реальность большинства стран мира, стал настоящим катастрофогенным фактором. При этом современные традиционные понятия, связанные со стратегией и тактикой противодействия ему, не дают эффективных результатов борьбы с этой угрозой. В данной ситуации государства, столкнувшиеся лицом к лицу с экстремизмом и террором, вынуждены активно заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ними.
Современный терроризм — это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Он превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и огромным капиталом. Разрушить эту хорошо отлаженную систему террора возможно также только системно, причем комплексно и на всех уровнях, от планетарного до первичных звеньев антиэкстремистской и антитеррористической борьбы.
Политический экстремизм — «отец и мать» терроризма, относится, как представляется автору, к наиболее неоднозначным и многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. Анализ имеющихся публикаций показывает, что специальные работы, посвященные непосредственно политическому экстремизму, пока немногочисленны, данное явление еще не стало предметом комплексного научного осмысления. Исследователи, занимавшиеся проблемой политического экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой его адекватного теоретического определения, объясняя это, во-первых, сложностью феномена политического экстремизма, его исторической изменчивостью и многовариантностью, во-вторых, идеологической насыщенностью, определенной тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью в трактовке этого понятия, что дает каждому исследователю право на собственное истолкование фактов политической жизни.
Политический экстремизм часто понимается и как специфическая линия в политике, отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта, и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, и как метод политической борьбы, отвергающий сотрудничество с политическими оппонентами или противниками, и как негативный социальный протест, развивающийся на различных уровнях — общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы.
Видимо, можно говорить об отсутствии пока общепринятого толкования политического экстремизма.
Необходимо отличать политический терроризм от политического экстремизма, схожего, но не тождественного явления. Понятие экстремизма значительно шире: террористические методы нередко используются экстремистскими организациями для осуществления их целей. Истоки экстремизма, так же как и терроризма, коренятся в одних и тех же предпосылках: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформация и кризис самой власти, неспособной решать вопросы общественного развития, тоталитарный характер режимов (в том числе и «псевдодемократических»), национальный гнет, стремление социальных (политических) групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и т.д.
Вместе с тем можно согласиться с рядом исследователей в том, что широкий смысл понятия политического экстремизма состоит в его характеристике как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контрэлит, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти и управления, обществу в целом, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий. Как отмечается в научных исследованиях, расширительное толкование политического экстремизма включает его проявления во всех сферах общественной жизни.
В области религиозных отношений — религиозный экстремизм — проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий и используется в борьбе религиозных организаций против светского государства или в политических целях за утверждение власти представителей одной из конфессий.
По мнению некоторых специалистов (и с ним можно согласиться) в последнее десятилетие все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связи с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм», возможно применение другого термина: «религиозно-политический экстремизм». Это религиозно-мотивированная или религиозно-камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти. Религиозно-политический экстремизм тесно связан с массовым нарушением прав человека. Он несет угрозу национальной безопасности различных государств, способствует обострению межнациональных отношений.
К факторам, порождающим религиозно-политический экстремизм можно отнести социально-экономические кризисы, меняющие к худшему условия жизни большинства членов общества: ухудшение социальной перспективы значительной части населения, рост антисоциальных проявлений, страх перед будущим, нарастание чувства ущемления законных прав и интересов этнических и конфессиональных общностей, а также политических амбиций их лидеров, обострение этноконфессиональных отношений.
Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России, нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий. Наконец, нельзя не сказать о том, что созданию благоприятных условий для активизации деятельности различного рода экстремистских групп в стране в значительной мере способствовали разрушение системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.
С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранять социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество должно противодействовать, противопоставляя экстремистским идеям и призывам идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.
Для преодоления религиозно-политического экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: политические, социологические, психологические, силовые, информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика.
Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней активное участие призваны принять общественные объединения, СМИ, религиозные структуры.
Важное значение для преодоления экстремизма имеет мониторинг его проявлений, а также противодействие использованию средств массовой информации и храмовой аудитории для пропаганды его идей. При этом следует учитывать и такой фактор, характерный для России, как низкий уровень общего состояния всей системы культуры межнационального общения. Именно эта ситуация является благодатной почвой для культивирования ксенофобии, взращивания различного рода предрассудков, предубеждений, становится причиной конфликтов в сфере отношений между народами, способствует проявлению экстремизма.
Болезненный поиск культурной уникальности, «национальных» характеров и психологии, глубоких исторических корней и «исторических несправедливостей», внешних и внутренних врагов и прочее приводит к ужесточению разделительных линий между гражданами нашего государства.
Российский народ имеет гораздо больше общих культурных и исторических ценностей и социальных норм, чем различий между гражданами по причине их этнической принадлежности. Уровень повседневного взаимодействия людей в многоэтничных сообществах и коллективах (включая семейно-родственные) на порядок выше, чем среди представителей политических и интеллектуальных элит. Следует отказаться от упорной и навязчивой экзотизации и исключительности этнических общностей и придания им радикального, фундаментального характера, что чревато дальнейшей разобщенностью российских граждан. Именно это создает базу отчужденности и ксенофобии.
Исключительно важны и другие моменты, необходим их анализ на государственном уровне, их систематизация, обобщение и формирование практических выводов, а главное их реализация, прежде всего, на фактурной базе тех актов терроризма, которые уже имеет наша страна, пренебрегать ими недопустимо. Так по некоторым оценкам психологов и через год после событий в Беслане у большинства бесланцев наблюдается высокий уровень агрессивности, тревожность, подавленность, чувство вины, недоверие к средствам массовой информации. Особенно опасным психологи считают повышение уровня ксенофобии среди населения.
Дефицит информации о том, как распределялись благотворительные средства, где можно получить медицинскую помощь, о ходе расследования трагических событий — усугубил неблагоприятную психологическую обстановку в городе.
Именно такие посттерактные ситуации, если думать о перспективе, требуют аккуратного анализа и выверенных решений. Например, в сфере формирования культуры безопасности, ее нужно внедрять с раннего, еще детсадовского возраста. Пока не сформирована культура безопасности, общество беззащитно перед терроризмом. Каждому необходимо осознать: от террористов защитят в первую очередь не техника, не заборы, а собственная бдительность и дисциплинированность. Теракты в большинстве случаев предотвращают именно люди.
Политический и религиозный экстремизм — это в целом антиконституционная деятельность. Он опасен в первую очередь для самой государственности. Он сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящие время системный характер приобретают такие действия экстремистов, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами боевых операций, осуществление целой серии террористических акций, а том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.
Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, политический экстремизм представляет угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой.
Задачи на внешнем направлении противодействия политическому экстремизму должны органически вписываться в общую стратегическую линию Российского государства на установление и поддержание международных связей. Эта линия отражает новый этап вступления России в мировое сообщество, в международную экономическую и правовую систему, приверженность ее принципам взаимоуважения, конструктивизма, отказа от политики конфронтации, установки на мирное урегулирование спорных межгосударственных проблем. Стремление Российского государства к поддержанию и укреплению международной безопасности, вступление в международное антитеррористическое сообщество обусловливает его участие в совместном противодействии этому явлению.
В этой связи важным элементом реализации государственной политики на рассматриваемом направлении является сохранение и развитие деловых связей, многостороннего сотрудничества между российскими правоохранительными органами, спецслужбами и соответствующими структурами иностранных государств, равно как и между другими ведомствами, имеющими отношение к противодействию международному терроризму и другим насильственным посягательствам.
Поддержание контактов с государствами ближнего и дальнего зарубежья является проявлением внешних функций Российской Федерации, в частности таких из них, как:
— участие в защите международной безопасности от акций политического экстремизма, сотрудничество с другими государствами в области противодействия террористическим и иным экстремистским акциям;
— предотвращение угрозы политического экстремизма из дальнего и ближнего зарубежья, недопущение перерастания региональных конфликтов и войн из ближнего зарубежья на территорию Российской Федерации;
— поддержание тесного сотрудничества с другими государствами, прежде всего с СНГ, по вопросам совместного противодействия акциям международного терроризма;
— участие в предотвращении и пресечении международных конфликтов, представляющих угрозу международной и национальной безопасности;
— обеспечение безопасности сотрудников дипломатических представительств иностранных государств, международных организаций и граждан, пользующихся статусом охраняемых лиц, международных мероприятий на территории России;
— оказание помощи иностранным государствам, международным правоохранительным органам и спецслужбам в поимке преступных элементов, совершивших экстремистские акции международного характера и скрывающихся на территории России;
— участие в международной правотворческой деятельности по проблемам борьбы с экстремизмом и другие.
Действия государственных органов должны быть адекватными по их содержанию и активности акциям политического экстремизма. Это положение имеет чрезвычайно важное значение для организации деятельности государственных структур на данном направлении. Его игнорирование приведет к оказанию воздействия на отдельные стороны или элементы политического экстремизма, что, в свою очередь, создаст условия для его выживания, восстановления через определенный промежуток времени утраченных им позиций. Поэтому одним из первых и основных требований является нацеленность государства, его компетентных структур на борьбу с явлением, а не с отдельными его формами и проявлениями.
Адекватность действий может стать возможной при выполнении нескольких условий. Одним из них является хорошее знание обстановки, особенно в интересующей нас области в целом по стране и в отдельных ее регионах. Это знание возможно при наличии полной и научно выверенной информации о состоянии политического экстремизма на момент принятия решения. При этом во внимание принимается перспектива его развития, возможное реагирование на изменение условий. Такой подход предполагает необходимость хорошо поставленного прогнозирования, обеспечения заинтересованных структур точными прогностическими данными. Хорошее знание состояния политической борьбы, политической обстановки, умение правильно определять ее дальнейшее развитие окажет существенную помощь в определении приоритетных направлений в деятельности государственных органов.
Ознакомление с информационно-аналитическими материалами в данной области дает основание сделать вывод о том, что в современных условиях большую угрозу конституционным основам государства, безопасности страны представляют межнациональные конфликты, насильственные действия со стороны сепаратистов, антиконституционных объединений и движений, имеющих в своей структуре вооруженные формирования. Опасность для государства и общества представляет деятельность политизированной организованной преступности и устремленных на территорию страны иностранных спецслужб и организаций, наличие у населения большого количества оружия. Эти источники угроз определяют направления, требующие повышенного внимания со стороны государства и выделения этих направлений в качестве приоритетных в системе антиэкстремистской деятельности.
Безусловно, необходимо придание системе противодействия политическому экстремизму адекватности состоянию данного социально-политического явления. Однако адекватность означает не только объединение органов, призванных участвовать в этом противоборстве, в одну структуру. Адекватное соответствие деятельности государственных органов, противостоящих рассматриваемому явлению, предполагает, во-первых, направление усилий, имеющихся в их распоряжении сил и средств, опыта и знаний на снижение активности и нейтрализацию каждого из элементов данного явления. С учетом того, что политический экстремизм представляет собой многоплановое явление, каждому его направлению должен противостоять определенный орган или группа государственных органов, обладающих соответствующими компетентными полномочиями.
Так, экстремистским акциям политического характера, не имеющим четко выраженной антиконституционной направленности, но представляющим общественную опасность, нарушающим правопорядок, противостоит деятельность органов внутренних дел. Акциями политического экстремизма, представляющими угрозу безопасности государственных деятелей, в основном занимается Главное управление охраны Российской Федерации.
Все направления и формы политического экстремизма должны находиться под контролем и вызывать соответствующую реакцию со стороны противостоящих им государственных структур. Объединенные в одну систему, они способны при определенных условиях контролировать все явление в целом, а при улучшении этих условий решать задачу по его нейтрализации.
Необходимость управления национальными и межнациональными процессами в России в среде политиков уже не вызывает сомнения: если не управлять ими, то они начинают управлять нами, как это неоднократно происходило на Северном Кавказе. Однако нужно четко определять объект и способы управления: «руководить национальными процессами нельзя, нужно управлять процессами национальной самобытности»; иначе говоря — объектом управления должны выступать не народы, а этнополитические процессы. Вместе с тем, среди управленцев и чиновников разного уровня еще бытует этот опасный стереотип — ложная идея «саморазрешения» конфликтных ситуаций, «самоурегулирования» межнациональных отношений. Модель современной государственной национальной политики Российской Федерации должна основываться на принципе активного участия федерального центра в решении вопросов национальных отношений — и в качестве арбитра, и в качестве источника финансовой поддержки, и просто в качестве ответственного лица в любом диалоге.
Выступая на заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне в сентябре 2005 года по проблематике противодействия терроризму, В.Путин заявил, что в антитеррористической борьбе сейчас появились «новые серьезные задачи, включая пресечение подстрекательства к террору».
Он выразил убеждение, что «подобные действия должны быть признаны преступными всеми, без исключения, государствами».
«Любые попытки потакания террору, заигрывания с террористами, использование их в угоду тем или иным политическим пристрастиям или целям должны встречать всеобщее осуждение», — сказал В.Путин.
«Пропаганде терроризма, распространению идеологии расизма, национальной и религиозной нетерпимости необходимо противопоставить не только ресурсы государств, но и возможности гражданского общества, СМИ, культурного и гуманитарного сотрудничества, межконфессионального диалога», — добавил глава государства.
Серьезным ударом по международному экстремизму и терроризму, которые все чаще прибегают к ядерной риторике, стало подписание лидерами 63-х стран на сентябрьской сессии ООН конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма.
Конвенция подводит правовую базу под эффективное противодействие, актам ядерного терроризма, включая их пресечение и ликвидацию последствий, а также обеспечение антитеррористической защиты мирного и военного атома. Кроме того, Конвенция обеспечит неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма на основе принципа «либо выдай, либо суди».
Экстремизм и терроризм сегодня немыслимы без информационной подпитки. Готовя свои преступные акции, террористы рассчитывают не в последнюю очередь произвести громкий пропагандистский эффект. Именно поэтому большинство нападений боевиков осуществляется на тщательно отобранные объекты, зачастую расположенные в непосредственной близости от центров исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, ныне экстремисты стремятся оказать сильнейшее психологическое воздействие как на оказавшихся в их руках людей, так и на широкую общественность. Терроризм является мощнейшим инструментом информационно-психологической войны. Свои акции бандиты стремятся привязать к крупным политическим событиям. Несомненно, что одной из важнейших задач любых террористических акций является получение значительного общественного и политического резонанса, в первую очередь с помощью средств массовой информации. Это является весьма эффективным «инструментом» для психологической дестабилизации широких кругов общественности и фактически способствует втягиванию в поддержку борьбы с неясными целями огромной массы населения. Применительно к России подобная активизация террористической деятельности может означать возбуждение, подогрев и инициирование ненависти людей против собственной власти, дестабилизацию обстановки в различных регионах, рост национальной и религиозной вражды.
Есть и другая, глобальная по параметрам сторона проблемы. Лавина информации в мире о терроризме превращает, если уже не превратила, такую информацию в оружие массового поражения психики миллионов людей, возможно, более опасное своим воздействием, чем сам террор. Ажиотажная борьба с одним злом сама порождает другое зло.
На таком же уровне, а в России особенно ярко, высвечивается и другая проблема. Само общество, понимая смертельную опасность террора, сквозь пальцы смотрит на ежеминутное воспроизводство насилия в семье, школе, на улице, в искусстве, литературе и СМИ.
В этих условиях вполне понятной и объяснимой становится точка зрения многих авторов и специалистов, признающих необходимость существенной корректировки всей политики в информационной сфере. При этом основными задачами государства в информационно-психологичном противоборстве террористической угрозе могут стать следующие:
— формирование и постоянное развитие у российской и зарубежной аудитории доверия к политике нашего государства по предупреждению террористической угрозы;
— информационное противодействие манипулированию общественным мнением в СМИ, осуществляемому с целью одностороннего показа социально-политических и экономических процессов, неадекватной оценки событий в России;
— системное противодействие идеологическим истокам терроризма в стране и за рубежом;
— непосредственное психологическое воздействие на возможных участников террористических актов с целью изменения их психологических установок на совершение террористического акта.
Сегодня, как никогда, меры по борьбе с терроризмом, применяемые как российским политическим руководством, так и руководителями других государств, нуждаются в активной информационной поддержке.
В заявлении Государственной думы РФ «О недопустимости двойных стандартов в борьбе с терроризмом» (09.09.2005г.) особо отмечено «Только лишив терроризм медиапривлекательности, установив жесткие барьеры на пути распространения экстремистских идеологий, обеспечив международный информационный «голод» терроризму, можно будет сковать его действия, изолировать его от главной питательной среды».
Трагические события последних лет, связанные с громкими террористическими актами, заставляют по-новому взглянуть на действия государства в рамках борьбы с терроризмом. Становится все более очевидным, что эта проблема не может быть решена силами одной только Федеральной службы безопасности, на которую в соответствии с существующим законодательством возложены основные задачи по борьбе с терроризмом.
Анализ функционирования военной или силовой составляющей борьбы с терроризмом показывает, что для достижения успеха необходимо комплексное использование всех силовых структур в рамках их функционального предназначения, определенного законодательной и нормативно-правовой базой. То есть обоснованно необходимо перейти к применению войск (сил) и органов разноведомственной принадлежности в рамках единой системы борьбы с терроризмом. Ее основными составными элементами могут быть: подсистема мониторинга обстановки — в части, касающейся антитеррористической борьбы; единая система военно-политического руководства проводимыми мероприятиями; заранее определенные силы и средства, которые могут привлекаться к антитеррористической борьбе и применение которых должно осуществляться в особых формах и способах действий, адаптированных к условиям борьбы с терроризмом.
Министерство обороны Российской Федерации, являясь субъектом, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, организует взаимодействие с иными субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, при решении следующих задач:
— защиты находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
— защиты объектов Министерства обороны Российской Федерации;
— обеспечения безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации;
— проведения контртеррористических операций.
Взаимодействие с субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, осуществляется в целях защиты личности, общества и государства от терроризма, предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, координации деятельности антитеррористических сил для достижения согласованности их действий.
Основными стратегическими задачами, возложенными на Министерство обороны Российской Федерации по противодействию международному терроризму являются:
— анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма;
— выработка предложений по предметам развития сотрудничества в данном направлении;
— участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, соответствующей оперативной обстановки и тенденций развития терроризма;
— координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также терактов с использованием средств массового поражения;
— участие в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов;
— проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формированию у граждан террористических намерений и настроений.

Общие выводы:
1. Государственное противодействие политическому и религиозному экстремизму должно заключаться в системной и последовательной разработке и применении эффективных государственных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
2. Для того, чтобы осуществлять такую политику, необходим четкий общепринятый научный понятийный аппарат в этой сфере, комплексная правовая база, понимание механизмов проникновения в политику националистических идей, препятствующих реализации эффективной национальной политики и являющихся источником политического и религиозного экстремизма.
Единая логика и методология в общественной риторике являются сейчас магистральным путем преодоления пробелов знания в этой области, в том числе недопонимания создавшейся общественной ситуации среди здоровых сил общества.
3. Терроризм — способ и форма действий политического и религиозного экстремизма. Когда собственно его берут отправной точкой, «отрезается» то, что надо рассматривать ранее: корни, подпитка, структура, состав действующих сил, их стратегические интересы. Нарушается естественная логика рассмотрения вопроса. Вполне понятно, что борьбу можно вести только с какими-то силами, выделяя их прежде всего по объединяющим их интересам. Бороться со способом действий — нелогично и не эффективно.
4. Основным способом действий политических и религиозных экстремистов все больше становятся масштабные террористические акты, проводимые интернациональными международными террористическими организациями.
Борьба с ними возможна только в рамках единой общегосударственной и мировой системы, в концентрации сил противодействия, включая все силовые структуры и информационные ресурсы.
Литература

1. «Понятие, сущность и виды политического экстремизма». Аналитический вестник Госдумы ФС РФ № 6, 2001 год.
2. А.А. Нуруллаев, Ал.А. Нуруллаев. «Религиозно-политический экстремизм». Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2003, № 4.
3. Т.Б. Рамазанов. «Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности». Журнал «Право и политика». № 4, 2000 г.
4. В.И. Зоркальцев. Проект Федерального закона «О противодействии пропаганде религиозного экстремизма в РФ». TWILIGHT.RU 2002 г.
5. А.Ю. Пиджаков. «Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом». «Правоведение». № 3, 2003 г.
6. В.Иноземцев. «Ненависть к успешным». «Новая газета». № 66, 2005 г.
7. Н.Костенко. «Город всеобщего стресса». «Независимая газета». 1.09.2005 г.
8. А.Ю. Юнаев. «Профилактика терроризма». «Независимое военное обозрение». 8.04.2005 г.
9. В.Рудаков. «Экстремизм: законные опасения». Журнал «Профиль». № 16, 2002 г.
10. С.Черняховский. «Путин и национальное единство». Агентство политических новостей. 20.09.2005 г.
11. Д.Мартынкина. «Без ответственности нет безопасности». «АиФ». 31.08.2005 г.
12. И.Плугатырев. «Терроризм это болезнь». «Независимая газета». 14.05.2005 г.
13. А.Журавский. «Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций». Информационный аналитический центр «Сова». 29.10.2003 г.
14. Актуальные задачи развития Вооруженных сил РФ. Материалы совещаний руководящего состава Вооруженных сил РФ. 2.10.2003 г.
15. В.Заварзин. «Изменился мир — изменилась армия». «Российская газета». 9.09.2005 г.
16. А.Тиранов. «Прибыльный бизнес глобального масштаба». «Независимое военное обозрение». 21.01.2005 г.
17. О.Нечипоренко. «Спецслужбы запаздывают с реагированием». «Независимое военное обозрение». 9.04.2004 г.
18. С.Лекарев. «Агитпроп терроризма». «Независимое военное обозрение». 13.05.2005 г.
19. К. Соколов. «Терроризм — это способ действия в эпоху глобализации». «Независимое военное обозрение». 10.09.2005 г.
20. В.Ю. Зорин, Т.Я. Хабриева. «Государственная национальная политика РФ: проблемы реализации и совершенствования». Журнал Российского права. № 8, 2003 г.
21. В.И. Молтенский, Ю.А. Марценюк, С.Г. Чекинов. «Об организации антитеррористической деятельности государства». Журнал «Военная мысль». № 1, 2005 г.